Экс-форвард "Зенита", с этого года возглавляющий юношескую сборную России (U-17), – о первых шагах в тренерской профессии, старте РПЛ, Дзюбе, Маркизио и Терри.
"Зенит"
– Месяц назад вы обронили в интервью: "Я вроде остался в структуре "Зенита", но свои функции не понимаю. Они намного сократились даже по сравнению с тем, что было". Сейчас ясности больше?
– Да. Периодически я должен присутствовать на клубных мероприятиях. Плюс высказывать мнение по каким-то футболистам. Если кому-то из руководителей "Зенита" это будет интересно. Пожалуй, все.
– Зарплату в клубе уже не получаете?
– Она осталась. Но по сравнению с той, что была в прошлом году, сократилась раз в пять. А может, в шесть.
– Досадно.
– К начальству никаких претензий. Сегодня мое основное место работы – Российский футбольный союз. Трудовая книжка лежит там. "Зенит" же хотел сохранить меня в любом качестве. Ну а я родному клубу готов помогать всегда.
– Из академии "Зенита" в вашей сборной, кажется, никого?
– Это правда. Пока, на мой взгляд, ребята не дотягивают. Но до старта отборочных матчей чемпионата Европы время еще есть. Если кто-то проявит себя – обязательно вызову. Неприкасаемых в сборной нет и не будет!
– Зато основа "Зенита" нынче лидирует. Сюрприз?
– Почему? Там хороший подбор игроков, глубина состава. С приходом Сергея Богдановича наладилась атмосфера в команде. Я об отношении к играм и тренировкам.
– При Манчини было иначе?
– Когда за полгода до завершения сезона тренер дает понять футболистам, что хочет уйти, это не может позитивно влиять на настроение коллектива. И сказывается на результате. Сейчас обстановка в "Зените" совершенно другая.
– Хоть что-то в его игре настораживает?
– Разве что два выездных матча в Лиге Европы – с минским "Динамо" и "Мольде". Тревожные звоночки. В какой-то момент игроки, видимо, расслабляются, а потом перестроиться уже сложновато.
– "Зенит" без сумасшедшего настроя – средняя команда" – произнес Семак после поражения от "Мольде". Удивила формулировка?
– Нет. Не забывайте – порядок бьет класс. Если у тебя сильные исполнители, но действуют в полноги, они никогда не одолеют команду, которая играет агрессивно, выкладывается по максимуму, бьется на каждом участке поля. На этом многие обжигались.
– Маркизио "Зениту" поможет?
– Сто процентов! Большой мастер. Лишь бы травмы обошли стороной.
– Вам жаль, что сорвался переход Терри в "Спартак"?
– Отвечу так. Если в "Спартаке" на этой позиции заиграет не легионер, а российский защитник, буду только рад.
– Продажа Промеса снижает шансы "Спартака" на чемпионство?
– Не думаю. В последних матчах он совсем не напоминал того Промеса, который еще недавно блистал в нашем чемпионате. Наверное, уже настроился на отъезд в Европу. Правда, даже такой Промес всегда оставался игроком стартового состава. Значит, надо искать футболиста, который сумеет органично его заменить. Либо перестраивать тактическую схему. Посмотрим, что придумает Каррера.
– Как полагаете, основная борьба за чемпионство развернется между "Зенитом" и "Спартаком"?
– Если отталкиваться от уровня игры в стартовых турах – да. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и "Локомотив" с "Краснодаром".
– А ЦСКА?
– Сомневаюсь, что армейцы вклинятся в эту гонку. Но если опровергнут мой прогноз, уж точно не расстроюсь. Ведь в ЦСКА много молодых футболистов. Надеюсь, все у них получится.
U-17
– Вы на днях вернулись из Лиможа, где ваша сборная участвовала в турнире из четырех команд и заняла последнее место. Неужели наши парни настолько слабее?
– С Францией сыграли 1:1, пропустив на 89-й минуте после "стандарта". С Голландией до 63-й вели 1:0, смотрелись лучше соперника. Но потом нам забили прямым ударом с углового…
– "Сухой лист"?
– Ага. Следом еще два мяча получили. А вот Англии действительно уступили вчистую – 0:3. Что ж, теперь предстоит работа над ошибками. Будем исправлять недочеты.
– Чтоб впредь не пропускать с угловых.
– Да это несчастный случай… Главное, мы проверили себя на фоне ведущих европейских команд. В целом выглядели достойно. Исключение – матч против англичан.
– В чем мы отстаем?
– В "физике". Нам противостояли уже сформировавшиеся футболисты. По объему мышечной массы – настоящие мужики. Нашим ребятам в этом смысле есть, куда расти. Со временем нагонят. Другой важный момент – и англичане, и голландцы, и французы уже тренируются в дубле, так что привыкли играть по 90 минут.
– А наши?
– В основном играют за школы на чемпионате города, где два тайма по сорок минут. Поэтому весь матч поддерживать высокий темп пока не в силах. Да и в молодежном первенстве нагрузки и скорость абсолютно несопоставимы с тем, что предлагают в Европе соперники на таком уровне.
– Сборную вам доверили в марте. Что было самым трудным за этот период?
– Начнем с того, что первую тренировку я провел в августе. До этого работа шла селекционно-организационная. Просматривал матчи, отбирал кандидатов. Знакомство с игроками состоялось уже на сборе в Испании, где мы провели два контрольных матча. Турнир во Франции – наш второй выезд. Ну а трудности… Пока ребята ни физически, ни психологически не готовы работать на максимуме. Если за границей интенсивные двухразовые тренировки для 17-летних футболистов уже в порядке вещей, то у нас этого нет. Отсюда проблемы.
