- На своей первой пресс-конференции в качестве главного тренера бельгийцев вы сказали, что "Зенит" с вами не до конца рассчитался. А как обстоят дела сейчас? - Все вопросы улажены. На самом деле мы все решили довольно быстро. Руководство "Зенита" дало мне слово, которое в итоге сдержало. От "Зенита" ничего другого я и не ждал. Несмотря на то, что меня досрочно уволили из клуба, я отношусь к нему с большим уважением. Кто бы что ни говорил, но руководство "Зенита" создает превосходные условия для плодотворной работы.
- Сразу после увольнения вы дали небольшой комментарий голландским телевизионщикам, отметив, в частности, что вам не понравилось то, как с вами расстались в "Зените". Что вы имели в виду?
- Я могу войти в положение клуба, который, по всей вероятности, решил, что команде необходима шоковая терапия для улучшения результатов. Такое в футболе практикуется нередко: уволить главного тренера с целью встряхнуть команду. Но даже в этом случае человек, который столько сделал для клуба и города, заслуживает, чтобы с ним перед принятием подобного решения хотя бы пообщались. В "Зените", к примеру, могли поинтересоваться, в чем я вижу выход из сложившейся ситуации. Но вместо этого - внезапное заявление об увольнении.
- Неужели после ухода из питерского клуба ни с кем из руководства вы так и не общались?
- За время работы в "Зените" у нас с мистером Дюковым сложились добрые отношения, которые мы поддерживаем по сей день. Регулярно созваниваемся, но эту тему не затрагивали. Ведь срочное решение об увольнении принимало акционерное общество, совет директоров.
[/b]- Это решение, однако, нельзя назвать неожиданным, согласитесь. После конфликта со спортивным директором Игорем Корнеевым и не самых удачных результатов в чемпионате России отставка, по-моему, назревала. Разве нет?[/b]
- Невозможно выиграть все матчи. Главное, что мы по-прежнему находились в зоне УЕФА, отставание от лидеров было невесомым. К тому же календарь следующих игр у нашей команды был вполне благоприятный, чтобы отыграть отставание от конкурентов. Добавьте к этому возвращение Ломбертса и Данни, покупку нескольких футболистов, и все - команда готова бороться за золото в России и достойно выступать в Европе. Но мне не дали дождаться этого.
- То есть увольнение оказалось для вас все же неожиданным?
- Неожиданным для меня стало только то, каким образом оно произошло.
- Доводилось слышать, что досрочный разрыв соглашения с "Зенитом" вы спровоцировали сами. Это действительно так?
- Люди, знающие меня и находившиеся рядом, скажут вам, что это - полная чушь! Если с моей стороны и была какая-то провокация, то лишь с одной целью - показать свое недовольство трансферной политикой клуба. Учитывая множество обстоятельств - продажу игроков, травмы, нам требовалось усиление, но, к сожалению, я не был услышан нашим руководством. Или даже услышан, но… уже после моего ухода из клуба.
- Как вы считаете, стоило ли заранее объявлять, что по окончании сезона вы уйдете из "Зенита" и возглавите сборную Бельгии?
- В случае проигрышей пресса всегда ищет причину неудач там, где их нет и в помине. Уверен, то, что я заранее объявил о своем уходе, никак не отразилось на ситуации в команде и клубе. С бельгийцами я договорился довольно быстро, после чего прекратил контакты с руководством их футбольного союза. Можете проверить: до недавней пресс-конференции, на которой меня официально представили тренером "Красных дьяволов", я не дал ни одного интервью о Бельгии и не посетил ни одного матча с участием их сборной. Во время игр сборных я уезжал в Голландию и мог без проблем посетить тот или иной матч. Но не делал этого намеренно, чтобы не пошли разговоры о том, что я думаю о чем-то другом, а не о питерской команде. Не сомневайтесь: до увольнения я был поглощен исключительно заботами о "Зените"! Мыслей и настроений, которые мешали бы работать в клубе по максимуму, у меня не было.
