Представлена аудитория сентябрьских трансляций Лиги чемпионов в 2009, 2010 и 2011 годов как при трансляциях на общедоступном НТВ, так и без них. Во втором случае включая соотношение ТВ – Интернет. Средняя российская аудитория трансляций футбольных матчей в сентябре за последние три года имеет следующие показатели (Лига чемпионов в сравнении с играми сборной и чемпионата России; вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет). 2011 Лига чемпионов (при трансляциях на общедоступном НТВ) – 9,7 млн чел.
Лига чемпионов (игры клубов РФ без трансляций на НТВ) – 1,6 млн чел.
Сборная России (отборочный турнир) – 14,1 млн чел.
РФПЛ (центральные игры тура) – 3,3 млн чел.
2010 ЛЧ (с НТВ) – 12,5 млн чел.
ЛЧ (без НТВ) – 0,8 млн чел.
Сборная России – 13,4 млн чел.
РФПЛ – 4,3 млн чел.
2009 ЛЧ (с НТВ) – 9,7 млн чел.
ЛЧ (без НТВ) – 0,5 млн чел.
Сборная России – 15,3 млн чел.
РФПЛ – 6,5 млн чел.
При этом спад показателя средней аудитории для Лиги чемпионов при трансляциях на НТВ в 2011 году по сравнению с предыдущим годом обусловлен не снижением интереса публики, а выбором НТВ.
Так, в первом туре была показана игра АПОЭЛ – "Зенит", за которой в общей сложности наблюдали всего 6,5 млн жителей страны. В то время как матч "Лилль" – ЦСКА собрал бы у телеэкранов примерно в полтора раза больше зрителей, и среднее значение для сентября-2011 составило около 11,5 млн человек. А если бы был показан и поединок ЦСКА – "Интер", то это значение могло возрасти ещё на 1 млн.
Следует отметить и то, что отечественная аудитория поединка АПОЭЛ – "Зенит" стала наименьшей для трансляций встреч российских клубов в Лиге чемпионов в таком формате за последние три сезона. Предыдущее минимальное значение имела стартовая игра ЛЧ-2009/2010 "Динамо" К – "Рубин" (8 млн чел.)
А все общедоступные матчи первых двух (сентябрьских) туров ЛЧ в 2009-2011 гг. по зрительскому вниманию ранжируются следующим образом (отечественная аудитория, вне зависимости от мест и каналов просмотра).
1. "Рубин" – "Барселона" (2010 г.) – 14,4 м
2. "Зенит" – "Порту" (2011 г.) – 12,9 млн чел. 3. "Рубин" – "Интер" (2009 г.) – 11,4 млн чел.
4. "Марсель" – "Спартак" (2010 г.) – 10,5 млн чел.
5. "Динамо" К – "Рубин" (2009 г.) – 8,0 млн чел.
6. "Апоэл" – "Зенит" (2011 г.) – 6,5 млн чел.
Для избранных и продвинутых А какую аудиторию имели игры, которые не показывал федеральный канал НТВ?
2011 "Лилль" – ЦСКА – 1,3 млн чел. (из них в Интернете – 26%)
ЦСКА – "Интер" – 1,8 млн чел. (из них в Интернете – 12,5%)
2010 "Копенгаген" – "Рубин" – 0,6 млн чел. (Интернет – 7%)
"Спартак" – "Жилина" – 1,0 млн чел. (Интернет – 13%)
2009 "Вольфсбург" – ЦСКА – 0,4 млн чел. (Интернет – 11%)
ЦСКА – "Бешикташ" – 0,6 млн чел. (Интернет – 9%)
Таким образом, средняя аудитория таких трансляций за три года увеличилась более чем в три раза. Во-первых, "НТВ-Плюс" расширил число операторов, ретранслирующих соответствующие матчи (в частности для канала "Спорт Плюс"). А во-вторых, значительно, в среднем почти в шесть раз, возросло число тех, кто стал наблюдать прямые трансляции футбольных поединков через Интернет (в том числе и в большей степени по нелегальным ресурсам).
Но, несмотря на внушительную процентную динамику, абсолютный размер аудитории игр Лиги чемпионов в отсутствие общедоступных трансляций остаётся в разы меньше по сравнению с ситуацией, когда их показывает федеральный канал НТВ.
Что касается непосредственно Интернета, то рекордная российская аудитория лигочемпионских баталий сейчас составляет 335 тыс. человек. Столько web-зрителей наблюдали матч первого тура ЛЧ-2011/2012 "Лилль" – ЦСКА.