Минувшим летом вновь была воссоздана команда «Зенит-2». Теперь у главной команды города есть молодежный и дублирующий составы. Можно ли в таком случае говорить об образовавшейся клубной вертикали? Способных молодых игроков к «основе» не подпускают, а часть футболистов балансируют между «молодежкой» и дублем. Об этих и других проблемах с нами побеседовал заслуженный тренер России Марк Рубин.
Могилевец не решит проблем в середине
— С появлением «Зенита-2» у «Зенита» более или менее выстроилась клубная вертикаль, — считает Марк Абрамович. — Теперь надо ждать от нее отдачи. Раньше не хватало такой профессиональной команды, но теперь она создана.
— Получается, «Зениту» требуется время?
— Если вы хотите отдачи именно от команды «Зенит-2», то об этом говорить пока рановато.
— Как известно, летом вратарь Егор Бабурин, защитник Джамалдин Ходжаниязов, полузащитник Павел Могилевец привлекались в основной состав. Теперь все эти футболисты прочно осели в резерве. Что им делать: ждать своего шанса или уходить в аренду?
— Никому из них ни в коем случае не надо уходить в аренду. За исключением, может быть, Могилевца. В средней линии «Зенита» есть проблемы, и он их не решит. С уходом Игоря Денисова на позиции опорного полузащитника образовалась дыра. То есть нет игрока, который может играть в отборе. Могилевец же действует в подыгрыше, у него более шаткие позиции. Что касается остальных, то, например, Бабурин не третий, а второй — это тоже очень важно. Провел ряд матчей в «основе». Достаточно сказать, что украинский вратарь «Спартака» Андрей Дикань теперь считается третьим. И то он не уходит. По Ходжаниязову — он наш студент в Университете имени Лесгафта, я с ним много разговариваю. Он сыграл много международных матчей: принял участие в юношеских чемпионате Европы и чемпионате мира до 17 лет. Его нельзя назвать воспитанником «Зенита», поскольку примерно год назад Джамалдина привезли из тольяттинской Академии имени Коноплева. Тем не менее он здесь хорошо закрепился, поступил в институт, ему все нравится. Ходжаниязов — очень ответственный и старательный парень. Я верю в него.
Сломать ретроградство
— Планировалось, что молодежную команду должен был возглавить Александр Селенков из Академии ФК «Зенит». Выбор тем не менее был сделан в пользу Дмитрия Черышева, который плохо был знаком с реалиями питерского детско-юношеского футбола. Есть ли при таких исходных данных шансы расти у местных специалистов?
— Знаете, так было всегда. Сейчас вот Анатолий Давыдов стал пенсионером, которому исполнилось 60 лет. А ведь он, по существу, только один раз был главным тренером «Зенита», когда выиграл Кубок России в 1999 году. Далеко его не пустили. Затем некоторое время исполнял обязанности главного тренера после того, как ушел Дик Адвокат. Давным-давно, буквально после войны, «Зенит» тренировал свой Константин Лемешев. Все остальные тренеры были варягами. Это какая-то неправильная питерская традиция. Никто не берет главных тренеров для того, чтобы направить их на специальное обучение в центр обучения тренеров или в Университет имени Лесгафта. Никто не посылает их на стажировки за рубеж. Эту традицию нужно сломать.
— Каким образом?
— Назначение главного тренера сейчас зависит от одного человека — Алексея Борисовича Миллера. Ему нужно сделать какой-то шаг. Вспомним, как у него самого складывалась карьера. Рискнули, когда его, газовика, поставили во главе мощного холдинга. В итоге он оправдал доверие, мы все видим блестящий результат его работы. Теперь ему нужно сделать подобный шаг, рискнуть с местным специалистом. Мы все время конкурируем с Москвой, а там в свое время доверили Андрею Кобелеву пост главного тренера. И результат был неплохой. Если бы не вмешался банк и не поставил бы всех своих, не убрал бы Кобелева, то сейчас мы бы имели, наверное, хорошего тренера сборной. И возраст, и опыт, и футбольная карьера — у него все хорошо в этом плане. У нас же в Питере в этом вопросе существует какое-то ретроградство.
Обыграть «Спартак» — остальное неважно
— Поговаривают, что Черышев с головой окунулся в работу, ездит по городу на детско-юношеские соревнования. Если это так, то почему же тогда такие результаты у зенитовской «молодежки»?
— «Зенит» — все-таки закрытый клуб, политика которого не всегда понятна. В зарубежных клубах, где я бываю в командировках, всегда начинаются все разговоры с того, какая у них клубная философия. Я это слышал в «Баварии», в голландских клубах. У «Зенита» же философии нет. А если и есть, то она держится в тайне.
— Можете привести пример?
