Судя по всему, тренерскому штабу сборной России вкупе с РФС удалось убедить клубы отпустить игроков для подготовки к февральскому спаррингу против Исландии не за два дня до матча, как предписано регламентом, а за четыре. Сложилось так, что тема февральских сборов национальной команды исторически является предметом прений. Относительно безоблачно всё было только в ту ветхозаветную пору, когда зима в наших широтах считалась временем глубокого футбольного сна. Тогда клубы не видели никакого криминала в том, чтобы отпустить игрока в сборную даже на две-три недели. Особенно широко такая практика была распространена в советские годы, хотя и в начале российской самостоятельности подобные примеры ещё встречались: в 1993-м и 1994-м, например, национальная команда открывала год продолжительными вояжами в Америку.
Теперь всё иначе. С одной стороны, международным календарём предусмотрено окно для товарищеских матчей сборных. С другой – добиться от этого мероприятия практического смысла не так просто. Клубы в это время тренируются в разных странах, откуда футболистам надо прилететь к месту сбора. Потом, как правило, следует ещё один перелёт – к месту проведения игры. С учётом того, что на подготовку отводится только два дня, о полноценной работе на сборе речи не идёт – восстановить бы игроков к матчу. А если всё ещё организовано так, как, например, в 2011-м, когда сборную послали в Абу-Даби на шабашку с Ираном, светлая идея подготовки главной команды страны вообще оборачивается фарсом. Неудивительно, что позитивного отклика у клубов такие акции не находят.
Не очень нравилась поставщикам рабочей силы и методика Гуса Хиддинка, который в 2008-м и 2009-м собирал команду на февральский сбор, но официальной игры не проводил. Некоторые тогда позволяли себе усомниться в легитимности подобной встречи: регламент всё-таки предписывает сбор для подготовки к матчу, а когда матча нет, то не должно быть и сбора. И если отечественные клубы по этому поводу только роптали, то зарубежные своих игроков на такие мероприятия отпускать отказывались.
Предыстория понадобилась для того, чтобы полнее оценить календарь ближайшего сбора российской команды. 6 февраля ей предстоит товарищеский матч с Исландией, собраться на который, согласно регламенту ФИФА, игроки должны за двое суток. Однако срок подготовки, похоже, удалось увеличить вдвое: теперь днём встречи сборной назначено 2 февраля. В частности Леонид Слуцкий подтвердил, что ЦСКА идёт навстречу Капелло, который попросил отпустить игроков именно к этой дате.
Желание итальянца иметь больше времени на подготовку вполне понятно. Не будем забывать, что очередной отборочный матч, 22 марта против Северной Ирландии, тренер назвал важнейшим во всём цикле, в чём нет никакого преувеличения: три очка в Белфасте практически гарантируют России победу в групповом турнире. При этом Дон Фабио наверняка уже вник в специфику биоритмов российского футбола и понял, что март для нас – самый проблемный месяц.
Так что сборная получает сейчас полноценный рабочий блок, вполне сопоставимый с режимом подготовки к официальным матчам: четыре тренировочных дня (если занятие будет проведено и в день заезда) и пятый игровой. Надо сказать, что ничего подобного в феврале тренеры российской команды уже очень давно не имели. Неизбежен вопрос, почему нынешнему штабу сборной удалось то, что не удавалось прежним.
Представляется, что воедино сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, авторитет Капелло. Серьёзнейшее отношение итальянца к процессу известно всем, и у клубов, возможно, просто не хватило духу, чтобы ему перечить.
Во-вторых, работа аппарата РФС. Одного произнесённого вслух желания, каким бы уважаемым ни был его источник, едва ли достаточно для решения вопроса: с каждым поставщиком игроков надо договариваться отдельно, и люди из команды Николая Толстых эту незаметную, но важную миссию выполнили.
В-третьих, политическая атмосфера. Известные коллизии последних месяцев частенько трактуются в обществе как противостояние олигархов с руководством РФС: дразнить гусей и подогревать нежелательную для себя тему клубам, не имея особой нужды, совершенно ни к чему.
В-четвёртых, еврокубковый режим. Ни ЦСКА, ни «Локомотив», ни «Спартак» не играют сейчас в континентальных турнирах, а потому за месяц до возобновления сезона имеют право на широкие жесты. Иначе обстоит дело с «Зенитом», «Анжи» и «Рубином», которым стартовые встречи плей-офф Лиги Европы предстоят через неделю после спарринга сборной. Пока, к слову, эти клубы не подтвердили готовности своих игроков к участию в расширенном сборе, и интересно, подтвердят ли. В этом же контексте любопытно и то, в каком объёме сможет участвовать в подготовке национальной команды Марат Измайлов, которого, как уже объявлено, тренеры планируют вызвать на этот сбор.
Впрочем, присутствие отдельных игроков – это вопрос частный. Принципиально же, похоже, вопрос с форматом сбора уже решён. Капелло немало удивил осенью, добившись на старте квалификации стопроцентного результата, – продолжает удивлять и сейчас.