Начиная с апреля бывший зенитовец пребывает в творческом отпуске, а до этого тренировал молодежную команду «горняков». В разговоре Сергей Попов рассказал, как воспринимают в Донецке идею объединенного турнира, оценил перспективы Тимощука в «Зените» и признался, какой матч стоил ему места наставника молодежной команды «Шахтера».
Новое с налетом ностальгии
— Сергей, 6 июля пойдете на «Донбасс Арену» понаблюдать за командами, в которых вы небезуспешно выступали?
— Обязательно. Считаю объединительный турнир хорошей идеей, благодаря которой можно привлечь в том же Донецке новых зрителей. Болельщики ведь привыкли, что «Шахтер» играет или в чемпионате украинской премьер-лиги, или в еврокубках. А здесь что-то новое, причем для старшего поколения — с налетом ностальгии.
— Вопрос в том, проголосуют ли болельщики ногами. В Киеве «ультрас» «Динамо» призывают бойкотировать турнир…
— В Донецке подобных настроений нет. По крайней мере я об этом не слышал. Люди настроены идти на стадион или смотреть телетрансляции матчей. Насколько же успешной окажется эта инициатива организаторов, мы узнаем, когда будут подведены итоги турнира, — по рейтингу телетрансляций матчей и количеству болельщиков, побывавших на стадионах. Естественно, что хорошие показатели для организаторов будут еще одним весомым аргументом в пользу объединенного чемпионата.
— Кто-то называет предстоящий турнир летним вариантом Кубка Первого канала.
— Что-то схожее есть. Кубок Первого канала ведь тоже пользовался популярностью первое время. Впрочем, для меня ситуация с организацией объединенного турнира выглядит просто: идет поиск других интересных вариантов. Матч в Киеве, где «Зенит» будет номинальным хозяином поля, посмотрю по телевизору, а игру в Донецке вместе с друзьями будем смотреть с трибуны «Донбасс Арены». С нетерпением ждем «Зенит» в Донецке. Конечно, главная функция турнира — подготовка к предстоящему сезону. «Умереть или выиграть» — такой постановки вопроса не будет. Но я уверен, что игры все равно получатся интересными.
Тимощук поможет ужиться звездам «Зенита»
— С кем из «Зенита» поддерживаете отношения?
— Когда «Шахтер» в рамках группового турнира Лиги чемпионов летал в Питер, встречались с Анатолием и Димкой Давыдовыми, Сашей Горшковым, Хенком ван Стее. До работы в «Зените» голландец ведь руководил академией «Шахтера».
— В Санкт-Петербурге многие оценивают его работу критически…
— Все познается в сравнении. В Донецке я тоже оценивал работу голландца неоднозначно. Но раз Хенк продолжает занимать свой пост в «Зените», значит, работодатели им довольны. Когда ван Стее работал в академии «Шахтера», я был у него в подчинении, работал в третьей команде «горняков». Да, иногда наши точки зрения на футбол расходились, иногда спорили, но это все были чисто рабочие моменты.
— Тимощук в свои 34 года — реальное усиление для «Зенита»?
— Толик держит свой определенный уровень. Физические кондиции, может быть, немного и подрастерял. Но зато набрал в другом. Ведь не так много футболистов, выступающих в России, кто до этого играл в одном из грандов европейского футбола. Уверен, его опыт поможет «Зениту». Толик выступал в команде, где между собой мирно уживалось много звезд. Не знаю, как они себя вели в быту, но на футбольном поле выглядели сплоченным коллективом. В «Зените» же футболисты ужиться друг с другом не могут. Или не хотят. Думаю, украинец сумеет позитивно повлиять на микроклимат в команде, показать, как в одном коллективе могут уживаться звезды. И не только уживаться, но и добиваться результатов. Согласитесь, это очень важная миссия. И чтобы выстроить отношения внутри команды, иногда даже необязательно выходить на поле.
