В первом после отставки с поста главного тренера «Зенита» эксклюзивном интервью 57-летний итальянский специалист, ныне возглавляющий «Рому», вспоминает о том, как ему жилось и работалось в России.
«ПИСКАРЕВСКОЕ – ПАМЯТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
– Что вам больше всего запомнилось за время пребывания в России? Помимо, конечно, появления на свет вашей дочери Матильды 21 октября 2011 года.
– Я еще тогда, в Петербурге, подозревал, что вы следите за каждым моим шагом! Откуда вы помните точную дату рождения моей дочки?
– Все очень просто: она совпадает с днем рождения моей старшей дочери, только годы разные. А еще в этот день родился ваш помощник Марко Доменикини. Так что еще вам запомнилось?
– Сан-Питер (так Спаллетти и его ассистенты называют Петербург) навсегда останется в моем сердце. Это удивительный, уникальный город, с которым я действительно породнился благодаря рождению дочки. Про его красоту и без меня туристы скажут, а мне вот что врезалось в память: праздник, посвященный победе во Второй мировой войне. Я знаю, что 9 Мая – святой день для вашей страны. И посещение мемориального кладбища в Сан-Питере – незабываемое воспоминание! На всю оставшуюся жизнь.
– Я помню, как вы вместе с командой ездили на Пискаревское кладбище.
– Да-да, Пи-ска-рев-ка. Я знаю, что для жителей Петербурга это святое место. Когда попадаешь туда, мурашки идут по коже... Между прочим, от Сан-Питера у меня осталась на память ленточка, которую у вас многие надевают 9 Мая.
– Вы это не для красного словца?
– Не верите?! Показать? – Спаллетти срывается с места и возвращается со свистком, висящим на георгиевской ленточке. – Это свисток, с которым я в «Роме» провожу все тренировки.
– Что еще отложилось в памяти?
– Сильнейшее впечатление произвело посещение мемориала, посвященного детям, погибшим в результате бандитской атаки на школу (речь о Беслане. – Прим. ред.). Это был шок! Одно дело – читать про это в газетах, другое – оказаться там самому... Безумно жаль этих детей, и не дай бог другим родителям пережить подобное! Вообще же работа в Сан-Питере подарила мне неповторимый жизненный опыт. Понятно, что не все и не всегда была гладко, но это ведь жизнь, а она многогранна! И общение с русскими людьми, с вашей историей и культурой стало для меня большим подарком судьбы.
«КАЖДОМУ ТРЕНЕРУ ОТМЕРЕНО СВОЕ ВРЕМЯ»
– Прошло уже два года, как вы не работаете с «Зенитом». Что же все-таки тогда произошло?
– Не буду вдаваться в подробности. У каждого тренера в работе с тем или иным клубом есть определенный цикл. Значит, мой срок вышел именно тогда. Когда работаешь в таком большом и амбициозном клубе, как «Зенит», ты всегда должен быть готов к отставке, если результат не тот, на который рассчитывает руководство. Тренер – профессия зависимая, отставка – ее часть. К тому же и характер у меня не сахар. И ошибки я тоже, разумеется, допускал. Короче говоря, сложилось так, как сложилось. Но воспоминания о работе в «Зените» у меня остались самые положительные.
– Если брать исключительно спортивные моменты, какие из них чаще вспоминаются?
– Матч с «Порту», после которого мы вышли из группы в Лиге чемпионов (6 декабря 2011 года, 0:0. – Прим. ред.). Первое золото с «Зенитом» (2010 год. – Прим. ред.). Да и второе тоже, ведь мы выиграли сезон, который по ходу дела превратился из обычного в полуторный (2011/12, когда РФПЛ переходила на систему «осень–весна». – Прим. ред.). Такое могло случиться только у вас (смеется)! Не забуду и наши битвы с ЦСКА и «Спартаком» – самыми принципиальными соперниками «Зенита», грандами вашего футбола.
– Ну, какой гранд из нынешнего «Спартака»…
– Слушайте, гранд – понятие историческое, а не сиюминутное! А «Спартак» – исторический для России клуб с многочисленными титулами и огромной армией болельщиков. Противостояние «Зенита» со «Спартаком» – всегда украшение вашего чемпионата, на каких бы местах ни находились команды.
«ОТСТАВКА ПУСТЬ АЛЕНИЧЕВА НЕ ПУГАЕТ»
– Что, кстати, скажете о работе Дмитрия Аленичева, игравшего в свое время в «Роме»? И почему «Спартак» уже столько лет ничего не может выиграть?
