21.12.2009 13:35 | Информационное агентство "Финмаркет"
За выход в стадию плей-офф UEFA Champions League ® каждый из ведущих футбольных клубов Европы заработал в среднем 50 млн. евро. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования, проведенного по заказу официального спонсора турнира, компании MasterCard.
Финансовые доходы клубов складываются из оплаты UEFA их участия в турнире и призовых выплат (в среднем 14 млн. евро); доли в доходах UEFA от реализации коммерческих прав на турнир (доходы от маркетинговых прав составляют до 12 млн. евро); прибыли от продажи билетов (до 10 млн. евро); коммерческих и рекламных доходов, в том числе спонсорских платежей и прибыли от продажи сувенирной продукции, продуктов питания и напитков; а также роста стоимости игроков команды.
Исследование, проведенное профессором Саймоном Чедвиком, одним из ведущих в мире специалистов в области спортивного бизнеса, показало, что лучшего результата добился ФК "Жиронден де Бордо", получивший 11,5 млн. евро призовых за выступление на групповом этапе UEFA Champions League® 2009 года и 3 млн. евро за выход в плей-офф. Совокупный доход каждого из клубов, выступавших на групповом этапе и не прошедших в плей-офф UEFA Champions League ®, оценивается в среднем в 32 млн. евро.
По уровню доходов в этом году опередили своих соперников команды Англии, Италии и Испании. Английские клубы, один из которых, "Манчестер Юнайтед", стал финалистом 2009 года, а еще четыре участвовали в групповом этапе этого же года, стали обладателями 129,5 млн. евро (129 476 000 евро) призовых средств.
Итальянские команды, три из которых дошли до стадии плей-офф прошлого сезона, а четыре выступали в групповом этапе этого, заработали 104 млн. евро (104 007 000 евро). За тот же период клубы Испании получили 96,9 млн. евро (96 947 000 евро): в прошлом сезоне ФК "Барселона" выиграл турнир и на групповом этапе 2009 года выступали четыре испанские команды.
Говорит профессор Чедвик: "Наше исследование показывает, что вклад UEFA Champions League ® в европейскую экономику за календарный год составляет 6 млрд. евро, при этом лидерами по уровню доходов за последние 12 месяцев стали Англия, Италия и Испания. Это означает, что годовая "экономика" UEFA Champions League ® сопоставима по масштабам с решающими играми последнего Чемпионата мира в Германии".
"Таким образом, этот турнир является не только волнующим событием для футбольных болельщиков всего мира, но одновременно отличным объектом для спонсорских вложений и значимым донором для экономики и коммерческого благополучия Европы. Немногие понимают, что в этом году UEFA довольно существенно повысил размер призовых, что на выходе из экономического спада является отличным подспорьем для футбольных клубов".
Пол Мьюлендайк, Глава департамента спонсорских проектов MasterCard Europe, заявил:
"Являясь официальным спонсором UEFA Champions League ® с 1994 года, мы полагаем, что исследование экономической составляющей предприятия имеет принципиальное значение и подтверждает статус MasterCard как одного из ведущих поставщиков уникальной информации в области спортивной коммерции. Исследование этого сезона еще раз продемонстрировало масштаб экономического влияния этого турнира и показало, как любовь к футболу может позитивно влиять не только на играющие клубы, но и на экономику в целом".
UEFA выплачивает 3,8 млн. евро каждой команде, прошедшей в UEFA Champions League ®, и еще 3,3 млн. евро за участие в групповом этапе (550 000 евро за игру). Победа на групповом этапе приносит команде 800 000 евро за игру, ничья - 400 000 евро. Выходя в первый раунд турнира плей-офф, команда сразу получает 3 млн евро призовых. Выход в плей-офф без поражений и ничьих на групповом этапе приносит 14,9 млн. евро одних только призовых UEFA.
UEFA осуществит дополнительные выплаты участникам группового этапа в зависимости от коммерческого успеха турнира. По оценкам MasterCard, такие выплаты могут составить около 12 млн. евро для каждого клуба. Исследование также показало, что от продажи билетов на игры группового этапа было выручено в среднем 8,55 млн. евро, коммерческие и рекламные доходы составили в среднем еще 6 млн. евро, а стоимость команд в результате выхода в плей-офф выросла, в среднем на 5 млн. евро.
Это означает, что, в среднем, средства, получаемые клубом за выход в групповой этап, можно разделить следующим образом: 28 процентов - призовые UEFA, 24 процента - выплата UEFA за предоставление клубом маркетинговых прав, 20 процентов - выручка от продажи билетов, 16 процентов - коммерческие и рекламные доходы, 12 процентов - рост стоимости игроков.
Каждый четвертьфиналист дополнительно получает 3,3 млн. евро из призовых средств UEFA, каждый полуфиналист - 4 млн. евро, команда, занявшая второе место, - 5,2 млн. евро, команда-победитель - 9 млн. евро. По данным исследования MasterCard, команда, которая в 2010 году поднимет над головой кубок UEFA Champions League ® в Мадриде, может заработать до 36,4 млн. евро одних только призовых денег, не считая значительных дополнительных доходов.
Согласно результатам исследования, проведенного по заказу MasterCard к финальному матчу UEFA Champions League ®, состоявшемуся в 2009 году в Риме, совокупный заработок победителя, ФК "Барселона", с учетом всех призовых, коммерческих и рекламных доходов составил более 110 млн. евро, а занявшего второе место ФК "Манчестер Юнайтед" - не менее 65 млн. евро. Таким образом, средства призового фонда составили менее половины доходов этих команд.
Компания MasterCard, в арсенале которой имеются исследования экономической составляющей турниров UEFA Champions League ® сезонов 2006-2007 гг., 2007-2008 гг., 2008-2009 гг. и 2009-2010 гг., а также Европейских чемпионатов UEFA 2008 г., является одним из ведущих поставщиков уникальной информации в области спортивной коммерции.
Ниже приведены некоторые интересные цифры из полного исследования экономической составляющей выхода команд в стадию плей-офф UEFA Champions League ®, проведенного Саймоном Чедвигом по заказу компании MasterCard.
Экономические выгоды от выхода в стадию плей-офф
Распределение доходов между клубами UEFA Champions League ® в сезоне 2009/2010:
Бонус за участие в групповом турнире
3,8 млн. евро
Бонус за каждый матч группового этапа (550 000 за игру)
3,3 млн. евро
Бонус за победу в матче группового этапа
800 000 евро
Бонус за ничью в матче группового этапа
400 000 евро
Команда, которая вышла в плей-офф, одержав победу во всех матчах группового этапа, таким образом, зарабатывает 11,9 млн. евро призовых средств (которые сразу возрастают до 14,9 млн. евро в связи с выплатой за участие в первом раунде плей-офф).
Выплата за участие в первом раунде плей-офф
3 млн. евро
Выплата за участие в четвертьфинале
3,3 млн. евро
Выплата за участие в полуфинале
4 млн. евро
Выплата за второе место
5,2 млн. евро
Выплата за победу в финале
9 млн. евро
Таким образом, команда, одержавшая победу во всех проведенных ей в UEFA Champions League ® играх, включая финал, зарабатывает 31,2 млн. евро призовых средств.