Экс президент московского «Спартака» задает неудобные вопросы организаторам объединенного чемпионата и объясняет, почему опасается за «Зенит» в ответном матче 1/16 финала Лиги Европы.
Откуда деньги приплывут?
— После заседания оргкомитета так называемого объединенного чемпионата Алексей Миллер заявил, что доходы от его трансляций превзойдут доходы от показа матчей Лиги чемпионов…
— Не вижу оснований, чтобы эти слова могли быть чем-то подкреплены. В гипотетическом турнире по-настоящему интересных матчей будет не больше десятка. Поэтому невозможно представить, чтобы объединенный чемпионат обошел в телерейтинге хотя бы Лигу Европы.
— А вот за само участие в турнире клубы будут получать большие деньги — как это происходит в Лиге чемпионов. По словам Валерия Газзаева, победителю полагается 92 миллиона долларов, две последние команды получат по 25–26 миллионов. Впечатляет?
— Я очень хорошо отношусь к Валерию Георгиевичу, но и для подтверждения его слов не вижу никаких оснований. Откуда эти деньги приплывут? С чего? Кто их будет платить?
— Какие могут быть источники столь фантастических доходов лиги?
— Насколько я понимаю, европейский футбол в последнее время пребывает в достаточно сложном финансовом положении. Зарплаты и цены на многих игроков не растут, хватает и вовсе бесплатных футболистов, бюджеты клубов тоже не расширяются. Как исключение — только те, кому удалось найти фанатичных спонсоров с неограниченными возможностями. Поэтому заявление о столь сказочной финансовой привлекательности объединенного чемпионата, на мой взгляд, лишь декларации. И больше ничего.
После слов Блаттера люди хотят сохранить лицо
— А может быть, все проще и спонсором этой лиги выступит Газпром?
— Это, конечно, очень богатая организация, но сомневаюсь, что ее акционеры одобрят, чтобы столь весомая часть доходов уходила на футбол. Да и большая часть населения, думаю, будет против. Возникает и еще один вопрос. Газпром ведь российская компания. Так зачем же ей тратить деньги на украинские клубы? Не понимаю. Вообще обсуждение этой темы проходит лавинообразно. Сначала был всплеск. После слов Йозефа Блаттера, когда стало ясно, что ничего не будет, все притихло. Разговоры кое-как поддерживаются. Наверное, сторонники идеи хотят таким образом сохранить лицо.
— Из футбольных людей именно Валерий Газзаев больше всего ассоциируется с этой идеей. Невозможность ее реализации ударит по его авторитету?
— Да как сказать… Титулов и побед, которых он добился, у него никто не отнимет. К тому же мы не в военное время живем, чтобы за какие-то просчеты лишали званий или наград. Наоборот, можно порадоваться, что люди неравнодушны, находятся в поиске идей, хотят сделать наш футбол лучше. Это ведь в том числе может стимулировать РФС. Такие обсуждения могут помочь всем сторонам найти правильный путь для движения вперед.
— Может, украинские клубы после объявления цифр, связанных с доходами, начнут обсуждать идею чемпионата активнее?
— Если бы украинские клубы видели, что такие деньги в совместном чемпионате заработать реально, с ними бы уже давно договорились. Но они и реагируют на идею так вяло как раз потому, что не видят, за счет чего эта идея может принести большие деньги. Вот мы слышим о доходах с телетрансляций. Но общий доход российского и украинского телевидения все равно меньше, чем в одной Германии или Испании. В Москве полные стадионы собираются крайне редко и лишь на топовые матчи. А люди даже сейчас жалуются, что приходится платить несколько тысяч в год за услуги «НТВ-Плюс». На Украине материальное положение населения еще хуже. Так скажите мне, откуда возьмутся космические доходы? Или вы думаете, если соединить двух небогатых, они станут богатыми? Это несерьезно. На вокзале можно хоть сто нищих рядом посадить, но они не станут богаче того, кто мимо них пройдет с кошельком (смеется).
Четыре мяча «Зенит» не пропустит
— Давайте от абстрактной идеи к футболу перейдем. Видели предпосылки для гостевой победы «Рубина» над «Атлетико»?