– Чтобы предметно ответить на второй вопрос, надо находиться внутри клуба. Что касается Аленичева, то он был прекрасным футболистом, поиграл за границей, завоевал серьезные титулы. Он – звезда «Спартака», так что его возвращение туда в роли главного тренера никого не должно удивлять. Человек, познавший футбол изнутри, знает все его секреты, в этом плюс Аленичева. Другое дело, что в тренерском ремесле нужны еще и опыт, и терпение, и многое чего еще. И удача, кстати, здесь не на последнем месте! Любому тренеру «Спартака» было и будет трудно по определению: от клуба с такой историей всегда ждут побед. Как и в современном «Зените», тренер в «Спартаке» постоянно должен быть готов к критике и разговорам об отставке. Так что моему молодому коллеге Аленичеву, безусловно, трудно. Желаю ему выйти из этой ситуации с высоко поднятой головой! А возможная отставка пусть его не пугает: карьера тренера с ней не заканчивается – нужно уметь держать удар и продолжать верить в свои силы и знания.
– А вас не звали работать в «Спартак»? До меня доходили разговоры о том, что незадолго до вашего ухода из «Зенита» и после него на вас якобы выходили некие московские клубы...
– У вас есть конкретные названия клубов?
– Есть, но озвучивать их не стану. Доказательств-то нет – кто же официально такое подтвердит?
– Вот об этом и речь! Так что нам обсуждать?
– Тогда прямой вопрос: если бы на вас вышел «Спартак», вы бы рассмотрели его предложение?
– У «Спартака» есть тренер с действующим контрактом, а у меня – контракт с «Ромой». У Аленичева своя работа, у меня – своя. Это что касается настоящего времени, ну а что будет дальше, никто не знает. Тем будущее и прекрасно! Профессия тренера непредсказуема, а предложения надо рассматривать не в теоретической, а в практической плоскости.
«К БЕРДЫЕВУ НАДО ТРЕНЕРОВ ОТПРАВЛЯТЬ НА СТАЖИРОВКУ!»
– В практической плоскости применительно к «Спартаку» всплывает кандидатура Курбана Бердыева. Раз вы следите за нынешним чемпионатом России, то что скажете о его работе с «Ростовом»?
– Что я скажу о Бердыеве? Да Бердыев – феномен! Он один из лучших ваших специалистов. И его работа с «Ростовом» это только подтверждает. Знаете, когда я готовил «Зенит» к матчам с его «Рубином», то каждый раз ломал голову над тем, как нам играть против команды Бердыева. Я бы начинающих тренеров толпами отправлял к нему на стажировку! Этот человек потрясающе разбирается к тактике и нюансах игры, а его команды выглядят прекрасно отлаженной машиной, где каждый четко знает и выполняет свои задачи.
– То есть Бердыев «Спартаку» подошел бы?
– Бердыев – топ-тренер вашего чемпионата. И он мог тренировать любой из ваших топ-клубов.
– Не преувеличиваете?
– Слушайте, вы в футболе что-то понимаете?
– Ну так, местами...
– Тогда поверьте человеку, который в футболе всю жизнь!
– Придется... Тем временем «Зенит» готовится покинуть ваш сменщик Андре Виллаш-Боаш. Вы с ним после ухода из «Зенита» общались? И как вам его работа в Петербурге?
– За Виллаша-Боаша говорят его титулы. В том числе и российские. Это известный и уважаемый специалист, на которого, разумеется, есть спрос. После моего ухода мы с ним пересекались, но о «Зените» не говорили. У нас, смею думать, товарищеские отношения, и я искренне пожелал тогда Виллашу-Боашу успехов в команде, которая мне не чужая.
«СЕМАК СОЗРЕЛ ДЛЯ БОЛЬШИХ ДЕЛ»
– На смену португальцу прочат разных иностранцев во главе с Маурисио Пеллегрини. А что бы вы сказали о российских кандидатах? Вот, например, Сергей Семак...
– Семак – живая легенда вашего футбола, его символ. Это образцовый профессионал и прекрасный человек, многодетный отец, у которого дома целая собственная команда (смеется). У него высокий авторитет в футбольном мире, помноженный на конкретный и успешный опыт работы в «Зените» и сборной России. В общем, на мой взгляд, он уже созрел для больших тренерских дел. Если руководство «Зенита» доверит команду Семаку, он не подведет. Я в него верю и желаю ему успехов на тренерском поприще.
– А Игорь Симутенков?
