Основатель и арт-директор одного из ведущих российских брендинговых агентств Volga Volga Brand Identity, совладелец бара I Believe и соавтор многих зенитовских баннеров рассказал, почему не любит сидеть на центральных секторах, вспомнил огромного льва, поездки в Англию и матч с «Баварией».
— Помните ли вы, как впервые пришли на футбол?
— На футбол сходить мне всегда хотелось, но так получалось, что друзей, которые ходили бы на стадион, у меня не было. Так что в итоге я попал на «Петровский» случайно и только в 2006 году. «Зенит» играл с «Севильей», шел мокрый снег, но мне понравилась энергетика, которая ощущалась на стадионе, — это было похоже на хороший концерт. Сразу после этого я стал бывать на «Петровском» постоянно, не пропуская домашних матчей. Не могу точно объяснить почему, но меня туда тянуло.
— Что именно так впечатлило?
— Мне понравилось, как люди болеют. Потом я познакомился с Дмитрием Карчевским и Сергеем Макаровским, на тот момент активными участниками объединения «11-й сектор», и уже вместе с ними стал помогать рисовать флаги и баннеры. Моей первой работой был рисунок для огромного баннера со львом, который раскатывали на матче со «Спартаком» в Москве. Дима активно занимался визуальной поддержкой до этого, он мне объяснил идею — я сделал эскиз.
— Создавать первую работу было трудно?
— Некоторые сложности были. Ведь это определенная субкультура, и поначалу я каких-то моментов не знал, чего-то не понимал. Мне всегда хотелось сделать как-то по-европейски, но у людей, с которыми мы вместе создавали и согласовывали проекты баннеров и флагов, уже сложились определенные вкусы, существовали традиции, с которыми нужно было считаться.
— Кто принимал решение, что и как рисовать?
— Собирались уважаемые люди и говорили, что это хорошо, а это, наоборот, плохо. Вот так делать стоит, а вот так — не надо.
— Примерно как на работе с заказчиками?
— Нет, с футбольными баннерами было по-другому. Здесь ведь все хотелось делать именно от души — так что это совсем другие эмоции во время работы. К тому же, когда общаешься с заказчиком, понимаешь, что работаешь за деньги. А в случае с футболом тебе хочется сделать что-то интересное для любимого клуба. Поэтому, когда твои товарищи говорят, что рисовать нужно по-другому, это тяжело. Но до ссор у нас не доходило.
— Первая работа — самая запоминающаяся?
— Мне она очень понравилась, да. Тогда еще были выпущены футболки с таким же петербургским львом, держащим лапу на футбольном мяче. Еще запомнился баннер, который придумал Дима, а я нарисовал, — этот мы подарили Кержакову перед его отъездом в Севилью.
— А из футбольных матчей какой запомнился больше всего?
— Матч с «Баварией» в 2008-м. Тогда до последних минут не верилось, что мы победим, несмотря на то что выигрывали 4:0. Казалось, что баварцы сейчас соберутся и за несколько минут отыграются. Я даже победу никак после матча не отмечал. Был выжат как лимон — эмоций вообще никаких не осталось. Время от времени я и сейчас пересматриваю те голы в интернете.
— Можно ли сравнить тот «Зенит» с «Зенитом» Спаллетти?
— При Спаллетти «Зенит» однозначно сделал шаг вперед. При Адвокаате был заряд, было желание, но все-таки меньше здравого смысла, тактики.
— На выезды вы выбирались?
— Не очень часто, но на выезды выбираюсь до сих пор. Правда, выезжаю все-таки в Европу. В последний раз был на «Ливерпуле», а запомнился выезд на «Эвертон», он для меня был первым. Мы с друзьями совмещаем походы на футбол с ознакомительными прогулками по городам, стараемся приехать на день пораньше и после матча задержаться на день-другой. «Эвертон» запомнился в том числе потому, что я впервые посетил Англию — и мои ожидания оправдались.
— Английские болельщики произвели впечатление?
— Честно говоря, от них я как раз ожидал большего. Хотя я был на матче «Челси» с «Тоттенхэмом», и вот там мне очень понравилось. Может, еще и потому, что в Ливерпуле я смотрел на их поддержку со стороны, а в Лондоне оказался прямо за воротами «Челси».
— Правда, что в Британии особенно ощущается футбольная атмосфера?
— Ощущается! Я как-то был в городе Обан под Глазго в день, когда играли «Рейнджерс» и «Селтик», за который и болеет все местное население. Все были в бело-зеленых футболках, а к трем или четырем часам дня на улицах остались одни пенсионеры. Вся молодежь и все взрослые мужики уже лежали.
— Из последних матчей «Зенита» какой оставил наиболее приятное впечатление?
— Матч с «Анжи» — такой игры я давно в исполнении нашей команды не видел. И хотя мы проиграли, я ушел после просмотра довольным. Стало понятно, что «Зенит» может.
— Кому-то особенно обидно после поражения при хорошей игре, кто-то скажет, что хороший футбол делает проигрыш не таким горьким.
— Я отношусь ко второй группе, мне как раз не обидно, если сама игра понравилась. Я вообще на стороне тех, кто защищает футболистов. Мой друг, с которым мы часто смотрим матчи вместе, наоборот, безжалостно ругает игроков, когда что-то не получается. Я почти всегда заступаюсь: «Да ладно, ему же было неудобно...» Мне приятнее быть на стороне команды.
— На стадионе никогда не хотелось высказать что-то тем, кто очень уж жестко критикует игроков?
— Однажды так получилось, что я попал не на привычный 11-й сектор, а на первый. Во-первых, я расстроился из-за того, что там нельзя стоять. Я по привычке все время вскакивал, а меня усаживали обратно. При этом была ранняя весна, и на сиденьях был лед, пришлось сбегать за подушечкой в перерыве. И вот там я, помню, наслушался. Решил тогда окончательно, что мне спокойнее быть поближе к виражу.
— Зачем люди тратят свои силы и время на то, чтобы, например, нарисовать баннер? Чтобы быть ближе к симпатичной им субкультуре?
— У меня было желание помочь своей команде, поддержать ее. И хотелось не только петь и кричать, но и сделать то, что я умею немного выше среднего. Чтобы было красиво. Наверное, это еще и вопрос регионального патриотизма.
— Приятно, когда на секторе растягивают баннер, который ты нарисовал? Есть восторг художника?
— Конечно, это очень приятно. Но все-таки это не чувство художника, это чувство болельщика.