Спортивный директор «Зенита» Дитмар Байерсдорфер раскрывает технологию секретных международных спецопераций по поиску и приобретению новых талантливых футболистов для петербургского клуба.
Фамилию 22-летнего футболиста из Сербии Милана Родича многие болельщики «Зенита» впервые услышали 2 февраля 2013-го: в этот день клуб объявил, что левый защитник присоединяется к команде, а сам Родич признался, что испытывает в этой связи фантастические ощущения.
Через пару дней спортивный директор «Зенита» Дитмар Байерсдорфер спокойно объяснял: «Наши скауты наблюдали за ним еще с тех пор, как он играл за одну из молодежных сборных Сербии. За последние два года он сильно прибавил, и мы вновь обратили на него внимание, когда сформулировали требования к футболисту, который был нам нужен».
Впрочем, рекорда в этом смысле Родич не установил: если за ним следили с 20 лет, то черногорец Лука Джорджевич приехал в Петербург, едва ему исполнилось 18.
Поиск молодых талантов — одно из ключевых и самых секретных направлений работы больших европейских клубов. Конкуренция на этом рынке предельно высока.
«Зенит» следит в первую очередь за российскими талантами, хотя не ограничивается ими. Помимо главного направления поиска клуб активно работает в Европе. Так, за последние годы в «Зените», похоже, стала складываться традиция привозить молодых защитников из Словакии. Начал эстафету Мартин Шкртел, который в итоге уехал в «Ливерпуль», а продолжил Томаш Губочан из небольшого клуба «Жилина». Кстати, до переезда в Петербург он ни разу не видел улицы шириной с Невский проспект.
«Когда клуб собирается приобрести нового игрока, в первую очередь нужно понять свои потребности и составить портрет идеального кандидата, — рассказывает Байерсдорфер. — Затем мы изучаем рынки, составляем шорт-лист, обычно это 5–6 фамилий, и начинаем отсматривать кандидатов. Ездим на матчи, ходим на тренировки и затем, уже определившись, переходим к переговорам».
Договориться с другим клубом и самим игроком иногда едва ли не сложнее, чем отыскать подходящий талант. Защитников Доменико Кришито и Луиша Нету, которые до «Зенита» играли в итальянском чемпионате, долго держали на карандаше в Милане и Турине. Но оба в итоге переехали в Петербург.
«Каждую ситуацию нужно оценивать отдельно, — объясняет Байерсдорфер. — Есть клубы, которые очень нуждаются в деньгах, и с ними легче договориться, а есть те, с кем приходится вести долгие переговоры. То же самое с футболистами. Мы встречаемся, рассказываем про Петербург, показываем небольшой фильм о городе, а заодно смотрим, насколько сам человек хочет развиваться и идти с нами вперед. Многое в таких ситуациях решается в последний момент».
«Последний момент» — это самые напряженные дни в работе клубных юристов. Когда принципиальные решения достигнуты и руководство утверждает трансфер, футболиста регистрируют для участия в чемпионате, причем делается это в строго отведенный период — одно из так называемых трансферных окон, которые открываются во время летнего и зимнего межсезонья: с 1 июля по 31 августа и с 1 по 31 января. Рекорд был поставлен весной 2012-го, тогда «Зенит» успел дозаявить вернувшегося из «Арсенала» Андрея Аршавина в чемпионат России за несколько секунд до закрытия окна.
Клубные скауты в этот момент уже готовятся составлять очередной шорт-лист молодых талантов. Откроется следующее окно, и, возможно, в «Зените» появится новый парень, фамилию которого будут разучивать болельщики и который признается, что испытывает в связи с этим фантастические ощущения.
До того как стать охотником за головами футболистов, Байерсдорфер сам был успешным игроком, чемпионом Германии. К моменту присоединения в 2012 году к «Зениту» он в должности спортивного директора продавал и покупал футболистов для клубов в Германии, Австрии, США и Бразилии.
Как правильно давать интервью, если вас купил «Зенит»
Изучив интервью всех игроков основного состава «Зенита», которые они дали сразу после подписания контракта с клубом, мы составили полезный разговорник из шести самых популярных фраз для будущих героев «Петровского».
«Это большой шаг в моей карьере, здесь я смогу расти. Теперь думаю только о том, чтобы суметь играть в новом клубе не хуже, чем в предыдущем» — 7 совпадений.
«Мне всегда нравился Санкт-Петербург. Несколько раз я бывал здесь в составе *** и каждый из них восхищался и городом, и болельщиками!» — 4 совпадения.
«Я доволен тем, что перешел в сильнейшую команду России, ведь это хорошо и для меня, и для клуба», «Моя мечта сбылась. Все произошло очень быстро, до сих пор не могу поверить, что буду играть в „Зените"!», «Хочу быть счастлив в России и в „Зените"!» — 3 совпадения.
«Я очень хотел домой. В Питер, в родную команду. Это было мое желание» — 2 совпадения.