– Симу тоже достоин настоящего вызова. Семак и Симутенков – преданные футболу и профессиональные люди с прекрасным игровым прошлым и хорошим для их возраста тренерским опытом. Когда, если не сейчас, попытаться сделать качественный скачок?
– Посмотрим, согласится ли с вами руководство «Зенита»... Кстати, а с бывшим начальством вы отношения поддерживаете?
– Мы обмениваемся поздравлениями к праздникам и дням рождения. Еще раз подчеркну: с большим удовольствием вспоминаю работу в Сан-Питере и ту преданность клубу, которую всегда демонстрировали болельщики «Зенита»! Они без преувеличения двенадцатый игрок команды.
«ДАННИ, ВЫЗДОРАВЛИВАЙ СКОРЕЕ!»
– Кто из игроков «Зенита», выступавших под вашим руководством, вспоминается ярче всего?
– Трудно выбрать одного... Пожалуй, Данни. Я очень огорчен его травмой и искренне желаю ему поскорее вернуться в футбол! Это потрясающий игрок и человек, настоящий лидер команды, преданный интересам клуба. Выздоравливай скорее, Данни!
– А что скажете о Халке и Витселе, которые пришли именно при вас?
– Халк стал именно тем ключевым игроком «Зенита», каким я его и видел. Я априори не сомневался в его сильных качествах и неординарности. Рад, что не ошибся. Халк – звезда «Зенита» и всего чемпионата России. То же самое могу сказать и о Витселе.
– Как прокомментируете разговоры о том, что «Рома» хотела бы видеть бельгийского полузащитника в своих рядах?
– Никак. Во-первых, не в моих правилах комментировать слухи. Во-вторых, у нас в клубе комментарии по конкретным игрокам дают те, кто отвечает за селекцию. Скажу лишь, что высоко ценю Витселя. Этот игрок мог бы усилить любой клуб серии А, да и не только ее.
– С завидным постоянством возникают разговоры о скором возвращении в Италию Доменико Кришито. Что скажете о нем?
– Желаю Миммо скорее вернуться и вновь заиграть в серии А. Уверен, он способен принести еще немало пользы итальянскому футболу и порадовать болельщиков на родине так же, как радует сейчас болельщиков Сан-Питера.
«КАНДИДАТУРА ДЗЮБЫ ОБСУЖДАЛАСЬ ЕЩЕ ПРИ МНЕ»
– У вас в «Зените» были и такие интересные персонажи, как Роман Широков и Игорь Денисов. Вы ведь их надолго запомнили, верно?
– Конечно! И знаю, что первый сейчас в ЦСКА, а второй – в «Динамо». Оба – яркие футболисты и внесли свою лепту в успехи того «Зенита», в котором мне довелось работать.
– Иронизируете?
– Ни в коем случае! Я совершенно серьезен. Понимаю, что вы хотите вытянуть из меня какие-то сенсации, детали наших отношений, но у вас это не получится. В любом коллективе, где собраны сильные личности, возникают недоразумения, даже конфликты. И Широков, и Денисов – ребята с характером, да и я тоже, кто же спорит? Да, случались у нас разные интересные ситуации, но и они – неотъемлемая часть моего российского опыта.
– Это вам еще с Артемом Дзюбой не довелось поработать: он мог бы добавить интересных воспоминаний про Россию...
– Дзюба? Нисколько не удивлен, что он теперь в «Зените». Его кандидатура обсуждалась еще при мне. Примерно то же самое могу сказать и о Кокорине.
– И как вам эти двое в «Зените»?
– Дзюба, насколько я понимаю, очень удачно влился в команду. Такой хороший игрок в столь важном амплуа – находка для любого тренера. Это отличное усиление для «Зенита». И, разумеется, чем сильнее он будет играть в клубе, тем больше пользы сборной.
– Вам не кажется, что Дзюба в его лучшей форме чем-то похож на знаменитого Кристиана Вьери, который в свое время блистал в серии А?
– Пожалуй, аналогию вы выбрали весьма близкую к истине. Действительно, в свои лучшие дни Дзюба напоминает Вьери.
– А что скажете о Кокорине?
– Он еще не по максимуму проявил себя в «Зените», но у него есть время раскрыться в полную силу. Бесспорно, и Кокорин – усиление для моего бывшего клуба.
– «Зениту» для комплекта осталось заполучить только Смолова.
– Смолов? Я его помню, конечно: он с тех пор здорово прибавил, вышел на новый уровень. И это очень хорошо для сборной России.