Молодые воспитанники клуба в нынешнем «Зените» — приятная редкость. Поэтому каждый юный футболист, появляющийся в основном составе, обращает на себя огромное внимание как прессы, так и болельщиков.
Егор Бабурин, уроженец Чернигова, какое-то время живший в Киеве, — одиннадцатый вратарь, заступивший на пост № 1 в новейшей истории «Зенита». Произошло это, напомним, по ходу матча питерцев с «Мордовией», в экстренной ситуации, когда пришлось подменять получившего травму Юрия Жевнова. Впечатлениями от дебюта 19-летний Егор уже поделился с журналистами в смешанной зоне сразу после окончания матча, который зенитовцы выиграли 1:0. А «Спорт День за Днем» извлек из редакционного портфеля интервью с Бабуриным, взятое некоторое время назад, когда Егор еще был «твердым» вратарем зенитовской «молодежки». В нем футболист рассказал, почему выбрал «профессию» вратаря, о вреде самобичевания, своем отношении ко Льву Яшину и о многом другом.
Как встал в ворота, так из них и не выходил
— Егор, расскажите, как оказались в «Зените». В одном интервью Юрий Окрошидзе, наставник вратарей «молодежки», признавался, что вы его находка.
— Так и есть. Я занимался в академии СДЮШОР «Смена» с одиннадцати лет. Довольно поздний возраст для того, чтобы начать заниматься футболом, учитывая то, что сейчас детей в футбольные школы отдают уже лет в шесть. В январе 2010-го, после одной из игр ко мне подошел тренер вратарей молодежной команды «Зенита» Юрий Окрошидзе и пригласил на сборы, попробовать свои силы. В итоге провел с молодежной командой два сбора в Турции и подписал контракт на три года.
— То есть когда вы попали в заявку клуба, вам было шестнадцать?
— Да, контракт подписал в шестнадцать лет.
— Наверное, у молодого парня после такого поворота в его жизни эмоции били через край?
— Радовался, конечно (смеется). Но теперь это считается в порядке вещей. Когда ты попадаешь в академию, то знаешь, что по достижении определенного возраста тебя пригласят на сборы. Здесь уже все зависит от тебя — докажешь ли ты свою состоятельность или нет.
— Родители отправили вас заниматься футболом или это было сугубо вашим решением?
— Нет, на это решение родители никак не повлияли. Просто любил играть в футбол во дворе, а потом один мой друг, который уже ходил в академию «Зенита», позвал меня с ним.
— Ну а матчи с вашим участием папа с мамой смотрят?
— Да, конечно. Мама переживает сильно, но смотрит.
— Отец заядлый болельщик? Советы дает?
— Нет, к сожалению. Иногда хочется, чтобы папа подсказал в каких-то моментах, где-то поругал, где-то похвалил. Бывает, сам хочу у него что-то спросить, а потом думаю: «Зачем?» Хотя, наверное, это и к лучшему. Один футболист в семье есть, и достаточно (улыбается).
— Почему именно вратарь? Пробовали себя в других амплуа?
— Нет, как в первый раз в ворота встал, так и стою. Почему вратарь? Не знаю. Мне сразу понравилось в воротах. Не было желания даже в поле выходить.
— 71-й номер связан с чем-нибудь или вы его спонтанно взяли?
— Да нет, ни с чем не связан. Просто всегда играл под первым номером, а когда перешел в молодежную команду, то решил единичку оставить.
— Есть вратари, которых вы бы могли назвать своими кумирами?
— Скорее есть вратари, игра которых мне нравится. В первую очередь назову Ван дер Сара. Де Хеа очень интересный вратарь — и по манере игры, и по комплекции. Я таких голкиперов еще не видел. Ну и конечно, Вячеслав Малафеев.
— Для многих болельщиков, не только российских, имя Льва Яшина остается святым. Он по праву считается одним из лучших голкиперов мира. Вы, конечно, человек другого поколения, не застали Яшина. Но, может, знаете что-то о нем?
— Безусловно, я испытываю к Яшину глубокое уважение. Мне кажется, и не может быть иначе. Но тут такое дело… Взять еще Пеле и Марадону — безусловно, величайшие игроки. Но тогда футбол был другой. Больше пространства, меньше скорости и так далее. Я думаю, в современном футболе этим игрокам пришлось бы тяжелее. Но, как я уже сказал, это великие игроки и они ими останутся. Они творили историю футбола.
