Дмитрий Черышев: «Испанская молодежь сильнее подкована в тактике»

Еще месяц назад во главе молодежного состава «Зенита» ждали питерского тренера из академии, поэтому назначение 44-летнего Черышева стало сенсацией. Ведь на родине «русский испанец» до этого не поработал и двух лет. В эксклюзивном бывший нападающий сборной России рассказал о главных, на его взгляд, проблемах наших молодых футболистов, взаимодействии с коллегами по «Зениту», сравнил футбольные условия Петербурга с испанскими городами. И конечно, не обошел стороной сына, который в эти дни пытается убедить Карло Анчелотти на тренировках мадридского «Реала».

Почему молодежь играет неправильно

— Дмитрий Николаевич, какие впечатления от дебюта во главе «молодежки» «Зенита»?
— Первый блин всегда получается комом. Но это с точки зрения результата. А вот что касается работы, то мы еще только знакомимся с ребятами. У них высокий потенциал, они должны прогрессировать, но для этого предстоит много потрудиться.

— Бросилось в глаза, что за «молодежку» «Краснодара» («Зенит» проиграл 1:3) выступали футболисты из первой команды. Вы считаете справедливым, когда 17–18-летним игрокам приходится противостоять опытным мастерам?
— Во-первых, с этим все равно ничего не сделаешь. Всегда будут случаться ситуации, когда по разным причинам за молодежные составы соперников выйдут игроки из первых команд. Другое дело, что в данном случае я не понял: если Исаэл сыграл за «основу» «Краснодара» против «Зенита», зачем он тогда накануне выходил в матче с нами? Впрочем, в первую очередь надо говорить о пользе. Марсиу и тот же Исаэл — очень умные и умелые футболисты. Соперничество с ними значительно ускоряет прогресс молодых ребят. Играя только с ровесниками, можно чему-то учиться, можно выигрывать, но рост мастерства будет значительно медленнее.

— Вернемся опять же к первой игре в Краснодаре, при счете 1:1 ваш подопечный Артем Симонян не реализовал пенальти, после чего «Зенит» пропустил два мяча. Все это как-то взаимосвязано?
— Да. Психологическая устойчивость — наша проблема, над которой надо серьезно поработать. Ребятам пока не хватает уверенности и выдержки, когда ситуация на поле складывается не в нашу пользу и особенно если это отражается на счете. Команда должна держать удар в любой ситуации — продолжать выполнять установку, играть в свой футбол, соблюдать дисциплину. И, кстати, в первом тайме у нас ведь это получилось — уступая, мы провели несколько качественных отрезков и сравняли счет. Но после незабитого пенальти «поплыли» — стали торопиться, ошибаться, в некоторых моментах действовать неправильно. В итоге пропустили мяч, который в какой-то степени все это усугубил. Поэтому психологическая уравновешенность — наш большой резерв.

— Для его реализации достаточно наставлений во время матчей и психологических бесед или требуется четкое руководство опытных игроков на поле?
— Наверное, было бы здорово, имей мы в обороне или середине поля нескольких футболистов постарше. Их пример и подсказки, пожалуй, ускорили бы темп прогресса молодежи — как в игровом плане, так и в психологическом. Но надо исходить из той ситуации, которая есть, — у нас омолодился состав, и мы будем играть им.

Знакомство со Спаллетти и общение с Симутенковым

— Насколько тесный у вас контакт с директором академии Хенком ван Стее и главным тренером «Зенита-2» Владиславом Радимовым?
— Очень тесный, созваниваюсь с ними по два-три раза в день. Ведь с «Зенитом-2» мы можем обмениваться футболистами после каждого матча, поэтому обсуждаем, как ребята сыграли, кого и как имеет смысл использовать в ближайшей встрече.

— Как вы делите ответственность с ассистентом Александром Липко?
— Правильно будет сказать, что мы с ним друг друга дополняем. Например, игру можем проанализировать вместе. А когда работаем с командой, то уже четко разделяем футболистов по амплуа. Липко концентрируется на защитниках — объясняет им, как действовать в конкретных ситуациях, располагаться, держать позицию. Я же занимаюсь атакой — розыгрышем комбинаций, взаимодействием на чужой половине поля и завершением.

— Вы долго работали с молодыми футболистами в Испании. В чем их главное отличие от российских сверстников?
— Можно я оставлю это в секрете?..

— Хотя бы приоткройте его.
— Основное отличие — в тактических знаниях. Их пока нашим ребятам не хватает. Технически они готовы очень хорошо, но для того, чтобы пользоваться этими навыками более эффективно, надо лучше понимать, как действовать тактически. В Испании этому уделяют большое внимание: уже в 11–12 лет детей знакомят с тактикой, с 14 лет ее становится больше, а с 16 до 19 лет этому придается очень серьезное значение. Поэтому когда игроки приходят в молодежную команду, они практически уже готовы к выступлению в примере.

