На финише интереснейшего сезона РФПЛ бывший полузащитник «Зенита», «Краснодара», «Спартака» и ЦСКА рассуждает о раскладах в чемпионской гонке, дает оценку игры сборной России и говорит о развитии детско-юношеского футбола. Что стоит за отставкой Игоря Шалимова? Каковы шансы «Зенита» в борьбе за золотые медали и как строить работу с молодыми футболистами? Ответы на эти и другие актуальные вопросы — в эксклюзивном интервью Романа Широкова.
У «Краснодара» более целостная игра, чем у «Зенита»
— Главное событие тура — отставка Игоря Шалимова. Тренер ответил за результат, или все к этому шло: неудача в Лиге Европы, поражения в матчах с прямыми конкурентами, потери очков в весенней стадии сезона?
— Совокупность факторов: результат, выступление в Лиге Европы, последние неудачи тоже наверняка повлияли. Ну и, наверно, не устраивает сама игра — поэтому и было принято решение сменить тренера именно сейчас. До финиша недалеко, «Краснодар» борется за попадание в еврокубки, но руководство посчитало, что так будет правильно. Как отставка повлияет на команду перед матчем с «Зенитом»? Трудно сказать. Для кого-то это встряска, для кого-то, бывает, и нет. Вспоминаю матч «Спартак» — «Зенит», когда дня за три до игры убрали Эмери, а во главе команды встал Карпин. Это не помешало «Зениту» победить на выезде 4:2. Сейчас «Зенит» выиграл после долгого перерыва, «Краснодар» потерпел две неудачи на своем поле. В субботу и тем, и другим необходимо побеждать. Посмотрим, что будет.
— Что может противопоставить «Краснодар» «Зениту»? Нет ли смысла наступить на горло собственной песне и сыграть более прагматично, на контратаках?
— У «Краснодара» более целостная игра, чем у «Зенита». К сожалению. Однако «Зенит» будет играть на своем поле после долгожданной победы в предыдущем туре. Болельщики погонят свою команду вперед, так что, по идее, должна получиться красивая игра.
— Смолов забьет в Санкт-Петербурге? И хватит ли «Краснодару» атакующего потенциала для победы?
— Смолов приучил к тому, что за сборную постоянно забивает в Санкт-Петербурге, так что, возможно, продолжит голевую серию и в чемпионате (улыбается).
— Как вам матч «Уфа» — «Зенит»?
— Честно говоря, трудно было назвать эту игру футболом, но в таких сложных условиях команды все равно пытались что-то сделать. «Зенит» использовал свой шанс, плюс заставил ошибиться защитника хозяев поля. Но «Уфа» под руководством Сергея Богдановича — очень хорошая команда, которая вытаскивала предыдущие матчи, даже уступая по ходу встречи два мяча. Вот и сейчас при счете 0:2 я был уверен, что «Уфа» не прекратит сопротивление и даст бой. Так и произошло: хозяева едва не сравняли счет.
— Схема 3-5-2 — панацея? И вернется ли Манчини к первоначальной игровой модели, на ваш взгляд?
— Нет, нет, не думаю, что это панацея — просто играть в три центральных защитника стало модно. Не думаю, что эта схема вообще подходит «Зениту» — так же как, кстати, и 4-4-2. На мой взгляд, «Зениту» больше подходит схема 4-3-3, но тренеру видней. Надеюсь, Кузяев все-таки поправится.
— Что в целом скажете о современном «Зените»? Нравится (не нравится) игра, верный (не верный) выбран вектор развития, правильно (неправильно) строит команду главный тренер?
— Честно говоря, современный «Зенит» мне не очень нравится. Начало сезона было очень хорошим по результату, но не по игре. А потом не стало ни игры, ни результата. Все немного занервничали, на все это наслоилось общественное мнение, которое всегда было неравнодушно к «Зениту». На самом деле это правильно — родные болельщики и город хотят видеть в исполнении петербургской команды искрометный атакующий футбол, к которому «Зенит» приучил всех за последнее десятилетие. Вектор развития? Сложно судить по одному сезону. Сергей Александрович говорит, что нынешний «Зенит» — перспективная команда, в которой много молодых игроков. Кому-то надо больше время для адаптации в новой стране и в другом чемпионате, кому-то меньше. Посмотрим. Единственное, что беспокоит — отсутствие целостной выстроенной игры. Именно поэтому, наверно, многие выглядят не так ярко, как могли и как самим бы хотелось.
Симпатизирую всем своим бывшим командам. За исключением одной
— Вы поиграли в четырех командах, занимающих в турнирной таблице места со второго по пятое. Признайтесь, какому клубу сейчас принадлежит сердце Романа Широкова?