Самобичевание — опасная штука
— Поговорим о вратаре Егоре Бабурине. Как у вас — задам неожиданный вопрос — обстоит дело с ударом? На тренировках бьете пенальти, штрафные? Не думаете стать своеобразным вратарем-голеадором?
— (Смеется) Нет, такой цели нет! А на тренировках — да, бью. Точнее, после тренировок. Вратари остаются и бьют пенальти. Но это не отработка ударов, а так, ради удовольствия.
— Приятнее забивать или отражать?
— Отражать, конечно! Защищать ворота — любимая работа, забивать — только ради удовольствия.
— В одном из своих послематчевых интервью вы извинились за пропущенный гол. Считаете, что в каждом пропущенном мяче есть вина вратаря, или некоторые ситуации от него не зависят?
— В том мяче моя вина была, поэтому я и извинился. А вообще бывает, когда говоришь: «Да, вот здесь он хорошо ударил». Но все-таки надо стараться «вытаскивать» каждый мяч.
— Не находите ли вы, что признание вратарем своей ошибки сродни самобичеванию?
— Надо же с трезвой головой подходить к разбору моментов! Ты понимаешь, что допустил оплошность, и делаешь соответствующие выводы, добиваешься того, чтобы таких моментов больше не происходило. Ну а слепое самобичевание, согласен, ни к чему хорошему не приведет. Кстати, действительно много вратарей, страдающих от этой проблемы.
— Какое качество для вратаря считаете основополагающим?
— Скажу о психологических качествах. Выделить какое-то одно как основополагающее мне сложно, а вот пять, на мой взгляд, самых важных назвать могу. Это надежность, стабильность, авторитет, опыт и спокойствие.
— Когда Юрия Окрошидзе спросили, чем вы обратили на себя его внимание, он ответил: «Руки у него вратарские. Чувствует игру»...
— Ну, это давно было, с тех пор многое изменилось…
— Но руки, наверное, хуже не стали?
— Руки, конечно, хуже не стали (смеется). На каждой тренировке я что-то отмечаю про себя. Анализирую, что хорошо получается, где ошибаюсь, над чем работать. Юрий Окрошидзе подсказывает, естественно. Другой вопрос, что без частых игр сложно судить о своем уровне. Поэтому стараюсь выкладываться по максимуму при первой же возможности. Главное — работа, ежедневный труд.
— Чем занимаетесь в свободное от футбола время? Вообще бывает такое, что морально устаете от футбола?
— Ну как такое может быть? Не тот возраст, чтобы от футбола уставать. Да и потом, такого в принципе не должно быть. Конечно, как только такая мысль появляется, нужно сразу же отвлечься, но, слава богу, у меня такого нет. В свободное же от футбола время люблю поиграть на бильярде с другом. Также в большой и настольный теннис. Еще стараемся с друзьями не пропускать домашние матчи СКА.
— О футбольных вратарях говорят, что это особые люди: суеверные, верят в приметы, соблюдают обряды, носят талисманы...
— Нет-нет, пока ничего такого... Хотя перед матчем стараюсь в голове моделировать моменты, представлять, как я отбиваю удары. Этому нас тренеры научили. Все-таки психология для вратаря важна не меньше, чем его физические данные и технические умения. А иногда и больше.
Главное — не опускать руки
— Поговорим о наболевшем. На ваш взгляд, «Зенит» достаточно хорошо работает с молодыми игроками или можно было бы и лучше?
— На каждой игре обязательно присутствует если не сам Спаллетти, то кто-нибудь другой из штаба клуба. Ионов, Чеминава, Канунников — раз такие игроки появляются, то, значит, можно сказать, что «Зенит» с молодыми игроками работает хорошо. Вообще в клубе и для «основы», и для резервистов созданы великолепные условия. Тебе не приходится ни о чем задумываться, кроме как о своей игре. Все, что от тебя требуется, — хорошая игра.
— За молодежную команду заявлено пять вратарей. На ваш взгляд, это оправданно?