– Еще что тревожит?
– С осени в академиях команды этого возраста прекращают существование. Наступает переход в мужской футбол. Кто-то адаптируется быстрее и, попадая в дубль, по-прежнему регулярно выходит на поле. У кого-то игровой практики меньше.
Конечно, это не может не беспокоить.
– Профессия тренера вам по душе?
– Да! Мне очень нравится, получаю огромное удовольствие от работы, готов посвящать ей все свое время. Чувствую, уже по-другому стал смотреть футбол.
– Глазами тренера?
– Ну да. Обращаю внимание на детали, которым раньше значения не придавал.
– Например?
– Как команда выходит из обороны. Где зоны для начала атаки. Какие тактические схемы использует тренер. Как варьирует их после замен. Все это безумно интересно!
– Лицензию А получите в конце декабря?
– Совершенно верно.
– Следом – учеба на Pro?
– Нет. После выпуска каждый тренер минимум год должен отработать по лицензии А. Только потом можно подавать документы на Pro.
– Уже привыкли, когда к вам обращаются Александр Анатольевич?
– Да. Еще месяц назад реагировал не сразу.
– На роль помощника вы позвали Дениса Бушуева, который давно живет в Германии. Чем привлек?
– У него громадный опыт. За двенадцать с лишним лет прошел все тренерские ступеньки – от работы с детьми до первой команды "Мюнхена-1860". Мы знакомы с юности, в школе "Зенита" вместе учились. После его отъезда в Германию продолжали общаться. Когда я принял юношескую сборную, очень хотел, чтоб именно Денис стал моим ассистентом. В его квалификации сомнений нет.
– А как в штабе очутился Филимонов?
– Я попросил его помочь мне в работе с вратарями. Александр Владимирович взял время на раздумье. Судя по всему, надо было уладить какие-то формальности в "Долгопрудном". Сейчас он может совмещать работу в клубе и сборной.
– На сборах Галактионов и Хомуха отбирают у игроков телефоны после отбоя. А вы?
– Подобная практика существовала в команде еще до моего назначения. Я менять ничего не стал, к тому же ребята сами изъявили желание сдавать перед сном телефоны и ноутбуки.
– Тот же Галактионов рассказывал мне, что некоторые по два мобильника с собой возят. Один сдают, вторым спокойно пользуются. Ваши хитрить пытаются?
– Допускаю. Но отслеживать, кто и во сколько выложил пост в Инстаграм, не собираюсь. Самое главное – что человек представляет собой на футбольном поле.
– Книжки-то они читают? Или сидят в соцсетях, уткнувшись в мобильники?
– По-разному. Кто-то предпочитает книжки, кто-то сидит в телефоне, кто-то играет в PlayStation. Да я и сам могу им компанию составить. Вот в аэропорту перед вылетом в Москву ребята сражались в хоккей, так я предложил сыграть с победителем.
– Ну и?
– К концу первого периода забросил шайбу, повел 1:0 – и тут объявили выход на посадку. На этом матч завершился. Получается, я выиграл.
– Такие эпизоды идут тренеру в плюс или в минус?
– Я же победил. Вот проиграл бы – тогда, наверное, пошло бы в минус. Ха! Если серьезно, вообще не вижу здесь проблемы. Я же чувствую, что и ко мне, и к помощникам ребята относятся уважительно.
Сборная
– Как вам матчи сборной против Турции и Чехии?
– Увы, посмотреть их не удалось. Во Франции матч с турками не показывали. А с чехами играли, когда мы летели в Москву.
– И все-таки – разговоры про "красную машину" после этих побед уместны? Или перебор?
– Это же не искусственно созданные эмоции. На чемпионате мира команда подарила болельщикам праздник. Продолжает и сейчас радовать. Как игрой, так и результатом. Ну и замечательно! Мне кажется, нашей сборной по силам сохранить победный настрой до чемпионата Европы-2020. Это как минимум.
– Есть ощущение, что Дзюба проводит лучший сезон в карьере?
– Конечно!
– Вот и в Инстаграме вы написали ему: "Наконец-то перестал был игрочишкой. Теперь ты игрочище. Воин!"
– Это шутка. Которая не подразумевает, что он был слабым игроком. Я и самому Артему говорил, и в интервью отмечал – своей игрой, отношением к делу он доказал, насколько значимый футболист. Здорово, что сейчас у нас есть игрок, способный в одиночку решить судьбу матча. И в "Зените", и в сборной.
– А ведь месяцев восемь назад он был никому не нужен, в сборную не вызывался…
– Стоп. Не нужен Дзюба был только Манчини. Стал получать меньше игровой практики в клубе, потому и в национальную команду какое-то время не приглашали. Но Артем не раскис. В очередной раз не побоялся уйти в аренду и там все доказал. Красавец!
– Матч молодежных сборные России и Сербии смотрели?
– Тоже не получилось. Видел лишь голы и нарезку опасных моментов.
– По составу к Бушманову есть вопросы? В воротах – Мелихов, а не Максименко. В атаке – Мелкадзе, а не Чалов. Скопинцева и Баринова вообще не вызвал.
– Я не знаю, чем руководствовался тренер. Но это его выбор. Ему и отвечать за результат.
– Которого пока нет. Одна радость – на матч пришло 38 тысяч зрителей!
– Такое чудо стало возможно благодаря национальной сборной, которая после чемпионата мира возродила интерес к футболу. Люди соскучились по хорошей игре, красивым стадионам. Дай Бог, чтоб такие аншлаги стали нормой!