Наш корреспондент потревожил покой Акселя Витселя после завершения напряженного рабочего дня с двумя тренировками. Разговор получился познавательным; на сборе в Турции мысли Акселя будет теперь заняты не только футболом, но и поэзией.
Аксель Витсель по характеру скорее флегматик. Не полезет в разборки, не допустит неосторожного слова. В меру улыбчив, в меру общителен. Скажем, после матчей «Зенита» Аксель в большинстве случаев дает интервью на французском. И ловко уходит от предметных вопросов, если тема ему не по душе.
Аксель перевел наш разговор в спокойное русло.
«МАРАДОНЕ НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ НА НАС»
– Сколько неожиданных встреч на сборах! Расскажите о встрече с Диего Марадоной на первом сборе в Эмиратах. Это ведь вы ее организовали.
– Нет, мой друг. Он живет в Дубае и знаком с Диего. Вечером мы с ребятами из «Зенита» получили приглашение и поехали в центр города, чтобы увидеться с Марадоной. В тот вечер Диего участвовал в каком-то знаменательном событии. Поэтому не удивляйтесь, что растиражирован снимок, на котором он с бокалом в руках.
– Была возможность поговорить с Диего?
– Увы, нет. Только несколько рукопожатий и фото на память. Он был занят.
– Для вас это первые полноценные сборы под руководством Лучано Спаллетти. Как переносите нагрузки от Лучано?
– Что первый сбор в Эмиратах, что второй в Турции проходят на фоне приличных нагрузок. Занимаемся дважды в день. Но я не испытываю сложностей. Только так набирается сила, а вместе с ней налаживается футбол.
– Осознаете, что весной красивый футбол показать непросто? Поля в России не те.
– Другого выбора у нас нет. Будем исходить из того, что все команды будут в равных условиях. Понимаю, что весной будут тяжелые матчи. В чемпионате России больше «физики», чем техники. Очень много контактов. Наверное, поэтому в премьер-лиге травм больше, чем в Европе. По качеству игры и футболистов «Зенит» очень хорош. Мы должны вернуться на первое место в чемпионате.
– Как объясните проигрыш на сборах египетскому клубу «Замалек», который больше года не имел практики в официальных матчах? Или «Шахтеру»?
– Если подсчитать, сколько моментов мы не использовали, «Замалек» мог проиграть, и крупно. Но случился гол в наши ворота. В этом матче тренерский штаб пробовал, нащупывал. Неужели вы сделали из этого матча выводы? Что касается «Шахтера», то он превзошел нас. Спаллетти, разумеется, в таких случаях выражает недовольство в раздевалке. Мы говорили о специфических вещах. О том, что и как следует изменить. Тем не менее экспертам с выводами следует повременить до официальных матчей.
«ХЛОПОТ С ПРИЧЕСКОЙ НИКАКИХ»
– Перед вылетом на сбор делегация клуба возложила цветы к монументу. Вам объяснили суть церемонии?
– Конечно, мне рассказывали о судьбе города во время войны. У монумента мы почтили память защитников города во время Второй мировой войны. Мне интересна история города, его музеи и памятники. Потрясающе красивый город. Но посещений культурных мест пока мало. Когда ко мне в гости в Петербург приезжала семья, мы вместе сходили в Эрмитаж.
– Все чаще в ресторанах время проводите?
– Не сказал бы. Я домосед по натуре. Но у меня есть несколько петербургских ресторанов на примете. Должен сказать, что ресторанный бизнес в Петербурге на очень высоком уровне, если судить по европейским меркам.
– У вас запоминающаяся прическа.
– Спасибо.
– Благодаря ей вы чем-то напоминаете великого русского поэта Александра Пушкина.
– Наши болельщики с первых дней начали сравнивать меня с Пушкиным. Видел фотомонтаж, а также видеозарисовку, на которой поэт за несколько секунд превращается в Витселя, а затем наоборот. Забавно. С юмором.
– Сами-то как считаете: похожи на поэта?
– Я – другой. Но вообще-то на старинных портретах заметно: у Пушкина волосы уложены похоже.
– Если не ошибаюсь, ваша прическа называется «афро».
– Да. Кстати, мне рассказали, что предок Пушкина – выходец из Африки. Так что аналогия не случайна. Многие заблуждаются, что у меня много хлопот с прической. Расчесал с утра – и она сама лежит.
– Ваша яркая внешность привлекает петербургских девушек. Они судачат на форумах о вашей личной жизни.
– Неужели? Я не одинок. У меня есть близкая подруга. Она из Америки. На этом все.
– До меня дошла шутка из Петербурга о том, что Аксель настолько любит своих собак, что разговаривает с ними по скайпу.
– Глупости. Когда я общаюсь с близкими по скайпу, собачки, шпиц и доберман, заняты своими делами. Сейчас собачки в Бельгии, а в Петербург привезу их с возобновлением сезона.
«ОТНОШЕНИЯ В КОМАНДЕ ХОРОШИЕ»
– Вам объяснили, кто соперник номер один в России?
– От болельщиков исходит, что «Спартак». Поэтому их так много приезжает на футбол в Москву.
– После приезда в Россию вы некоторое время не могли забить. Вдруг – два мяча-красавца в «Лужниках». И после этого в «Зените» еще жалуются на синтетику.
– Организм каждого футболиста по-своему реагирует на синтетику. Лично мне комфортно на ней, ничего не меняется. В матче со «Спартаком» чувствовал себя очень уверенно, как и вся команда.
– Однажды на сборах наблюдал установку Лучано Спаллетти. Он держит речь на итальянском. Переводчик Александр Низелик доносит информацию до русских игроков. А как в этой ситуации ориентируется франкофон Витсель?
– Присмотритесь в следующий раз: чуть в стороне есть еще переводчики. Нам переводят на английский и португальский. Я владею английским, но и родной язык не забываю. Скажем, с Ломбертсом можем перейти на французский.
– А как общение с русскими игроками? Денисов и Кержаков, наверное, кажутся вам излишне мрачными личностями. Поговаривают и о конфликтах между русскими и легионерами.
– За то время, что нахожусь в России, у меня не возникло ни одной проблемы в отношениях. В команде со всеми поддерживаю хорошие отношения. Языковой барьер – это уже из другой оперы. Настроение зависит и от результата. Совершенно естественно, что атмосфера в «Зените» не улучшается после поражений.