«Кто виноват в том, что случилось на матче в Питере? Никто. Виновата система. Все эти вещи появились не сегодня, и не вчера, а еще в советское время. Деваться некуда. Это своеобразный образ жизни футбольного зрителя. Зритель этот помолодел, и оттого по молодости легко управляем. В том числе и теми, кому выгодно существование фанатских группировок.
Когда я слышу в официальных новостях после того, как наша сборная по хоккею стала чемпионом мира, следующую фразу: «сотни тысяч фанатов высыпали на улицу Москвы», меня коробит. А как же наши исконные слова? Зрители. Болельщики. Нет, теперь – фанаты! Только фанаты. Такая подача в корне неправильна хотя бы с точки зрения элементарной педагогики. Общество к этому слову, к этому понятию привыкло. Прискорбно.
Коль скоро у нас нет национальной идеи, значит, ее следует выдумать, или сделать ее локальной. Коль скоро представителей правопорядка на стадионах зачастую слишком много, это вызывает чувство протеста у молодых людей, тех самых, легко управляемых. Я еще в свое время Николаю Старостину говорил о том, что нужно клубу принимать участие в работе над этим вопросом, и метрополитеновскому офицерскому составу.
Но услышан не был по той причине, что у нас тогда не было организованной преступности, не было неформальных объединений. Был комсомол. Многие серьезные организации выпустили процесс из-под контроля, так что не удивляйтесь, что инциденты на стадионах постоянно происходят, снова и снова. Но это – приятная среда для тех, кому необходимо опробовать новые методы работы с толпой, тому же ОМОНу.
Единственное что в этой ситуации можно сделать, это начать наконец целенаправленно, скрупулезно наводить порядок. Как это делали в Англии. Там ведь все было еще хуже… Ведь то, что в воскресенье произошло в нашем революционном городе, не лезет ни в какие ворота, в том числе и футбольные. Люди ушли со стадиона – и это не был душевный порыв, а сознательно спланированная акция.
И еще вопрос: если правоохранительные органы так среагировали на плакат – плакат, а не баннер, как это принято теперь говорить – то почему дали его пронести? Согласен, что содержание плаката – «футбол не для милиции» – был вполне пристойным. Но если поток взаимных оскорблений из-за этого усиливается, то кто в этом виноват?» – приводит слова Маслаченко «Спорт день за днем».