Эрик Шираев, доктор философии и профессор международных отношений Университета имени Джорджа Мейсона в Вашингтоне, родился в Ленинграде и вырос вместе с сине-бело-голубыми. Несмотря на переезд в США, он по-прежнему болеет за «Зенит». В интервью официальному сайту клуба Эрик рассказал о праздновании чемпионства, различиях между поклонниками спорта в России и за границей, а также поделился своими ожиданиями от будущего петербургской команды.
— Эрик, вы давно болеете за «Зенит»?
— Всю свою жизнь. Это как дыхание, почти естественный процесс. А что еще можно ожидать от человека, который родился и вырос в Ленинграде рядом с командой? Мы привыкли к тому, что еще в конце семидесятых и начале восьмидесятых мы были аутсайдерами, что наших лучших футболистов забирали московские клубы, что мы не могли выиграть чемпионат. Конечно, мы верили, что однажды «Зенит» победит, но это было похоже на сказку. Я счастлив, что она воплотилась в реальность и теперь мы очень часто выигрываем.
— В какой момент вы переехали в Соединенные Штаты? Как это повлияло на вашу поддержку «Зенита»?
— Дело в том, что мне выдали грант на обучение и ведение исследовательской деятельности в Калифорнийском университете. После этого получил несколько предложений от различных компаний и решил остаться. Я переехал в новую культуру, и спорта это касается особенно. Американский футбол, баскетбол, бейсбол и хоккей лидируют здесь в телерейтингах. Университетский спорт, в отличие от России, тоже очень популярен. Европейский футбол имеет не такую высокую лояльность среди местного населения, поскольку лучшие американские футболисты играют в Европе, а взамен бывшие суперзвезды — Дэвид Бекхэм или Тьерри Анри — доигрывают здесь. Но моя любовь к «Зениту» за время жизни в Америке только окрепла.
— Каково это — быть фанатом «Зенита» в США?
— В Америке можно гордиться своими корнями и говорить о них открыто — это ценится и приветствуется. Когда я надеваю сине-бело-голубую футболку, то люди задают мне вопросы о клубе и городе. Что интересно, никто не спрашивает о логотипе «Газпрома»: его все здесь и так знают.
— А как узнаете свежие новости?
— Я посещаю блог «Американские фанаты „Зенита"», общаюсь в группах на Facebook, читаю Twitter, различные ресурсы. Сейчас они становятся лучше и информативнее.
— Что насчет нашего сайта?
— Конечно, я читаю ваш сайт ежедневно. Он у меня в закладках. Качество и разнообразие новостей просто великолепно!
— Вы приезжаете в Петербург на матчи?
— Мне удается посещать родной город один раз в год, но мои друзья настолько заняты, что все время забывают купить билет. Надеюсь, в следующий раз мне удастся выбраться на «Петровский», а вы услышите, как я кричу там. Очень хочу пойти на игру с Михаилом Боярским — он спел одну из моих песен, написанную в соавторстве с Андреем Косинским. Надеюсь, мы сможем спеть ее вместе прямо на матче.
— Могли бы вы сравнить болельщиков «Зенита» с теми, кто посещает стадионы в США?
— Это зависит от того, куда вы идете, какие виды спорта смотрите и где сидите на арене. Я хожу туда довольно часто, смотрю почти все, поэтому могу и сравнивать. Хоккейные и баскетбольные зрители богаче, потому что билеты на эти виды спорта очень дорогие — в штате Вашингтон вам придется отдать около 200 долларов за хорошее место. На эти матчи приходит много женщин и детей. Вообще, на хоккее и баскетболе очень шумно, но в то же время у всех мирное настроение и есть чувство абсолютной безопасности. Футбольные фанаты более естественны, непредсказуемы. Билеты стоят гораздо дешевле. Я могу получить хорошее место меньше чем за 50 долларов. Опять же, футбольные фанаты моложе и безумнее. Университетские виды спорта самые бурные. Не забывайте, что спортивные арены в США гораздо больше, нежели в России. Просто представьте 90 тысяч кричащих 20-летних молодых людей!
— Учитывая, что вы профессор в области международных отношений, могли бы вы дать какие-либо советы или поделиться мыслями по поводу сотрудничества россиян и американцев? Может футбол сыграть роль в их улучшении?
— К сожалению, его роль очень мала. Все решается в верхах. Футбол имеет свою собственную жизнь, и его атмосфера может быть лишь отражением политики, а не наоборот. Говоря о «Зените», мы хотим, чтобы звезды команды сияли ярче. Чем больше футболистов мирового класса, тем больше болельщиков появляется у команды. Вчера в моем университетском городке я видел довольно много американских студентов в футболках «Арсенала», «Челси», «Барселоны» и «Милана». Эти команды имеют множество суперзвезд, которые обеспечивают им рекламу и продвижение. Люди отождествляют себя с их образами. «Зенит» должен сделать то же самое, в противном случае он останется местной командой, несмотря на большую армию поклонников. Мы любим наш «Зенит» и следуем за ним, но мы ведь ведем речь о победе в сердцах миллионов людей. Сегодня, помимо Овечкина, в хоккее нет всемирно известных российских спортсменов в командных видах спорта. Есть популярные, но не в глобальном масштабе. Надеюсь, что у «Зенита» такие появятся в ближайшее время.
— На прошлой неделе «Зенит» выиграл чемпионат России. Как вы это отметили?
— Шампанским и икрой! Хотя все мы знали, что это произойдет, в любом случае это стало хорошим подарком для всех поклонников «Зенита». Знаете, какое самое лучшее чувство на свете? Сказать семье: «Знаешь что? „Зенит" — чемпион!».