Арт-директор и заместитель главного редактора агентства «РИА Новости», автор фирменных шрифтов многочисленных российских изданий, а также города Перми, рассказал о том, как он работал над зенитовской стрелкой.
О сложных элементах
С графической точки зрения у всех версий стрелки, появлявшихся в последние годы, есть несколько основных проблем. Первая группа сводится к тому, как треугольная форма стрелки сочленяется с буквой «З»: иногда это давало довольно странные изображения. Вторая группа проблем — это то, как внутри стрелки выделяется буква «Т»: иногда на достаточно простой форме этот элемент выглядел не вполне органично. От этого мы серьезнейшим образом отошли. С помощью самой надписи мы передаем форму стрелки, ее остроту — из буквы «Т» просто вырастает подчеркивание, которое стрелку и образует.
О прежнем варианте
Я не могу сказать, что с первого взгляда было видно, что принятая раньше эмблема создавалась три десятка лет назад. Во многом потому, что мы к ней привыкли. Да и само изображение стилистически не было сверхъярким даже по тем временам. Поэтому его нельзя назвать характерным для 1980-х. Логотип был нарисован наивной рукой не слишком продвинутого художника. При этом в прошлом были достаточно оригинальные решения. Например, вариант стрелки, использовавшийся в 1940-х, — тот, где сама буква «З» образует стрелку, — интереснее, чем созданный в 1980-х.
Об эволюции
Логотипу придавали объем, наносили градиенты — он становился более вкусным, но все равно суть его от этого особенно не менялась. Была версия, где слово «Зенит» прилипало к нижней части стрелки, и графически это было сделано довольно наивно. Тому, что в 1990-х стрелка превратилась в круглый логотип, могло быть несколько причин. Например, нужно было сделать круглую печать, изображение которой и стало логотипом. Его удобно помещать на значки, по кругу можно вписывать какой-то текст. Вообще в работе с круглой формой много практической выгоды — иметь дело с такой нестатичной стрелкой дизайнерам не так просто. К тому же предыдущая версия сама по себе была неустойчивой — отчасти кружочек, в который она была вписана, и футбольный мяч ее от этого спасали, поддерживая в пространстве. Но наш новый вариант доработан именно таким образом, чтобы придать стрелке устойчивость. Поэтому вновь пускать по кругу надпись не понадобится.
О советской графике
Я не могу сказать, что советская традиция графики качественно отличалась от зарубежной. Проблемы, которые присутствовали, скажем, с логотипом «Зенита», тогда просто не воспринимались как проблемы. Вообще уровень графического формализма сильно вырос с появлением компьютера, а в 80-е автор вообще не мог держать в голове того, что держим сейчас мы. Но, с другой стороны, значок «Зенита» не выделялся в лучшую сторону и на фоне современных ему работ отечественных художников. В отличие, например, от визуального оформления Олимпиады 1980 года, которое до сих пор вызывает восторг у молодых дизайнеров. Назвать его старую зенитовскую эмблему плохой тоже нельзя — она, вероятно, на тот момент соответствовала задачам и вообще уровню развития визуальной коммуникации. Сейчас все сильно поменялось, и здорово, что клуб решил уделить повышенное внимание тому, чтобы сделать свою графику более современной. Это логичный шаг, причем «Зенитом» была сохранена преемственность, и это хорошо.
О значении шрифта
С одной стороны, уровень и качество шрифта, который вы читаете в той или иной книге, для вас как для читателя особенного значения не имеет. Узнаю буквы, и слава богу! Но иногда по прочтении десятка или сотни страниц вы понимаете, что ваши глаза стали быстро уставать по непонятным причинам. В этом случае профессионал сможет объяснить, что, например, набор здесь слишком жирный, а строчки стоят слишком близко. Но дискомфорт вы почувствуете и без всяких объяснений. В случае с логотипом, в том числе логотипом «Зенита», мы смотрели, с какого расстояния это изображение считывается, под какими ракурсами оно работает. Ведь нужно, чтобы зрители могли разглядеть эмблему клуба, расположенную в том числе на форме футболистов. Версии, сделанные ранее, обладали определенными минусами. Что-то слипалось, что-то было плохо различимо. И хотя то, о чем именно я говорю, четко определить сможет только профессионал, обычный человек теперь просто сумеет прочитать то, что раньше распознать было невозможно.
О доработке стрелки
Англичанам, вариант которых я дорабатывал, удалось решить большую часть проблем в эскизном виде. В мои задачи входило доведение стрелки до вида, близкого к идеальному, уточнение ритма, толщины штрихов, направляющих. Примерно такие же действия я предпринимаю, не только имея дело с работами иностранцев, но и помогая, скажем, московским или питерским дизайнерам. Кириллических особенностей здесь не так много.
О моде
Логотипы, главным элементом которых является надпись, устаревают достаточно медленно. Тем более если речь идет о почерке, а не о наборном шрифте. Ведь если в наборе мода меняется приблизительно раз в десять лет, то рукописное начертание букв сохраняется столетиями. Скажем, если почерк XIX века для нас будет выглядеть архаичным, то, глядя на почерк ХХ столетия, мы не всегда сможем точно определить, что этот текст был написан 80 лет назад. Вообще стремление обладать логотипом в виде некоего значка помимо собственно надписи было тенденцией 1990-х. В 2000-х это стало менее популярным, и сейчас функция эмблемы как раз часто берет на себя графика как таковая. При этом если посмотреть на такие массовые продукты, как телевизоры, то в логотипах их производителеЙ графическоиЙ уникальности немного. Простота делает их более доступными.
О буквах
У меня нет любимых и нелюбимых букв. Есть буквы, с которыми работать сложно, иногда на один знак может уйти месяц работы. Тем интереснее. В случае с обновленной стрелкой больше всего трудов ушло на буквы «З» и «Т». И на проработку того, как последний знак переходит в подчеркивание. С «Е», «Н» и «И» работы было значительно меньше.