— Конечно. Недавно Владислав Радимов с «Зенитом-2» участвовал в турнире в Краснодаре, где также выступали местная команда, «Терек-2» и «Спартак-2». По возвращении домой он мне позвонил, рассказал о турнире. Я его спрашиваю: «Влад, ты свою задачу выполнил»? Он отвечает: «А у меня была задача обыграть ”Спартак”. Я со ”Спартаком” удачно сыграл, за остальные результаты с меня не слишком спрашивали». Наверное, нужно знать, чего требуют от Черышева. Что касается Селенкова, то это мой ученик, он начинал у меня играть в футбол. Знаю Сашу с детских лет, его маму Татьяну, которая была баскетболисткой в команде мастеров. Я, конечно, расстроился за него. О том, кто принимает решение, я уже вам сказал. Философия непонятна. Поэтому трудно говорить о том, как сработал Черышев. Даже специалисты не могут дать анализ. У его команды мало очков, он проиграл все что можно. Хотя вполне возможно, что перед ним стояла другая задача. Допустим, кого-то из этих 17–18-летних мальчишек куда-то дальше двинуть. Словом, я не могу с точностью ответить на этот вопрос.
— Слабое выступление зенитовской «молодежки» — это вина тренера или игроков?
— Я отчасти уже ответил. Молодежная команда состоит из очень юных футболистов, недавних выпускников. Нет ступени между молодежным «Зенитом» и последней юношеской командой академии. Такая команда была два года назад, ее тренировал Александр Горшков. Она играла тогда в первенстве Северо-Западного региона (III дивизион). Сейчас ее нет, и это — упущение. Для того чтобы у «Зенита» была полная клубная вертикаль, нужна еще одна молодежная команда — своеобразная прослойка. 17-летние футболисты в течение года должны почувствовать вкус мужского футбола. А сейчас они начинают играть в молодежном первенстве и сталкиваются с совершенно другим. Ведь здесь только название «молодежное первенство», поскольку в нем могут играть игроки и постарше. Оценить работу Черышева трудно, не зная ни целей, ни задач, ни его методики тренировок. С этим вопросом вам лучше обратиться к Хенку ван Стее. Черышев там проводит тренировки, и за ним наблюдают специалисты. Меня, конечно, удивили результаты «Зенита-м». Взять ту же Юношескую лигу УЕФА, где ЦСКА занял первое место в своей группе, а «Зенит» — последнее. Это тоже о чем-то говорит.
У Радимова большое будущее
— Радимов с «Зенитом-2» неудачно начал сезон, однако перед зимним перерывом сумел выправить положение. Способен ли он в будущем дорасти до наставника основной команды? И если да, то при каких условиях?
— Радимов — очень способный человек, еще с детства. Говорю так не потому, что он мой ученик. Владислава всегда отличали нестандартный ум, нестандартные поступки. Он не вписывался в общие правила. Честно говоря, в этом плане Радимов доставлял мне большие трудности, когда я с ним работал. Поначалу он не хотел быть тренером, когда завершал игровую карьеру. Хотел работать на административных должностях. Поработав год или два начальником команды «Зенит», он понял, что эта работа не очень благодарная. После этого переключился на тренерскую деятельность. Хочу сказать, что он попал в точку. Радимов — это, наверное, будущее «Зенита». Но опять же при условии, если ему будут доверять. Во-первых, он прекрасный знаток футбола. Во-вторых, он — воспитанник не какого-то привозного клуба, а футбольной школы «Смена», где он около десяти лет постигал азы науки. Ему близка эта тема, и он ее помнит и всегда о ней говорит. Владислав хорошо работает с молодыми футболистами. Я видел обратную связь: они его хвалят. Радимов не сбивается на жестокий мат, на оскорбления, унижения игроков. Если что-то не в порядке, он профессионально это поправляет. К нему надо бережнее отнестись.
— Что нужно для этого сделать?
— Владу надо дать набраться опыта, постепенно двигать на более высокие роли и готовить как будущего главного тренера. А то сейчас отправили Сергея Семака в высшую школу тренеров. Сергей — блестящий футболист, великолепный человек с хорошими качествами. Его карьера ничем не запятнана, он ни о ком плохо не отозвался. Семака сразу учат на категорию А. Тренерского опыта у него нет, кроме того, что он помогал Спаллетти, участвовал в каких-то упражнениях. Самостоятельно парень не работал. У Радимова есть небольшое преимущество, поскольку у него эта лицензия имеется. Сейчас он будет на Pro учиться. И уже есть опыт. Но надо двигать его вперед, доверить более серьезную работу, послать на хорошую стажировку. Руководство клуба должно поставить перед ним серьезные задачи — стать кандидатом на пост главного тренера «Зенита». Это очень хорошая кандидатура.
