Во второй части эксклюзивного интервью Михаил Кержаков вспомнил работу с Алексеем Поликановым и Михаилом Бирюковым, а также признался, что не видел Лучано Спаллетти на дне рождения у своего брата Александра.
Титулы хорошо, но важно — в какой компании их выигрывать
— И все же позвольте задать еще несколько вопросов о вашем будущем. Слышали, что «Зенит» рассматривает вариант приобретения еще одного вратаря?
— Да.
— Вам такой вариант может быть интересен? И вообще что для вас на данном этапе важнее — тренироваться рядом с корифеями, например Вячеславом Малафеевым, и начать выигрывать титулы или обязательно играть?
— Сейчас для меня играть важнее. А трофеи… Они ценны не только сами по себе, но и тем, с кем ты их выигрываешь. Для меня принципиально выходить на поле именно с теми ребятами, с кем я сейчас это делаю. Скажу больше: такой коллектив, как в «Волге», трудно где-то найти. Наверное, даже невозможно. У нас атмосфера настолько теплая, что люди, приходящие из других команд, удивляются. Эту обстановку словами трудно описать, можно только прочувствовать. Я ею очень дорожу.
— Что для вас нынче «Зенит»?
— Конечно, это слово для меня дорого. «Зенит» — название футбольной школы, в которой я занимался. Я играл в молодежном составе клуба, а сейчас там у меня выступает брат. За родной командой слежу. С другой стороны, все-таки за «Зенит» на высоком уровне не играл. И сказать, что мечтаю о возвращении, не могу.
Играю на школе Поликанова и советах Бирюкова
— Давайте на футбольное поле вернемся. От кого из тренеров почерпнули больше всего?
— Выделю Михаила Юрьевича Бирюкова. Его советы мне всегда помогали, я до сих пор ими пользуюсь. Причем касаются они не только технических моментов или особенностей подготовки к матчам, но и житейских вопросов. За время совместной работы в «Зените» Михаил Юрьевич дал мне очень много. Еще отмечу Алексея Анатольевича Поликанова. Это мой тренер в СДЮСШОР «Зенит», где я занимался с четырнадцати лет. Именно его заслуга в том, что я сегодня собой представляю. На восемьдесят процентов точно.
— Кстати, можете представить современных голкиперов без специального тренера?
— Могу! Хотя, думаю, свой тренер вратарям все-таки нужен. Но лично для меня не станет большой проблемой, если его не будет. Во-первых, я владею многими упражнениями и хорошо знаю, как себя готовить. А есть такие специалисты, которые творят с подопечными непонятно что. По рассказам знакомых вратарей знаю. Устраивают такое, что ребят рвет по несколько раз за тренировку. Лучше я буду заниматься самостоятельно, чем работать с подобными людьми. Они, похоже, какие-то машины для убийства готовят (улыбается). Впрочем, я в любом случае могу позаниматься самостоятельно. Если чувствую, что нагрузки не хватает, остаюсь после тренировки или приезжаю в выходной день на стадион.
— Кто из коллег для вас ориентир в плане мастерства?
— В Европе трудно кого-то назвать. Нравятся многие, но выделить кого-то одного не могу. А в России для меня номер один Игорь Акинфеев. Однозначно.
— Игорь выделяется именно мастерством или же дело в особенной психологической уверенности?
— Ну что вы, мастерство у него на самом высоком уровне! Но вместе с тем высочайшая уверенность и умение руководить партнерами делают его именно таким, какой он есть. Надежный, стабильный, безукоризненный.
Ломбертса и Губочана видел. Спаллетти — нет
— С братом часто общаетесь?
— Да, бывает.
— Александр вам рассказывает о происходящем в «Зените»? В том числе и о конфликтах?
— И это тоже рассказывает.
— Скажите, насколько то, что говорилось тогда о команде, соответствовало действительности?
— Насчет всей команды не знаю. А вот по поводу того, что писали про Сашу, могу сказать точно — это полная чушь. Неприятно было слышать, как бывшие футболисты приплетали его в конфликт, заявляя, что все проблемы с ним из-за денег. Люди, не разобравшись да и вообще не зная ситуации, высказывались на всю страну. Это неприлично.
— Саша болезненно реагировал на эти слова?
— Я не спрашивал у него, насколько внимательно он за этим следил. Но в любом случае такое отношение неприятно.
— Он доволен своим положением в команде после прихода Халка?
— Об этом надо у него спрашивать. Мы с ним такие вещи не обсуждали. Думаю, Саша доволен, что он игрок «Зенита». Про остальное не знаю.
— Кстати, были у него на тридцатилетии?
— Да.
— Партнеров по «Зениту» тогда много собралось?
— Достаточно. Приходили в том числе и некоторые легионеры.
— Кто? Николас Ломбертс, Томаш Губочан?
— По-моему, да. Вообще я уже не помню.
— А Спаллетти заходил?
— Нет, его не было. Возможно, я что-то упустил, но Спаллетти там не видел.
Ритуал в день рождения
— С кем–нибудь кроме брата из «Зенита» общаетесь?
— Нет.
— Даже из бывших?
— Если только с Ильей Максимовым, но мы с ним ведь в одной команде играем. Это мой лучший футбольный друг. Больше ни с кем.
— Ваш день рождения приходится на разгар сборов. Удается как-нибудь отмечать?
— Я с семнадцати лет свой день рождения не отмечаю. В конце января обычно уже идет серьезная работа, футболисты под большой нагрузкой, поэтому не до празднования.
— Ну а какой-то необходимый ритуал — например торт, подарки?
— Тренеры обычно говорят какие-то слова, что-то дарят. Вот и все, пожалуй.
Фанатею от боев без правил
— Как вам Нижний Новгород после Питера? На что похож?
— Хм… Заметил, что все города, стоящие на Волге, между собой очень похожи. Вообще город нормальный, спокойный. Только вот хочется, чтобы люди побольше любили футбол. Пока большой страсти к нему не видно. Хоккей — другое дело, на матчах местного «Торпедо» зрителей много собирается. На наших играх, увы, не всегда.
— На улицах, значит, не узнают?
— Да вы что?! Нет, конечно. Впрочем, это не главное. Стадион бы заполнялся.
— Культурный досуг как проводите?
— Мое любимое место отдыха — дом. Устаю очень сильно, и куда-то идти желание возникает редко. Пару раз сходил на хоккей и баскетбол. Но, честно говоря, к этим видам спорта отношусь с прохладцей и больше туда не стремлюсь.
— А есть любимый вид спорта помимо футбола?
— Да, есть такой. Возможно, удивитесь, но он не игровой. Смешанные единоборства, или, как у нас говорят, бои без правил. Я настоящий фанат этого зрелища. Особенно слежу за поединками, проходящими в Америке. За нашими — не очень.
— В Нижегородском кремле были?
— Один раз, на приеме со всей командой. Но тогда было холодно, так что рассмотреть Кремль не получилось.
— Родители в гости приезжают?
— Только отец. Но ему что-то показывать здесь нет необходимости. Он ведь сам из близлежащего Дзержинска, все знает лучше меня.
— Своей карьерой довольны? Или к почти двадцати шести годам надеялись добиться большего?
— В футболе надеяться или планировать бессмысленно. Сегодня ты можешь быть наверху, а завтра все наоборот. Поэтому исхожу из того, что есть.