— Пожалуй, нет. Считал, что именно казанцам придется тяжелее всего из наших клубов. Но они сыграли организованно да еще и поймали удачу — несколько раз испанцы их простили по-крупному. Ну а ляп вратаря на последней минуте — это вообще подарок! Но здесь мне хочется сказать, что везет сильнейшим.
— Пустые трибуны «Лужников» и синтетическое поле в ответной встрече на руку «Рубину»?
— Ему на руку окажется погода, если будет холодной. А вот насчет пустых «Лужников» я бы поспорил. Думаю, без поддержки «Рубин» не останется. В Москве внушительная татарская диаспора, и тысяч десять поддержать команду придут. Не меньше. Так что на шансы казанцев пройти дальше смотрю вполне оптимистично. «Зенит» в этом плане вызывает больше опасений.
— Его запас прочным не выглядит?
— Тут дело вот в чем — питерцы же только входят в сезон, а у «Ливерпуля» он в самом разгаре. Многое в противостоянии будет зависеть от возможной оплошности. Допустит ее «Зенит» в первые 20 минут, и преимущество получат англичане. Иметь 70 минут для того, чтобы дожать соперника на своем стадионе, очень серьезный шанс англичан. По моему мнению, надеяться надо именно на атаку. Если «Зенит» забьет в первые полчаса, то можно будет заказывать похороны «Ливерпуля». В таком случае британцам придется забивать уже четыре мяча. А столько «Зенит» не пропустит, даже если очень «постарается».
— Какая линия «Зенита» тревожит?
— Периодически случается «пожар» в защите. Но это связано с началом сезона. На хорошем газоне «Энфилда» футболисты должны играть более четко, да и проявлять сильные качества в атаке будет проще.
«Энфилд» не только давит, но и помогает
— Ваш «Спартак» ведь десять лет назад выступал на этом стадионе. Чем он запомнился?
— Шумовая поддержка там, конечно, мощная. Пожалуй, ощущается она сильнее, чем в других странах. Но важно отметить вот какой момент: любое удачное техническое действие болельщики встречают аплодисментами. В том числе и в адрес соперника. Поэтому еще вопрос, помешает или поможет атмосфера «Энфилда».
— В каких моментах может все-таки помешать?
— Если судья начнет принимать решения в пользу «Зенита». В таких случаях на арбитров выливается целый поток английских афоризмов, и причем очень громко. Это может оказать серьезное влияние.
— Для «Ливерпуля» матч в четверг станет уже четвертым за 11 дней.
— Почему-то всегда можно услышать рассуждения, что мы надеемся на какие-то проблемы соперника. Это неуместно, а по отношению к английским клубам — тем более. Они привыкли играть в таком режиме, и, даже выпускай их на поле через день, им будет нипочем.
Российским игрокам предложения англичан неинтересны
— Видите в «Зените» игроков, кто может всерьез заинтересовать «Ливерпуль»?
— Если только в теории. Во-первых, вояж российских футболистов в Англию оказался неудачным. Более-менее закрепиться там смог только Погребняк. Поэтому интерес английских клубов к нашим игрокам, думаю, угас. Допустим, не ко всем. У того же Широкова достаточно качеств, чтобы играть не только в «Ливерпуле», но и в командах посильнее. Только вот финансовая часть предложения многих английских клубов не сможет конкурировать с тем, что предлагает «Зенит».
— У нас еще остался «Анжи».
— По нему вопросов меньше всего. Подопечные Хиддинка были намного сильнее «Ганновера», играли с приличным запасом. Если в ответной встрече не почувствуют себя на прогулке, проблем не будет.
— Виллиан показал, почему за него заплатили 35 млн евро?
— Мне бразилец понравился. Острый, нестандартный, техничный игрок. Даже не знаю, как правильно сказать, что он привнесет в игру «Анжи». Команда и так в полном порядке, усилить ее сложно. Думаю, разнообразия и привлекательности Виллиан игре махачкалинцев добавит. Кстати, именно его во вторник не хватило «Шахтеру» в матче с «Борусcией». Останься бразилец в Донецке, «горняки» дожали бы соперника.