В качестве профессионального футболиста спортивный директор «Зенита» играл в Германии и Италии, в качестве менеджера успел поработать в Австрии, Бразилии, Гане и США. О своих должностных обязанностях, новых игроках и особенностях ведения бизнеса из России Дитмар Байерсдорфер рассказал в интервью.
— Каковы функции спортивного директора «Зенита»?
— Спортивный директор должен быть связующим звеном между тренерским штабом и руководством клуба. В то же время в сфере моей ответственности создание современных и надежных систем поиска и подписания новых игроков всех возрастов, а также контроль и повышение качества подготовки юных футболистов. Конечно, делается все совместно с сотрудниками клуба, непосредственно отвечающими за эти направления. Общаться с тренерским штабом «Зенита» мне достаточно легко — в этом здорово помогает опыт, приобретенный мной в Италии в качестве профессионального игрока. Мне всегда очень нравился итальянский язык, так что я его выучил — это позволяет мне обсуждать с тренерами любые вопросы. У меня есть офис на базе в Удельном парке, еще один появится в клубной Академии.
— Каковы базовые принципы подбора игроков, принятые в клубе?
— Главным принципом является движение вперед, но, конечно, мы с тренером стараемся четко определять технические характеристики игроков, в соответствии с которыми подбираем футболистов на те или иные позиции. Прежде всего мы обращаем внимание на воспитанников нашей Академии, затем смотрим на российских футболистов, а уже после этого начинаем поиски за границей. Мы работаем над стратегическим планом селекции, поскольку команде нужны не только игроки, находящиеся в расцвете карьеры. Мы рассчитываем подписывать талантливых ребят, которые смогут впоследствии стать футболистами высочайшего уровня. Возможно, таких приобретений станет больше.
— Давно ли «Зенит» обратил внимание на Нету и Родича?
— Наши скауты наблюдали за Миланом Родичем еще с тех пор, как он играл за сербскую сборную U-19. За последние два года он сильно прибавил, и мы вновь обратили на него внимание, когда сформулировали требования к футболисту, который нам был нужен на его позиции. Это должен был быть молодой игрок, обладающий опытом выступлений на высоком уровне, способный выходить на поле в чемпионате России и еврокубках. При этом он должен был обладать потенциалом для развития, физической силой и скоростью, способностью действовать и в обороне, и в атаке. Мы искали футболиста, умеющего отдать голевой пас или перевести мяч, создавая возможности для нападающих. Луиша Нету специалисты высоко ценили еще до его перехода из «Насьонала» в «Сиену». Мы наблюдали за ним в Италии — впечатление было положительным, как и отчеты селекционеров. Нету удачно выступал за молодежную сборную Португалии и продолжал развиваться. Общение с его бывшими тренерами в Португалии и Италии окончательно убедило нас в том, что Нету станет удачным приобретением.
— Правда ли, что, имея дело с российскими клубами, все сразу же взвинчивают стоимость игрока?
— Я с этой проблемой сталкивался. За границей обычно считается, что российские клубы могут позволить себе платить больше за переходы футболистов, выплачивать огромные зарплаты или комиссионные. Но наш клуб должен соблюдать правила финансового фэйр-плей, мы ведь не живем на какой-то собственной футбольной планете. В «Зените» мы очень строго относимся к подобному отношению клубов, игроков и агентов. Если договориться не получается, мы просто отказываемся от трансфера. Это единственно возможный способ ведения дел, а со временем нам удастся победить предрассудки других игроков рынка.