— На данный момент ситуация такова, что играют трое. Дронов залечивает травму крестообразных связок до конца года, а Цветков привлекается, но не регулярно. Я считаю, что это нормально, когда в команде есть конкуренция. Ну а играть, конечно, хочется всегда и как можно чаще.
— Если взять во внимание ваш характер, то для вас лучше, когда в клубе равная конкуренция или когда знаешь, что и тренер, и коллеги рассчитывают на вас как на «первого номера»?
— В любой команде есть «первый номер». Конкуренция должна быть, но при правильном подходе к игре и тренировкам для тебя должно быть неважно, первый ты номер или запасной вратарь. В любой момент ты можешь как выйти на поле, так и сесть в запас. В любой ситуации нужно поддерживать себя на самом высоком уровне, это и должно быть главной мотивацией. Но если отвечать конкретно на вопрос, то для меня легче доказывать, что я номер один в команде.
— На тренировках вас чаще хвалят или ругают?
— Даже не знаю. На тренировках никого не ругают, а высказать что-то, указать на ошибки могут. Да и хвалят не часто, чтобы не перехвалить. Вообще тренер должен быть хорошим психологом и понимать, кого стоит похвалить, кого стоит поругать. Люди-то все разные — кого-то раззадорит, если на него накричать, а кого-то это может только расстроить. Поэтому нас и хвалят, и ругают, но очень аккуратно.
— Вы рассчитываете остаться в «Зените» или готовы попробовать свои силы в клубе с меньшими амбициями? Готовы, скажем, перейти в клуб ФНЛ?
— В первую очередь стараюсь выкладываться по максимуму. Сейчас в «основу» вратарю сложно пробиться, но это не означает, что нужно опускать руки. Конечно, если поступит предложение, я готов перейти в другой клуб. Но в первом дивизионе показывают довольно высокий уровень, так что предложение от команды ФНЛ нужно еще заслужить.
— При переходе, если допустить такую ситуацию, для вас решающую роль сыграют деньги, амбиции клуба, гарантия игры или какие-нибудь другие факторы?
— Гарантию того, что ты будешь все время играть, естественно, не может дать никто. Учитывая желание играть чаще, амбиции клуба здесь не играют существенной роли. Деньги— существенный, конечно, фактор, их никто в футболе не отменял, но тоже не основополагающий. Смена клуба — дело серьезное, и здесь скорее играет решающую роль совокупность факторов, а не один из них.
...Добавим от себя, что после дебюта в основном составе «Зенита» Бабурину вряд ли придется думать о смене клуба. Самое время доказывать и претендовать на новую роль. Удачи, Егор!
|Личное дело
Егор Бабурин
Родился 9 августа 1993 года в Чернигове (Украина)
Гражданство: Россия
Воспитанник Академии ФК «Зенит»
Амплуа: вратарь
Клубы: «Зенит», молодежный состав (Санкт-Петербург, 2010–2012), «Зенит» (Санкт-Петербург, 2012–2013)
За молодежную команду «Зенита» провел 24 матча
Дебютировал за основной состав 17 марта 2013 года в матче 21-го тура премьер-лиги «Зенит» — «Мордовия» (1:0)
|Дословно
Михаил Бирюков, тренер вратарей «Зенита»:
— Я бы не стал рассуждать про сумасшедший талант Егора Бабурина. У него есть неплохие качества. Егор пришел к нам совсем сырым, но за год немного прибавил. Команда его приняла. Шанс у него всегда будет, просто Егор должен быть к нему готов. Не валять дурака, терпеть и ждать. Бабурин должен проявлять себя даже на тренировках. Если он будет готов для основной команды, но не будет ей подходить, тогда, возможно, придется уехать и искать счастья в другом месте. Посмотрите на Михаила Кержакова (вратаря «Волги»). Остался бы в Петербурге, мог бы вообще закончить с футболом. А так уехал и получил необходимую практику. Но Бабурину пока рано уезжать в аренду. Пусть сначала здесь обобьется.
|Исторический экскурс
Часовым ты поставлен у ворот
Вратарь товар штучный! Если пробежаться по всей почти 90-летней истории «Зенита», обнаруживаешь, что ранние вратарские дебюты в чемпионатах страны — далеко не редкость. Но лишь трем представителям этого цеха удавалось застолбить место часового, которого поставили у ворот, на долгие годы и даже десятилетия. Историческая рубрика газеты «Спорт День за Днем» — подсказка для Егора Бабурина. Молодому зенитовцу есть на кого равняться!