— После ухода Денисова в «Анжи» шансы Тимощука на игровое время в «Зените» значительно повысились…
— Конечно, Денисов моложе, в этом плане у него преимущество. Но однозначно говорить, что он сильнее Тимощука, я бы не стал. Считаю их равными по классу футболистами. Есть определенная игра, есть определенный соперник. В матчах с одними соперниками предпочтительнее выглядел бы Денисов, с другими — Тимощук. Впрочем, об этом уже не стоит спорить, ведь ситуация разрешилась сама собой. Я, кстати, переходу Денисова в «Анжи» не удивился — слишком большой трафик игроков высокого класса был туда в последнее время.
— Во время вашей игровой карьеры в «Зените» и «Шахтере» никто из футболистов таких демаршей с клубом, как Денисов, не устраивал?
— Мы не могли позволить себе такие поступки — совсем другое время было, другие взаимоотношения между футболистами и клубом. В законодательном плане игрок был гораздо менее защищен, чем сейчас. Сейчас же контракты идут впереди футболистов.
— В Донецке сейчас вовсю обсуждают ситуацию с Мхитаряном. Вроде как Генрихом владеют три стороны — «Шахтер», один из владельцев донецкого «Металлурга» и краснодарской «Кубани» Олег Мкртчян и президент Федерации футбола Армении Рубен Айрапетян. Вы с подобными прецедентами в своей игровой или тренерской карьере сталкивались?
— Нет. У меня за всю игровую карьеру только с тремя клубами был подписан контракт — с «Шахтером», «Зенитом» и запорожским «Металлургом», где я завершал свою активную карьеру. Честно сказать, даже мыслей не возникало, что какое-то частное лицо может владеть правами на меня. Такие ситуации футболу на пользу не идут. Как и история с Денисовым.
Увольнение из-за 2:8
— В апреле вы были освобождены с поста наставника молодежной команды «Шахтера» после проигрыша в Киеве сверстникам из «Динамо» 2:8. Или все было немного по-другому?
— Наверное, были и другие причины, но по факту уволили за поражение с крупным счетом от принципиального соперника. Руководство клуба, по-видимому, решило, что нужно как-то отреагировать на ситуацию.
— Восемь пропущенных голов — это много. Залетало все, что летело в сторону ваших ворот?
— Сейчас уже не хочу возвращаться к перипетиям того матча — потому что можем чересчур углубиться в футбольную историю, найти еще несколько подобных результатов игр. На том матче я вместе со своими помощниками находился на трибуне — нас удалили в предыдущем матче с «Карпатами», мы были дисквалифицированы. Естественно, повлиять на игру подопечных во время матча возможности практически не имел.
— А когда у вас заканчивался контракт с «Шахтером»?
— Не было у меня контракта — работал с трудовым соглашением.
— Удивительно, ведь когда «Шахтер» встречался с «Зенитом» в рамках группового турнира Лиги чемпионов, о вас говорили едва ли не как о преемнике Мирчи Луческу. А тут отставка за одно крупное поражение…
— Кто говорил? Журналисты, может быть, и писали об этом. Но здесь все просто: ты показываешь определенный результат, тобой довольны, вырисовываются какие-то перспективы. Перестаешь показывать результат — все разворачивается в обратную сторону.
— Долго отходили от апрельского фиаско?
— Долго. Но уже все воспринимаю немного по-другому. Жизнь ведь на этом не заканчивается.
— Теперь на домашние матчи «Шахтера» покупаете билеты?
— Нет, к ветеранам клуб относится с уважением. Ходим на все игры, сидим на хороших местах. В этом плане все нормально, дай бог, чтобы в каждом клубе так относились к своим ветеранам.
— В России продолжить тренерскую карьеру нет желания?
— Хотелось бы просто продолжить. На Украине или в России — не так важно. Хотя я стараюсь смотреть на вещи реально. В России и своих квалифицированных тренеров хватает. Чтобы попасть в какой-то из российских клубов, нужно сильно постараться.