В разгар матча на «Петровском» фанаты, расположившиеся за воротами и дружно поддерживавшие российскую команду, так же дружно покинули отведенные им сектора. В чем заключалась акция протеста, мы пытались разобраться.
Закон нужен, но какой?
Как удалось узнать, таким радикальным способом фанатское движение выразило свою позицию по поводу готовящегося закона о болельщиках — имеется в виду часть закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в РФ» (см. справку). — Это не протест против самого закона, — объяснил один из лидеров фанатского движения «Зенита». — Просто мы хотим участвовать в разработке нормы жизни, которая касается непосредственно нас. Закон собираются принять уже к концу первого круга чемпионата России, об этом не говорит только ленивый. При этом самих фанатов никто не спрашивает, с нами этот вопрос никто не обсуждал. Пришлось пойти на радикальные меры.
Фанаты подчеркивают: они болеют за Россию, им хотелось досмотреть матч и поддерживать сборную. Но другого выхода им не оставили.
— Готовящийся закон о болельщиках вызвал острую полемику в фанатских рядах, — продолжает собеседник. — Дело в том, что футбольные чиновники совместно с полицией активно лоббируют нововведения, ориентируясь прежде всего на Англию и Италию. При этом не обращают внимания на менталитет и другие важные различия между Россией и Западом. Как фанатское сообщество, мы не можем не реагировать на то, что происходит. Не можем молча ожидать принятия закона, который убьет фанатскую субкультуру.
Такие вопросы, по мнению болельщиков, должны решаться не только в кабинетах власти. Необходимо привлечь к переговорам более широкий круг людей, прежде всего самих фанатов. Активные «болелы» хотят объединить усилия на общероссийском уровне, пытаясь воспрепятствовать введению закона в том виде, в каком он готовится. Игра сборной России против Армении в Петербурге — удачный момент для первой акции.
100 тысяч вылетели в трубу
К слову, на эту игру готовился глобальный перформанс. Первый тайм должен был стать своеобразным «показательным выступлением» фанатского движения. Однако большая часть перформанса была «завернута» службой безопасности. В итоге фанатам пришлось полностью отказаться от визуального шоу — целостность картинки все равно была нарушена. Сказался этот момент, к сожалению, и на общей звуковой поддержке команды.
На второй тайм была заготовлена другая акция: живой звук на «вираже» должно было сменить гудение специально приготовленных дудок. С их помощью фанаты тоже хотели выразить протест по поводу готовящегося закона, показать, во что может превратиться поддержка футболистов, если на трибунах не останется фанатов. Но и безобидные, казалось бы, дудки под давлением начальника службы безопасности ФК «Зенит» пронести не разрешили.
По подсчетам фанатов примерно 100 тысяч рублей — сумма, в которую обошлись приготовления, — вылетели в трубу.
Двойные стандарты
Одно из положений закона о болельщиках — введение «юридической ответственности» за поведение на спортивных мероприятиях. По мнению фанатов, такая мера резко изменит атмосферу на стадионах, а вместе с этим нанесет сокрушительный удар по всей фанатской субкультуре.
Сейчас зажженная дымовуха — это нарушение техники пожарной безопасности. В случае принятия закона человек, в руках у которого загорится файер, может подвергнуться суровому наказанию вплоть до уголовного преследования. Такие меры отпугнут молодых людей от походов на футбол, они найдут себе другое занятие — не факт, что более полезное, считают лидеры фанатов «Зенита».
— Нельзя определять и вводить уголовную ответственность за проступки на футболе, если их тяжесть не превышает деяния, за которые люди в нашей стране не несут никакого наказания, — говорит наш собеседник. — Взять ту же проблему употребления ненормативной лексики. Она ведь существует не только на стадионе. На федеральных телеканалах появилась мода беспрепятственно ругаться матом. За такое же прегрешение с фанатов хотят драть три шкуры, хотят делать их изгоями.
Проблема насилия на стадионах, по словам лидеров фан-движения «Зенита», сейчас раздута. Все инциденты случаются в большой степени по вине организаторов футбольных матчей, которые не способны разделять потоки болельщиков как внутри чаши, так и на улице. При отлаженной системе доступа на трибуны и выхода с них проблема, по мнению фанатов, исчезнет.
Надо работать и создавать болельщикам соответствующие условия, а не пытаться решить вопрос принятием репрессивных законов — таково мнение тех, кто зажигает на футболе в прямом и переносном смысле.
|Мнение
После Катара и это счастье
Многострадальная российская футбольная сборная, долгое время не знавшая побед и мало мячей соперникам забивавшая, наконец-то порадовала результатом и голами.
Удивительно, но особой радости на болельщицких лицах я почему-то не заметил. Да и сам особого ликования не испытал, чего уж там скрывать.
Тот самый случай, когда игра забудется, а результат в таблице останется. Нам после Катара и это за счастье.
Игра, правда, не забывается. Игра сборной после Марибора (да и сам этот чертов Марибор тоже). Хотя были ведь и победы, причем важнейшие.
Одно радует и обнадеживает: глава РФС Сергей Фурсенко — человек слова. Обещал, что «Зенит» начнет побеждать в еврокубках, — он начал. Обещал, что сборная обыграет в Питере армян, — она обыграла. Обещал, что отберется главная команда страны на Евро, — и я ему верю.
Что будет дальше, он пока не говорит. И я его понимаю.
Сборная как играла, так и продолжает. Наблюдая за ней, невольно вспоминаю изречение блистательного нашего (увы, покойного) тренера, остроумнейшего человека и доброго моего знакомого Виктора Евгеньевича Прокопенко. Тот бросил как-то про своих тогдашних питомцев, что с таким выражением глаз приличествует случаю посиживать на поминках кого-то из очень дальних родственников.
Очень старался Игорь Семшов, соскучившийся по футболу. Пока скучал, еще и тренер в его «Динамо» сменился, надо доказывать новому. «Кто-то кое-где у нас порой» оживлялся.
Интересно, а можно реально оживить эту сборную — не фрагментами, а так, чтоб глаза горели 90 минут да плюс добавленные? Или каков футбол России, такова и его сборная? Можно ли сейчас, до Евро?
Вообще-то в финальную часть надо еще отобраться. А отобравшись, зажмуриться, выпить чего-то крепкого, желательно вовсе неразбавленного, выдохнуть и представить себе: что нас там ждет? Или все-таки что-то еще можно сделать? Если не паллиативно, не по заявкам болельщиков, а попытаться радикально? Не просто вызывать новичков, чтоб все видели — пригласили, работа ведется. В газете видели, читая список. Не на поле. А если на поле? Не стоит и пытаться? Или особо и терять-то нечего? Например, в матче с давним «нашим клиентом» Камеруном?
Или у нас сейчас задача — отметиться на Евро, чтоб спокойно и долго запрягать к 2018-му?
Утонул я в вопросах, ответы на которые мне сборная не дает.