Переступить черту Все 90 с лишним минут ответного матча 1/16 финала Кубка УЕФА «Вильярреал» создавал «Зениту» образ соперника-плохиша, который постоянно фолит, играет на отбой и тянет время. А гости мужественно ждали финального свистка – и дождались: чемпион России вышел в следующий раунд вопреки судейским решениям и собственным ошибкам.
Питерцы начали просто здорово, все как один выполняя нехитрую, но действенную установку – постоянный прессинг, плотность в центре поля, подкаты, борьба. «Вильярреал» попытался уйти от давления с помощью дальних переводов Пиреса, но француз в этот вечер был откровенно плох. Количество брака в исполнении хозяев никак не вязалось с афишей «Третья команда Испании против чемпиона России». Казалось, «Зениту» противостоит молодой и сырой коллектив, который видится раз в неделю и только-только находит свою игру. И это был «Вильярреал». Между прочим, исторически сильный именно дома и именно в еврокубках.
Прошло минут десять и мелкий фол, выбранный гостями в качестве основополагающей тактики, начал трансформироваться в фол крупный. Позиционно ошибся Широков, упустивший Томассона. Попытка исправиться привела к «горчичнику» и опасному штрафному. Мягко наброшенный Сенной мяч вдоволь наскакался по головам всех страждущих, пока не оказался под Малафеевым.
На 17-й минуте вновь «провис» левый фланг обороны «Зенита». Томассон успел принять разрезающий пас, поднять голову, оценить позицию и пробить. Подвели прекрасно знакомые ему ворота, сжавшиеся до минимально возможных размеров и пропустившие сбоку от себя мяч. Постепенно, шаг за шагом, удар за ударом «азулмарильос» приближались к своему голу, после которого – если бы таковой состоялся – для россиян матч бы превратился в каторгу.
«Зенит» отвечал лишь собранным в пружину Ким Дон Чжином на левом фланге, который, распрямляясь, выбрасывал вперед свое тело, мяч и Гонсало Родригеса. После одной такой вылазки Аршавин едва не исполнил «сухой лист». После другой, также закончившейся угловым, Диего Лопес ошибся на выходе, а Широков не смог положить корпус и пробил выше.
Это был шанс. Не конкретно вот эти два момента, а надежда, что, как и неделю назад, вратарь и правый защитник «Вильярреала» ошибутся. Вместе ли, персонально – неважно. Да вот они, собственно, уже и ошиблись. «Зенит» еще раз для верности ковырнул открывшуюся ранку. Есть! Ширл подал штрафной, Ломбертс вылетел перед перчатками Диего Лопеса, а Погребняк вновь оказался в нужном месте в нужный час. 0:1. Гол получился абсолютно другим и в то же время идентичным тому, что был забит на «Петровском». Нежданным, непричесанным, некрасивым, но разве менее дорогим?!
Впрочем, цена этого гола стала ясна в следующую минуту: отважного Ломбертса унесли на носилках. Вышел Крижанац, который по натуре, конечно же, не лидер. Даже в паре с новичком Широковым. Последствия ветра перемен стали ощутимы только во втором тайме, до конца которого оставалось не так много времени. Однако за эти 10-15 минут тайма первого «Зенит» едва не снял все вопросы об исходе противостояния. Не готовый так сразу взять и отыграться «Вильярреал» пропустил две подряд контратаки.
В первом случае Погребняк принял совершенно уникальное решение: побрел (рывком или бегом назвать это было трудно) обводить защитника в ситуации два против одного. Файзулин еще в первом матче в Санкт-Петербурге натерпелся от подобных действий Павла и простил его. А затем простил еще раз, но уже соперника. Подключившийся Анюков освободился от опеки и прострелил вдоль ворот, но Файзулин пробил уже по уходящему мячу. Сильно, неточно, плохо.
Второй тайм для Романа Широкова длился ровно две минуты. Томассон привез еще один штрафной и еще одну карточку российскому защитнику. Пока Тимощук перебирался в освободившуюся зону, «Вильярреал» успел создать два верных момента, в которых гостям повезло. Росси и Томассон ранее не были замечены в столь скверном отношении к трудам своим партнеров по команде.
«Зенит» огрызался. Аршавин, пробовавший себя в первой половине встречи и на правом, и на левом краю, перешел в центр и оттуда, раз за разом освобождаясь от Сенны, направлял вектор контратак свой команды. Получалось весьма недурно. Погребняк однажды чуть было вновь не развернул фортуну к себе лицом. Форвард пробил несильно и по центру ворот, но Диего Лопес, пока обрабатывал удар, едва не запихнул мяч в сетку, заблудившись в двух ногах-соснах.
На 75-й минуте угловой, которые «Вильярреал» подавал нечасто и не опасно, закончился голом. Малафеев пропустил под собой мяч после удара головой в исполнении Франко. Совсем не время было разбираться, кто прав, кто лев, кто виноват. С этого момента игра свелась к простой сюжетной линии: хозяева давят, гости играют на вынос. Никаких примесей. Смогут или не смогут? Да или нет?
Однако человек по фамилии Месснер решил добавить колорита в ход встречи. И плевать, что краска оказалась подсохшей и жутко воняла. Смешать желтый с красным, удалить Ширла в случае, когда 99 из 100 судей даже не подумали бы о карточке! Как все это знакомо… И тем, кто смотрит испанскую примеру, и тем, кто наблюдал в 90-е за российскими клубами в еврокубках.
В конце матча у «Зенита» не осталось сил контролировать мяч и ход событий. Питерцы пропустили еще один гол. И могли пропустить еще. И, наверное, это устроило бы очень многих. Не только на трибунах. Дальнейшее участие «Вильярреала» в еврокубках – это нечто само собой разумеющееся. но оставшийся вдевятером «Зенит», которому указали на его место в европейской клубной иерархии самым бесцеремонным образом, с этим местом не согласился и решил подняться выше. Без Адвоката и Ширла. Без центральных защитников, которых и до этого-то фактически не было. Но с верой в себя. И с характером, о котором теперь узнает «Марсель».
Евгений РОМАНОВ