Финансовая фейр-плей напоминает снежного человека. Все про нее что-то слышали, но начнешь копаться в деталях — и люди тут же замолкают. Только лишь повторяют: «Введут фейр-плей — и крышка российским клубам». Из другого угла раздается бодрый голос Валерия Газзаева, что ничего бояться не надо. Главное — вступить в объединенный чемпионат России и Украины, а потом Газпром решит все финансовые проблемы.Правда, непонятно, когда стартует этот турнир. И самое главное, хотят ли участвовать в нем наши соседи. А УЕФА уже на пороге. Жаждет проверить, соблюдают ли «Зенит» и «Анжи» пресловутую фейр-плей. Корреспондент «Спорта День за Днем» решил, что «врага» надо знать в лицо, и отыскал человека, знакомого не понаслышке с ноу-хау ведомства Мишеля Платини.
В роли собеседника выступил независимый аналитик Антон Малютин. Он защитил диссертацию на тему «Финансовый фейр-плей» в Санкт-Петербургском государственном университете. Начали мы разговор с терминов, а завершили приятной информацией для тех, кто пока не может конкурировать в России с «Зенитом» и ЦСКА.
Подушка безопасности в 45 миллионов
— Сразу оговорюсь, что УЕФА будет учитывать только футбольные доходы и расходы, — говорит Малютин. — Начнем с доходов. Здесь можно выделить три самые главные вещи. Прежде всего выручку в день матча. Сюда входит продажа билетов и мерчандайзинг на стадионе.
— Будет ли учитываться, что ряд клубов не имеют своих стадионов?
— Нет.
— Хорошо. Тогда продолжим разбираться с футбольными доходами.
— Второй момент — спонсорские деньги. Имеются в виду реклама, поступления от партнеров клуба. Ну и третье — коммерческая деятельность: продажа всевозможной атрибутики, получение денег от телевидения.
— Как обстоит дело с расходами?
— Считаются только зарплаты игрокам и персоналу клуба и деньги, потраченные на трансферы. Отчисления на детско-юношеский футбол и на стадион не учитываются.
— Давайте подробнее остановимся на деньгах спонсоров. Сколько спонсор захочет, столько и даст. Разве это фейр-плей?
— Специальный орган УЕФА, куда войдут представители крупных консалтинговых фирм, будет оценивать спонсорские сделки на предмет честности. Приведу вам один пример. Одна компания предложила «Манчестер Сити» немыслимые деньги за услугу, которая точно столько не стоит. Так УЕФА «завернул» эту сделку. До пределов честной стоимости.
— Клубы могут оспорить решение этого органа УЕФА в суде Лозанны?
— Хороший вопрос. Но, к сожалению, у меня нет точного ответа.
— Если крупная компания захочет дать нашему клубу крупную сумму на трансферы, кто-то может дать ей по рукам?
— Просто так выделить деньги больше не получится. Только с заключением спонсорского контракта на размещение рекламы на футболках игроков или на домашнем стадионе клуба. Да и такие трансферы, как покупка Халка и Витселя в «Зенит», уже будет совершать сложнее. Любая покупка свыше 50 миллионов евро может вызвать вопросы.
— Почему не получится выделить деньги? Можно же зарегистрировать фирму-посредника и через нее «прокачать» нужную сумму.
— УЕФА планирует это контролировать. В ближайшее время узнаем, что из этого получится.
— Клубы обязали иметь дефицит бюджета не больше 45 миллионов евро. Откуда взялась эта цифра и кто ее рассчитал?
— Эта сумма будет фигурировать на переходном этапе. Два ближайших сезона просуществует «подушка безопасности» в 45 миллионов, потом она снизится до 30. И будет действовать три года (2015/16 — 2017/18). В сезоне-2018/19 дефицит должен быть всего 5 миллионов. УЕФА специально сделал такой переходный период, чтобы клубы успели перестроиться. Кто превысит дефицит бюджета, будет наказан. Либо денежным штрафом, либо исключением из еврокубков. Но есть два момента. Первый: клубы могут один раз превысить этот дефицит, если докажут, что это не связано с их системной деятельностью. Например, «Челси» разорвал контракт с главным тренером Роберто ди Маттео и заплатил ему большую неустойку. Она вычитается из расходов. Второй момент: «Манчестер Сити», «Челси», «Ливерпуль» имеют большой дефицит бюджета, но если у них есть план выхода из этой ситуации, то пока УЕФА их не тронет. Проблемы начнутся только через год.
Объединенный чемпионат — лазейка для клубов
— Если УЕФА будет считать дефицит клубных бюджетов, значит, все они будут открыты?
— Нет. Только у тех, кто захочет. Все участники еврокубков будут отправлять свою финансовую отчетность в УЕФА, а там уже ее будут изучать. Эта информация нигде не появится. УЕФА будет публиковать только результаты своих проверок. Вообще теперь перед клубами стоит задача: тратить меньше, зарабатывать больше.
— Но сейчас в России нереально зарабатывать на футболе!
— В систему УЕФА входят 660 клубов. Примерно половина из них не окупаются. Как видите, это общеевропейская проблема, а не только российская. И финансовая фейр-плей была придумана, чтобы ее решить.
— Вы согласны, что финансовая фейр-плей выглядит сыроватой? Есть много лазеек, чтобы ее обойти, а УЕФА пока не знает, как их закрыть.
— Когда-то же ее надо было вводить! Клубы узнали о введении финансовой фейр-плей еще три года назад. И могли подготовиться. Подобная система уже функционирует в Германии и во Франции, где клубы обязаны проходить процедуру лицензирования для допуска к чемпионату. Вот, например, недавно выгнали «Ланс» из второго французского дивизиона. Что касается Германии, то там невозможна покупка шейхом какого-нибудь клуба. Что дала такая система? Сразу же улучшилось финансовое здоровье обеих лиг.
— Валерий Газзаев говорит, что проблему финансовой фейр-плей решит объединенный чемпионат.
— Этот турнир — одна из возможных лазеек. На данный момент УЕФА не контролирует деньги, поступающие в клубы от национальных федераций.
— Но ведь деньги там будет платить Газпром?
— Возможно, он будет перечислять деньги федерациям, а уже они будут отправлять их клубам. Вот вам выход из положения. Но ненадолго. Уже в ближайшее время УЕФА может закрыть эту лазейку.
— Как быть российским клубам, которые живут только на деньги из бюджета?
— Финансовая фейр-плей относится к участникам Лиги чемпионов и Лиги Европы. Остальные могут жить, как хотят. Проблемы у них возникнут лишь после попадания в еврокубки.