— Ну да, так и есть. Честно говоря, не знаю, кому принадлежит сердце (улыбается.) Скажу так: симпатизирую всем своим бывшим командам. За исключением одной.
— Сейчас ваше имя ассоциируют с «Химками» и с «Динамо». Что правда, что вымысел?
— Я являюсь советником председателя спортивного общества «Динамо», не более того. В «Химках» играл одиннадцать лет назад — если только так могу с ними ассоциироваться! (Смеется.)
— Очевидно, что мы упустили время для реформ отечественного футбола. Но какие шаги можно предпринять сейчас, чтобы постараться наверстать упущенное? Реформировать турнир молодежных составов РФПЛ, улучшать методики подготовки детей, создать службу сопровождения при переходе из юношеского футбола во взрослый, ввести уроки футбола в школах?
— Согласен с вами — время упущено, многие вещи надо было начинать делать десять, минимум шесть лет назад. Если хотим добиться прогресса к следующему чемпионату мира, кардинальные шаги надо делать прямо сейчас: улучшать методики работы с молодыми футболистами, вы правы — реформировать первенство молодежных составов. Много об этом говорят, надо выбрать правильную формулу. Уроки в некоторых школах, знаю, есть, людей, занимающихся футболом, в нашей стране очень много, так что дело в методиках. Правда, необходимо четко разграничивать любительский футбол и спорт высоких достижений. Для профессиональных детско-юношеских спортивных школ хороши одни методики, для ребят, играющих в общеобразовательных школах — другие. Наверно, необходимо в первую очередь увлечь ребенка футболом, поставить ему технику, научить азам тактики. А дальше смотреть. Есть у детей желание и возможности играть на высоком уровне — переводить на другую ступень, нет — оставаться играть на любительском уровне, что, кстати, тоже неплохо. Пусть дети занимаются футболом, если им нравится!
— Поговорим о сборной России. Кем мы должны быть за два месяца до чемпионата мира — реалистами, пессимистами или оптимистами?
— Конечно, оптимистами! Да, четыре последних матча оставили не совсем яркое впечатление. Три из этих игр провели не совсем удачно, с испанцами сыграли более достойно, в целом показав неплохой футбол. На мой взгляд, хорошо, что сборная России сыграла с такими сильными соперниками. Тренерский штаб увидел недочеты, понял, в каком направлении надо работать. Не забывайте, что на игре сборной не могло не сказаться отсутствие травмированных ребят. Есть и внутренние резервы — например, Дзюба и Шатов, если наберут форму, будут являться полноправными кандидатами на участие в чемпионате мира. По крайней мере, они составят конкуренцию тем, кто играл в последних матчах.
— Мне не очень нравится схема, по которой играет сборная России. 3-5-2 — от безысходности? Или на данный момент это оптимальный вариант, особенно с учетом травм ключевых защитников?
— Самое главное, что главный тренер верит в эту схему и подобранных под нее игроков. Надо дать Станиславу Саламовичу шанс завершить начатое, а уже по результатам чемпионата мира анализировать всю работу сборной.
— Есть мнение, что сборной России не хватает такого креативного игрока, как Роман Широков. Нет последнего и предпоследнего паса — вот в чем проблема. Кто виноват и что делать?
— Такие футболисты играют в составе сборной, но такого креативного, как я, безусловно, нет! (Смеется.) Это, конечно, шутка! У нас есть ребята, способные отдать последний и предпоследний пас. Другое дело, что мы мало комбинируем у чужой штрафной. Уверен, что Станислав Саламович хочет при мобильной полузащите, которая имеется в его распоряжении, чуть более высоко начинать прессинг. Тогда у ребят будет больше возможностей проявить нестандартные действия после отбора возле штрафной соперника.
— Эта команда сильнее или слабее сборной России образца 2014 и 2016 годов?
— Команды сравнивать не хочу и не буду.
— Был ли у вас хоть малейший шанс сыграть на ЧМ-2014?
— Нет, шансов не было.
— Если бы вернуться назад, чтобы вы не сделали в первую очередь: не ушли бы из «Зенита» в аренду в «Краснодар», не подписали бы контракт со «Спартаком», не завершили бы карьеру — я по-прежнему убежден в том, что вы не доиграли. Или вы ни о чем не жалеете?
— С большой долей вероятности — на 99 процентов, я оставил бы все так, как есть. Все, что ни делается — к лучшему.
— Есть ли сейчас место активному футболу в вашей жизни?
— Это смотря что называть активным футболом (улыбается). Иногда, один или два раза в неделю, играю, да!