— В случае неудачного выступления «Зенита-2» не повторит ли эта команда судьбу «Смены-Зенита», которая в 2009 году была создана и к концу сезона расформирована?
— Думаю, ее не расформируют. Та неудача была больше связана с людьми, которые работали в команде. Там не было внятной игры, внятных результатов. Непонятной была организационная структура. Она называлась «Смена-Зенит», то есть школа «Смена» за что-то отвечала. На должности начальника команды или президента клуба там числился Василий Костровский, хотя на самом деле у него никаких прав не было. Сейчас все сделано более правильно. Команда полностью входит в структуру клуба «Зенит». С точки зрения финансирования условия у них достаточно неплохие. Пусть и не самые высокие, но игроки довольны, они стабильно получают заработную плату, премиальные, обеспечены формой, полем, питанием. У этой команды есть будущее.
За питерскими воспитанниками у нас не следят
— Много петербургских воспитанников играют сейчас на чужбине, причем большинство — не выдающимся образом. Может, справедливо, что в «основу» «Зенита» никто из местных футболистов так и не может пробиться?
— За многими ведь не следят. Например, есть такой футболист Максим Вотинов — воспитанник «Смены». С малых лет он понял, что здесь ему никуда не пробиться, и уехал в Финляндию. Там он стал очень заметным игроком. Я видел финские журналы, где его подавали как звезду национального первенства. Его внимательно просматривала «Астон Вилла». Поскольку Вотинов был студентом нашего Университета имени Лесгафта, ездил на сессию, сдавал государственные экзамены, его уговорили вернуться. Сейчас он ярко выраженный бомбардир калининградской «Балтики», довольно заметная фигура в ФНЛ. Но за этим парнем никто никогда не следил. В результате мы имеем пример футболиста, который был нацелен только на «Зенит», не курит, не пьет, живет только футболом. Сейчас он практически отрезанный ломоть. Так бывает часто. Так же, кстати, было и с Радимовым. Как только он заиграл в основном составе ЦСКА, когда его стал приглашать к себе «Спартак», когда его взяли в сборную в 18 лет на Игры доброй воли в Питере, тогда «Зенит» на него тоже обратил внимание. К сожалению, селекционная работа в клубе поставлена не очень здорово. Хорошо, если ярко заиграют в «Томи» Евгений Башкиров и Павел Игнатович. На Максиме Канунникове, по-моему, уже крест поставили.
— Нужен ли «Зениту» фарм-клуб в ФНЛ? Какие задачи должна выполнять эта команда: обкатывать игроков или бороться, к примеру, за выход в премьер-лигу?
— Команда в ФНЛ нужна, и такая цель поставлена перед «Зенитом-2». Но эту задачу не нужно форсировать, ее нужно выполнить в течение нескольких лет. «Зенит» — топовый клуб, у которого все хорошо с финансами. У многих же команд ФНЛ положение очень тяжелое. Сейчас по всей стране идет отказ от бюджетного финансирования. Я недавно разговаривал с генеральным директором и президентом омского «Иртыша». Там бюджетное финансирование сводится к минимуму. Нужно выполнять указы Владимира Путина, который сказал в послании Федеральному собранию, что следует увеличивать выплаты бюджетникам. Низшие лиги практически разрушатся или постепенно перейдут в другое качество. А вот «Зенит-2» в этом плане не будет испытывать проблем. Впоследствии, года через два-три, клуб попадет в ФНЛ и надолго там закрепится. Ну а выходить в премьер-лигу ему нет никакого смысла. Это и невозможно по уставу ФИФА с таким статусом.
— Не так давно прошли слухи, что фарм-клубом «Зенита» может стать «Тосно», которое ведет борьбу за выход в ФНЛ. Насколько это реально?
— Это всего лишь разговоры. Я был одним из пионеров создания вторых команд в Санкт-Петербурге. Скоро минует 22 года, как появилась «Смена-Сатурн», которая за один сезон заняла первое место и скакнула в первую лигу. Все эти команды «лопаются», потому что они создаются неправильным путем. Сначала клуб декларирует, что вскоре будет создана соответствующая инфраструктура. Потом никакой инфраструктуры не создается, и постепенно все эти команды, не имея ни резервов, ни базы, ни детско-спортивной школы, начинают надоедать тем, кто их создавал. Плюс надо финансировать, а инфляция это финансирование все увеличивает и увеличивает. У такой команды, как «Тосно», на мой взгляд, нет никакого будущего. Хотя если я ошибусь, то буду только рад и желаю нашим землякам хорошей игры. Но я в эту команду на сто процентов не верю. А разговоры о том, что она станет фарм-клубом «Зенита», просто несерьезны. На мой взгляд, этого никогда не случится.