- Как отреагировали игроки, узнав, что этот год станет последним в вашем сотрудничестве?
- С этим никаких проблем как раз не было. Ребята продолжали профессионально выполнять свою работу. На тот момент у нас была собрана классная команда - лучшая полузащита в России, отличные игроки обороны... А вот впереди в "Зените" были проблемы. Посмотрите, кто тогда забивал! В основном - полузащитники. Но в какой-то момент, когда впереди команда действует без изюминки, результаты перестают радовать. Если бы усилили атаку, то, возможно, не было бы ни моего досрочного ухода, ни потерь в очках.
- То есть отношения между вами и игроками после вашего заявления об уходе вообще никак не изменились?
- Никак! У нас по-прежнему было взаимное уважение. Просто на полузащиту легла колоссальная нагрузка, и если по первым играм сезона она как-то справлялась - и сзади и впереди, то потом ей стало тяжело. Купи руководство пораньше двух, трех игроков атаки, "Зенит" продолжал бы играть в еврокубках. Но этого не случилось ни в январе, ни летом. Мне никогда не объясняли истинных причин, хотя наверняка они существовали.
- Направляясь на встречу с вами, я предполагал услышать какой-то негатив в адрес руководства клуба, но никакой злости или обиды на "Зенит" с вашей стороны не чувствуется.
- О чем вы говорите?! С "Зенитом" у меня самые лучшие ассоциации, ведь в Питере я столкнулся не только с интересной командой, но и с самыми лучшими и преданными фанатами мира! Они нас поддерживали везде и всегда. Только сейчас, на расстоянии, я до конца понимаю, как "Зениту" повезло с поддержкой. К тому же с "Зенитом" меня связывают самые большие успехи в спортивной карьере. Что бы ни случилось, об этом клубе и команде я буду вспоминать только самое лучшее. Все негативные нюансы скоро забудутся, а прекрасные моменты, пережитые вместе с клубом, - никогда.
- Вам не кажется, что было бы лучше уйти по окончании прошлого сезона? Это было бы красивее - самому покинуть клуб действующим победителем еврокубков…
- Я с вами не согласен. Тогда у меня было хорошее предчувствие насчет следующего сезона. Я же не знал, что серьезную травму получит Данни, а руководство клуба новичков приобретет только в конце лета. К тому же в "Зенит" позвали Игоря Корнеева, у которого на все вещи свой взгляд, отличающийся от мнения главного тренера. В этом нет ничего плохого, но для клуба наилучший вариант, когда президент, технический директор и главный тренер - единомышленники. В этом плане связка Фурсенко, а потом Дюков - Сарсания - Адвокат выглядела почти идеальной. А когда в клубе слишком много мнений и взглядов (не забывайте, что вокруг руководства "Зенита" еще крутится масса посторонних людей, к мнению которых люди поневоле прислушиваются), - это не всегда максимально плодотворно для команды.
- Павел Погребняк после перехода в "Штутгарт" сказал, что, останься Фурсенко президентом клуба, из "Зенита" многие игроки не стали бы уходить. А что на этот счет думаете вы?
- Свое мнение позвольте оставить при себе. Сравнивать двух президентов с моей стороны было бы некорректно. Тем более что с обоими у меня хорошие отношения, портить которые мне не хотелось бы.
- Вы сказали, что при возможности с удовольствием поедете поболеть за "Зенит". А что если вас вновь позовут на должность главного тренера?
- Если я и вернусь когда-нибудь в российский чемпионат, то только в один клуб - "Зенит"!
- А как же "Химки", которые вы вроде бы собирались консультировать?
- На самом деле я просто хотел помочь своему другу Косте (Сарсания. - прим. "СЭ"). Идея была в том, чтобы я провел пару дней с подмосковной командой и посмотрел на ситуацию в команде незамыленным взглядом. После чего высказал бы свое мнение. Но сейчас эта тема неактуальна.