Предложения футбольного клуба "Зенит" в отношении строящегося стадиона не предполагали удорожание проекта, а порой были направлены на оптимизацию расходов, их сокращение, заявил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов.
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин ранее заявил, что эксклюзивные решения по футбольному стадиону в Санкт-Петербурге, стоимость строительства которого с первоначальной сметы возросла в несколько раз, не должны оплачиваться бюджетом страны. Стоимость арены, которая должна принять матчи чемпионата мира-2018, сейчас оценивается в 44 миллиарда рублей, из них около 14 миллиардов уже потрачены. Аудитор Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Юрий Илларионов ранее заявил, что на строительстве стадиона "Зенита" к данному моменту можно было сэкономить от полутора до двух миллиардов рублей.
"Представители клуба в первый раз были привлечены к работе над технической документацией для конкурса по новому стадиону в 2006 году. В это время "Зенит" принимал участие только в формировании технического задания на проектирование спортивных зон стадиона и зон работы СМИ: поле, раздевалки команд, помещения для судей, микст-зона и т.д. На данный момент архитектурно-планировочные решения этих зон - единственные в проектной документации не вызывают нареканий со стороны представителей ФИФА и УЕФА и авторитетных консалтинговых компаний. Отмечу, что все наши предложения не то что не предполагали удорожание проекта, но чаще всего были направлены на оптимизацию расходов, их сокращение. Например, наш вариант установки видеотабло позволил бы сэкономить сотни миллионов рублей. Но он не был принят заказчиком", - рассказал Митрофанов.
Тысяча и одно замечание
Он назвал вымыслом информацию об изменениях в проекте ради увеличения коммерческих площадей.
"Например, информация касательно изменений в проекте с целью увеличения коммерческих площадей - чистый вымысел. И уж тем более никто не пытался "встроить" в проект кинотеатр или фитнесс-центр. Речь еще в 2009 году шла исключительно об увеличении подтрибунного пространства стадиона для того, чтобы сделать стадион более безопасным и комфортным. Так как отсутствие достаточного количества туалетов и узость коридоров и проходов создавала вероятность возникновения в подтрибунном помещении давки", - сказал Митрофанов.
"Кроме того, нельзя делать выводы о ходе строительства и готовности стадиона, скажем, сравнивая проектный эскиз с построенной бетонной конструкцией. Мало простроить бетонную коробку, чтобы называть ее ультрасовременным стадионом, что примерно пытаются сделать сейчас. Мы несогласны с таким подходом и направили заказчику строительства более одной тысячи замечаний, и из них были учтены порядка 200. В проектной документации не был устранен целый ряд недостатков в части инженерных, слаботочных и других систем. Причем, как я уже говорил, наши замечания не были связаны с увеличением стоимости строительства", - отметил Митрофанов.
Слабая организация работы
Он подчеркнул, что уровень организации работы заказчика был крайне низким.
"На мой взгляд, проблема в том, что изначально уровень организации работы заказчика как на стадии проектирования, так и на стадии строительства, был крайне низким. Не существовало и не существует единообразия в видении проекта, что постоянно приводит к корректировке проектной документации, и, как следствие, к низким темпам строительства и удорожанию арены. Характерный пример слабой организации работы - служба заказчика состоит всего из 12 человек, в то время как по нормативам их должно быть от 100 до 150. И вопрос даже не в компетентности этих сотрудников - их так мало, что они просто не в состоянии эффективно выполнять поставленные задачи", - сказал Митрофанов.
Он рассказал о мнении представителей УЕФА о уже построенной части арены.
"У приезжавших на стадион в декабре 2012 года специалистов УЕФА сложилось мнение, что та часть стадиона, которая считается городом условно построенной, возводилась с нарушениями строительных технологий, а в результате длительного простоя объекта многие железобетонные конструкции пришли в негодность. Были выявлены участки, подвергшиеся частичному разрушению и коррозии. Зачем говорить о каких-то конструктивных особенностях, выкатном поле или эксклюзивном оснащении, если объект, который строится, не пригоден к эксплуатации даже на уровне бетонной конструкции?", - добавил Митрофанов.
Гендиректор ФК "Зенит" также подчеркнул, что никто не манипулирует заказчиком. "Все комментарии о том, что кто-то манипулирует заказчиком, не соответствуют действительности", - резюмировал Митрофанов.
На 14 января строительная готовность объекта составляла 34,4%.