Главный тренер "Зенита" Дик Адвокат в интервью "Спорт-Экспрессу" рассказал об особенностях работы иностранного тренера в России.
- Говорят, после Euro-2004 вы заявили, что больше никогда не вернетесь работать в Голландию?
- С прессой то заявление никак не связано. В Голландии я работал с лучшим клубом страны, завоевав с ним чемпионский титул и кубок. Дважды руководил сборной. То есть на родине достиг почти всего, что только можно было достичь. Поэтому если и вернусь в Голландию, то не тренером. Ну, только если у ПСВ, с руководством которого у меня до сих пор прекрасные отношения, будет серьезнейший кризис и они попросят меня о помощи... В таком случае отказать клубу, который, как и "Зенит", считаю своим, едва ли смогу. Но сейчас, к счастью, у ПСВ все в порядке, так что о моем возращении в Голландию думать пока не приходится.
- Какие минусы и плюсы для работы иностранного тренера в России?
- Сначала о плюсах. В чемпионате России у каждого клуба собраны сильные исполнители, с которыми можно решать большие задачи. Взять тот же "Амкар", который неожиданно для многих - но не для меня - занял столь высокое место. Или наше домашнее поражение от "Шинника" - вполне симпатичной команды. До сих пор не могу понять, как ярославцы с такой игрой умудрились вылететь. В каждом матче для достижения положительного результата нужно отдавать все силы, а это говорит о высоком уровне лиги. В этом смысле мне очень интересно работать в России. Еще я рад, что не могу читать местную прессу - уверен, этот факт серьезно продлит мои годы (смеется). Если серьезно, то незнание языка в общении с футболистами - тоже минус, особенно когда только приехал в страну.
- Не жалеете о том, что из-за незнания русского вам сложно завести приятелей в Санкт-Петербурге?
- У меня и в Голландии приятелей не много. Если бы очень нуждался в общении, мог бы спокойно последовать примеру Пота и стать членом голландской общины в Санкт-Петербурге.
- У вас в России есть друзья?
- Когда Фурсенко жил в Санкт-Петербурге, мы дружили семьями, но из-за его переезда в российскую столицу мы стали контактировать гораздо меньше. Жаль, конечно, но такова жизнь. Впрочем, почти весь уходящий год я провел в разъездах - чемпионат России, еврокубки, подготовка к матчам, пресс-конференции... Время пролетело невероятно быстро.
- Много ли у вас друзей среди тренеров?
- Вы считаете, что друзей может быть много? Могу назвать лишь одну фамилию. Это Берт ван Линген, который в следующем году будет моим помощником. Кроме того, у меня очень теплые отношения с Дэвидом Маррэем, президентом "Рейнджерс". С ним мы часто созваниваемся и при возможности встречаемся. Когда "Зенит" играл с "МЮ" в матче за Суперкубок УЕФА, Дэвид прилетал в Монако, где мы в уютной обстановке поговорили о жизни.
- Испытываете ностальгию по Голландии?
- Нет и никогда не испытывал.
- Неужели не скучаете по семье?
- Не без этого - я ведь не робот! Иногда приходит грусть, в такие моменты начинаешь думать об уходе из клуба - и от этих мыслей никуда не деться.
- И чем вы занимаетесь в такие моменты?
- Включаю хорошую музыку и наслаждаюсь, забывая о всех заботах на свете! Музыка, фильмы, книги - лучшее средство от скуки (улыбается).
- Вы всегда были сторонником расстановки 4-3-3?
- Нет. Сначала необходимо оценить возможности каждого футболиста команды - и лишь потом строить схемы и расстановки. В самом начале, если помните, у нас не все получалось, и в какой-то момент я даже стал играть с двумя форвардами вместо трех. Тогда эта схема была непривычной для игроков, не все знали, что делать при потере мяча, как действовать в той или иной ситуации. Сейчас с этим проблем нет, и вы видите, какую игру показывает "Зенит".
К слову, когда я только приехал в Россию, почти все команды играли с расстановкой 4-4-2, за исключением ЦСКА и сборной, действовавших с пятью оборонительными футболистами. Сейчас же команд, играющих по схеме 4-3-3, в России гораздо больше, так как при правильном использовании она хорошо работает и приносит плоды.
- Раз уж мы заговорили о схемах, примечательно, что, когда Газзаев перешел на игру 4-4-1-1, результаты команды пошли в гору. Как вы думаете, взлет армейского клуба связан с изменением игровой системы?
- Я считаю, что ЦСКА играет с расстановкой 4-3-3.
- Разве? У армейского клуба 4 защитника, 4 полузащитника, атакующий из глубины Дзагоев и Вагнер Лав на острие.
- Нет, нет... Вагнер на острие - все верно, по флангам - Красич справа и Жирков слева, а позади них действуют три полузащитника - два "подстраховщика" и созидатель.
Адвокат оживился и на столе изображает пальцами схему ЦСКА. Стало ясно, что не о футболе с ним говорить больше невозможно.
- Как же? На мой взгляд, Дзагоев играет примерно ту же роль в ЦСКА, что и Аршавин в "Зените".
- Вы что! Дзагоев может играть в нападении и исполнять примерно те же функции, что и Андрей, но в составе армейцев он действует гораздо глубже к своим воротам, нежели Аршавин. Единственная большая разница между игровой схемой ЦСКА и "Зенита" в том, что у армейцев два опорника, тогда как у нас на этой позиции выступает один Тимощук.
- И все же, связан ли подъем армейцев с переходом на другую схему?
- Думаю, да.
- Сильно удивились, когда Газзаев объявил о своем уходе из ЦСКА?
- Нет. Думаю, Газзаев мудр, он человек своего слова. К тому же он, несомненно, классный тренер. Достаточно вспомнить, чего Газзаев добился с ЦСКА, и все станет ясно. Но после столь длительного сотрудничества с одним работодателем всегда хочется получить какие-то новые импульсы.
- Смог бы российский тренер, к примеру Газзаев, добиться успехов с крепким европейским клубом?
- А почему, собственно, нет?!
- Насколько мне известно, вы с большим уважением относитесь и к Леониду Слуцкому...
- А как может быть по-другому после его результата в "Москве"?! Убежден, что он с тем клубом взял максимум. Да и сейчас, в "Крыльях", он проделал неплохую работу, взявшись за построение абсолютно новой команды. Считаю, у Слуцкого высокий потенциал.
- Почему вы, кстати, не взяли к себе в "Зенит" российского ассистента?
- Я думал о Корнееве и даже разговаривал с ним на эту тему, но он предпочел работать в сборной.
- И заключительный вопрос. Долго ли вы намерены работать главным тренером?
- До тех пор, пока буду получать наслаждение от работы и чувствовать себя молодым. Для тренера в моем возрасте это самое главное. Пока даже маленькой мысли по поводу ухода на пенсию не возникает.