Известный в прошлом арбитр рассуждает о том, является ли для российских судей проблемой поведение Халка.
– Халк уезжает? Что, ж российские судьи теперь могут вздохнуть поглубже, с облегчением, – начал Хусаинов. – Не будет всяких проверок, тестов, детекторов лжи. И потом Халк же не так уж прекрасно говорит по-английски, всего ему не объяснишь. Так что это для судей отрадно. Но только с одной стороны.
– А с другой?
– Наличие таких игроков в нашем чемпионате заставляет арбитров ближе располагаться к игровым эпизодом, быть максимально сконцентрированным. Ведь Халк не только хороший исполнитель, но и прекрасный актер, имитатор различных падений. Его эмоциональные апелляции частенько достигали результата…
– Глубже всех вздохнет Алексей Матюнин?
– Да, пожалуй, да. Замечу, что в той истории с расизмом не до конца понятно, на чьей стороне правда.
– Что вы имеете в виду?
– Ничего же не доказано. Все остались при своих. У Матюнина были какие-то подобные случаи во второй лиге. Не дело арбитров делить людей по расовому признаку.
– Матюнин успешно прошел детектор лжи. Вы в эти штуки не верите?
– Все это больше похоже на некое шоу. Сор из избы вынесли, а толку? Не вижу смысла больше это мусолить. Эмоции нужно контролировать всем лицам на поле – и игрокам, и рефери.
– Знаете, сколько раз удаляли Халка в чемпионате России?
– Нет, статистику я как-то не веду.
– Один раз. Причем потом красная карточка была отменена.
– Ах, да. Евгений Турбин показал ему вторую желтую карточку, хотя по мячу ударил не Халк. Судья ошибся. Но я бразильца не оправдываю в том эпизоде. Он же бодался, был физический контакт с судьей.
– КДК этого не увидел.
– В том то и дело… Очень интересно, как повел себя руководитель нашего судейства Роберто Розетти. Сказал, что у него есть записка от Турбина, в которой тот пишет, что не имеет никаких претензий к Халку. Все было сделано для того, чтобы реабилитировать игрока "Зенита".
– Турбин же почти три года после того случая не судил премьер-лигу.
– Он не по делу пострадал. Это мне ясно. На три года лишить токаря высококачественных деталей своего дела… По сути, могли отбить и желание, и навыки судить.
– Дальше наши арбитры уже боялись удалять Халка?
– Конечно! Случай с Турбиным был знаком. Халк – неприкасаемый.
– Алексей Николаев недавно в большом интервью сказал: "Наверное, мы, судьи, дали слабину, слишком многое ему позволяя"…
– Уже давно сложилась такая практика. Посмотрите, как Сергей Карасев отсудил на чемпионате Европы, и как он судит дома. Разница очевидная. Наши судьи в российском чемпионате постоянно находятся под каким-то давлением со стороны руководящих органов. Переходить какую-то грань поведенческого плана арбитрам нельзя. Судьи поступались своим имиджем, именем, мнением только, чтобы продолжить дальше работать в премьер-лиге. Это грустно.
– Халк, на ваш взгляд, самый дерзкий игрок премьер-лиги за последние годы?
– Есть и другие ребята, которые считают своим долгом поспорить с арбитром.
– Например?
– Димка Тарасов – характерный человек. Виталий Калешин непростой. Рома Широков – любитель "потравить" судей. Глядя на них, и молодые начинают пререкаться…
– Можете дать совет молодым арбитрам – как нейтрализовать подобных Халку?
– Рецептов каких-то особых нет. Все время нужно разговаривать с игроками. Почему бы до матча не зайти в раздевалку?
– Вы так делали?
– Да. Говорил, например, Горлуковичу перед матчем: "Серень, желтая у меня уже наготове". Он: "За что, Григорич"? Я: "Будь аккуратнее, желтая тебя ждет – к бабке не ходи". Да и во время игры надо говорить с ребятами, успокаивать их.
– В общем, приезд игроков уровня Халка в Россию – настоящая головная боль для наших судей?
– Вы знаете, только обсуживая матчи с участием таких исполнителей, можно расти, прогрессировать, приобретать бесценный опыт!