— Лучано Спаллетти активно интересуется делами вашей команды?
— С Лучано мы познакомились чуть больше недели назад, поэтому о плотном рабочем взаимодействии говорить рано. Пока с ним контакт налаживается, я больше общаюсь с представителем тренерского штаба главной команды Игорем Симутенковым. Он рассказывает о первой команде, знакомит с ее требованиями и тренировочным процессом.

Что общего между испанским футболом и Лобановским

— Предполагается, что Спаллетти будет высказывать пожелания по поводу использования игроков вашей команды, в том числе дозировать их игровое время?
— Разговора об этом не было. Но, возможно, он еще предстоит. Допускаю, что мы со Спаллетти будем обсуждать и такие нюансы. Но сначала надо все-таки лучше познакомиться. Кроме того, стоит учитывать и разницу между итальянским и испанским футболом.

— В чем их главное различие?
— Итальянский футбол всегда был построен от обороны. Команды, как правило, меньше соперника владеют мячом, а быстрые контратаки — их грозное оружие. В Испании же игра построена на контроле мяча. А в последнее время там еще и очень агрессивно играют на чужой половине поля — после потери футболисты вступают в коллективный отбор. Потому вполне закономерно, что голы часто забиваются после отбора и перехватов около штрафной соперника.

— Такой футбол требует больших физических затрат?
— Для того чтобы и футбол смотрелся, и силы игроки распределяли, нужно уметь постоянно переключаться. Здесь уместно вспомнить Валерия Васильевича Лобановского. Его «Динамо» пять-семь минут активно прессинговало по всему полю, а потом играло на удержание мяча, в том числе переводя его с фланга на фланг. Добиться такого симбиоза на протяжении всего матча очень сложно. Даже от команды очень высокого уровня. Но Лобановскому это удавалось. Поэтому он и великий тренер.

Когда нападающему полезно стать защитником

— В чем особенность взаимодействия треугольника «первая команда — фарм-клуб — молодежный состав» в Испании?
— Во-первых, отмечу, что взаимодействие и контакт между тренерами этих команд в Испании регулярны и очень активны. Футболисты «молодежки» находятся под внимательным контролем тренеров основного состава. Но самое главное — игрокам второй команды всегда стараются давать шанс в кубковых матчах. А уж если тем же «Реалу» или «Барселоне» попадаются соперники из низших дивизионов, то против них всегда выпускают по несколько молодых. Именно так дебютировал в «Реале» мой сын Денис.

— О сыне мы еще поговорим. А пока вопрос по поводу амплуа. Приходя в молодежный состав испанских клубов, игроки уже имеют за собой четко закрепленные позиции или до того, как они попадут в «основу», могут их поменять?
— Чаще все-таки они остаются на тех позициях, на которых приходят в «молодежку». Там исходят из следующего: если человек занимался десять лет в футбольной школе и попал в молодежный состав, то он лучший или как минимум один из лучших на своей позиции. Поэтому развивают в нем именно сильнейшие качества. Но бывает и по-другому. Все ведь знают Абелардо. В свое время он пришел в «молодежку» хихонского «Спортинга» нападающим. Какое-то время там поиграл, потом решили, что он не тянет, и отдали в другую команду второго дивизиона. В которой его решили сделать защитником! Поиграв удачно в этом амплуа, он вернулся в «Спортинг», откуда его купила «Барселона». Именно как защитника. Пожалуй, это наиболее известный пример за последнее время. Еще можно отметить Луиса Энрике, наверное, самого экспериментального футболиста. Трудно найти позицию, где он не поиграл.

— Для Питера актуальна проблема инфраструктуры. Матчи высокого уровня, кроме «Петровского», проводить негде, а команды низших дивизионов вынуждены делить малую арену этого стадиона. Как с этим обстоит дело в испанских городах?
— В любом, даже маленьком городе есть центральный стадион, где можно проводить официальные матчи. В том же Хихоне раньше было две арены, сейчас осталась одна. Но если в городе несколько команд, то там столько же и стадионов. В Мадриде, Барселоне каждая команда имеет свой дом, где можно проводить матчи высокого уровня, в том числе международные.

О приоритетах сына

— А какими условиями располагают академии и детские школы? В сравнении, например, с «Зенитом».
— Такие шикарные футбольные комплексы, как здесь, на улице Верности — с десятком полей, манежем и всеми необходимыми помещениями, — есть только у академий профессиональных команд. У остальных детских школ условия намного скромнее, но тем не менее у каждой есть как минимум свое искусственное поле. В редких случаях выделяют одно поле на две школы.

— Теперь о Денисе Черышеве. Его шансы закрепиться в «Реале» при Анчелотти считаете выше, чем они были при Моуринью?
— Предпочту увильнуть от этого коварного вопроса.

— А что ответите на вопрос об интересе к вашему сыну со стороны «Малаги»?
— Это правда. Также к нему есть интерес и со стороны нескольких других клубов. Но сейчас Денис думает не о них, а о том, чтобы закрепиться в «Реале». Для него это главный и единственный приоритет.




Источник: http://sportsdaily.ru/
22.07.2013 01:53 | Категория: Интервью | Просмотров: 728 | Добавил: 4ert
Нравится    
 



Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]