Леонид Иванов
Дебют: 22 мая 1939 года, 17 лет. Чемпионат СССР. «Спартак» — «Сталинец» — 4:0
За два месяца до своего совершеннолетия Леонид Иванов впервые появился в воротах «Зенита», точнее — «Сталинца». Сказать, что первый блин получился комом — не сказать ничего. Пропустить четыре мяча от «Спартака»! «Сегодня самым опасным игроком был Леонид Иванов… для своей команды», — горько шутили его партнеры после игры, вспоминая «бабочки» голкипера. Из-за той неудачи 17-летнему парню на какое-то время пришлось расстаться с лаврами первого номера команды. Но травмы конкурентов — заметьте, история может повторяться — вынудили тренеров вновь вернуться к кандидатуре Иванова. Леонид Григорьевич выдержал удар и на 18 лет (!) застолбил за собой место первого номера. Его неброский серый свитер, кепочка почти на два десятилетия прочно вошли в сознание зенитовского болельщика.
Михаил Бирюков
Дебют: 26 июня 1980 года, 22 года. Чемпионат СССР. «Шахтер» — «Зенит» — 5:2
Нынешний тренер вратарей «Зенита», уроженец Орехово-Зуева, появился в команде в начале 1980-го, побывав на просмотре… в московском «Спартаке». И первые матчи отыграл за дублирующий состав под руководством Павла Садырина. Казалась, Бирюкову нереально вытеснить из «рамки» опытнейшего Александра Ткаченко. Тем не менее уже в июне Юрий Морозов доверил молодому киперу место первого номера. Донецкий дебют много лет спустя Михаил Юрьевич вспоминал с улыбкой. Но в тот момент вратарю точно было не до веселья. До 73-й минуты «Зенит» вел в счете 2:1, а к 80-й уже проигрывал… 2:5. Четыре мяча за семь минут! И по сей день этот «рекорд» остается нетронутым! «Любому футболисту, а тем более вратарю, главное — ощущать доверие со стороны тренерского штаба и ребят, — вспоминал много лет спустя Бирюков. — После того как в конце 1980-го ’’Зенит’’ покинул Александр Ткаченко, вроде бы я начал играть в ’’основе’’. Однако перед началом чемпионата-1981 пригласили Владимира Николаева из ’’Нефтчи’’. Сезон мы отыграли до первой ошибки. Психологически это очень непросто. А вот в 1982-м я окончательно поверил в свои силы. Любопытно, что первый матч в том чемпионате мы играли против… ’’Спартака’’». Все громкие победы сине-бело-голубых в 1980-е связаны с именем Бирюкова. 12 лет никто не мог подвинуть Михаила Юрьевича. И если бы не тяжелейший кризис в «Зените» начала 1990-х, Бирюков мог бы спокойно отыграть еще десятилетие.
Вячеслав Малафеев
Дебют: 7 июля 1999 года, 20 лет. Чемпионат России. «Алания» — «Зенит» — 2:2
В СДЮШОР «Смена» Вячеслав начинал играть в группе у Владимира Вильде в роли... центрфорварда. Тем не менее опыт многолетнему тренеру вратарей Владимиру Савину подсказал, что из парня получится настоящий вратарь. Уже в начале 1999-го Малафеев, выдержав жесткую конкуренцию, застолбил место дублера Романа Березовского, а летом дебютировал в «основе» во Владикавказе. Едва ли не самый скандальный матч в российской истории «Зенита» стал «бенефисом» московского арбитра Юрия Тихомирова, удалившего на 90-й минуте Березовского, а затем «постарались» и доблестные дисциплинарные органы, впаявшие вратарю пятиматчевую дисквалификацию. Если выход на поле в матче с «Аланией» на пару минут — дебют формальный, то матч на «Петровском» с ЦСКА — боевое крещение. Малафеев не дрогнул, пропустив лишь за пять минут до финального свистка с «точки» (1:1)… И вот уже 15-й сезон «Зенит» невозможно представить без Славы.
Иванов зачехлил перчатки в 35, Бирюков покинул «Зенит» в 31, Малафееву 7 марта исполнилось 34…