Нападающий «Зенита» и капитан сборной России в эксклюзивном интервью «Матч ТВ» подвел итоги первой части сезона и еще раз вспомнил ЧМ-2018.
«Ну вы и заразы»
— Минувшие полсезона получились самыми тяжелыми в вашей карьере?
— Я тоже об этом думал — с учетом того, что происходило с организмом. И пришел к выводу: да, с этой точки зрения это был самый трудный год! Особенно если учесть, что еще в январе я ходил играть в теннис и бегал по паркам, чтобы просто поддержать форму. Тогда и предположить не мог, что будут тульский этап, сборная, чемпионат мира, «Зенит» — столько игр! Но в то же время это был самый фантастический год в карьере.
— Летом вы рассказывали про бабушку, которая подходила к вам после ЧМ со словами благодарности. Однако, судя по тому, что творилось осенью на полях страны, это было только начало «дзюбомании»…
— Самые трогательные моменты связаны с детьми. Вижу, что после ЧМ много мальчишек пошло в футбол. За это не раз осенью благодарили взрослые — родители. Кстати, мои дети тоже ходят в футбольную секцию. Так вот, фамилия «Дзюба» не только у них теперь на футболках написана. И голы там все празднуют, как я, — это очень прикольно. А как дети ко мне подходят, что они говорят! Для меня это как бальзам на душу. И огромная честь. Значит, не зря все было на том же чемпионате мира. Вообще же главная победа в том, что поднимается позитивный интерес к футболу. Нам тут ребята из Comedy Club даже сказали: «Ну вы и заразы. Лишаете нас хлеба! Раньше российские футболисты и сборная это был, прямо, лакомый кусочек. А сейчас шутить над вами — невозможно».
— «Дзюба в «Арсенале» или «Зените» — все равно он первый на орбите» — видели этот плакат от детей в Туле?
— Это было очень приятно. Но Тула в принципе очень приятный для моего сердца город. И всегда таким останется. Перед ЧМ это был очень важный этап в карьере.
«Не будь системы VAR, испанцы задушили бы судью авторитетом»
— Раз мы заговорили о сборной, давайте итоги осени начнем подводить с нее. Накануне решающего матча Лиги наций со шведами скандинавы заявили: мол, мы так толком и не разобрались, что это за турнир. А вы?
— Это соревнование, где есть конкуренция. Одно дело неофициальные игры безо всякого накала, а другое, когда все лучшие игроки в сборные стараются приехать. Так что если главный посыл Лиги наций был в том, чтобы национальные команды не приезжали третьими составами на товарищеские встречи, эта цель достигнута. Раньше действительно было не совсем то. Единственное, что омрачило Лигу наций, — у нас очень много травмированных было. Я в том числе прибыл на решающий матч в Швецию с корабля на бал. Конечно, гораздо интереснее было бы проверить нашу сборную, если бы все лучшие приехали. А так играли со шведами без Черышева, Головина, Марио Фернандеса. Это очень серьезный костяк нашей команды.
— Не получилось ли, что, став капитаном и лидером сборной, вы оказались заложником ситуации и уже не могли не сыграть со шведами?
— Не считаю, что был заложником. Мы все стремимся к тому, чтобы у игроков сборной была ответственность. У каждого в отдельности и команды в целом. Я же не тот человек, который из-за каких-то небольших повреждений не поедет в сборную. И потом, если у тебя что-то не болит — это в принципе ненормально (улыбается). Такой у нас вид спорта. Один из самых травматичных. Поэтому бывают моменты, когда надо играть на характере, на зубах, через не могу. Такие истории часто случаются. Да не только у нас — у простых людей в жизни тоже. В этот момент ты или даешь себе слабину, отказываешься — и в сторонку, или продолжаешь идти, сражаться. Но, мне кажется, за второй вариант футбол и жизнь тебя рано или поздно отблагодарят.
— Расскажите, как вы стали капитаном сборной.
— Это было неожиданно и безумно здорово. Огромная честь для меня. Я капитан национальной сборной — такое будет со мной всю оставшуюся жизнь! А пока — определенный груз ответственности. Но он приятный.
— Для вас это назначение действительно стало неожиданным?
— Когда мы разговаривали с Игорем Акинфеевым после ЧМ, он говорил, конечно, что этот турнир в сборной для него, скорее всего, последний. Но что Станислав Саламович (Черчесов. — «Матч ТВ») назначит меня… Сначала он сказал это мне. Спросил, правда, как ты — можешь, не можешь?
— Очень интересно, что вы ответили.
— Пусть это останется между нами, но потом главный тренер объявил об этом при всей команде.
— Как вы относитесь к системе VAR, которую вовсю использовали на ЧМ?
— Хорошо! На сто процентов. На чемпионате мира был матч. Идет подкат, и со стороны кажется — точно пенальти! Его назначили. И только после использования VAR можно было увидеть, что это был идеально чистый подкат. В итоге вся игра перевернулась в другую сторону. Для меня это было совершенно четким осознанием — система нужна. С ней не будет непонятных решений, все окажется честно. Да что мы говорим про других — взять наш матч с испанцами. Если бы не VAR, наш пенальти не поставили бы никогда в жизни. Потому что когда к судье подбегают Серхио Рамос, Пике, Иско, вся остальная испанская компания и начинает доказывать, что руки не было… Уверен, без VAR судья бы их послушал. Они бы его авторитетом задушили. А так как работала система видеоповторов — ребята, извините! Даже если вы играете с россиянами, был пенальти — получите.
«Полно космического народу? Такого в «Зените» нет»
— Полгода в «Зените» с Сергеем Семаком — как вы их оцените?
— Если бы обыграли «Рубин» в последнем осеннем матче чемпионата, то — на «пятерку». Но все равно у нас очень хороший сейчас коллектив, атмосфера в команде. Правда, все равно еще притираемся, потому что нынешний состав, насколько я понимаю, это не совсем то, что хотел Сергей Богданович. С другой стороны, до декабря осень мы прошли без явных спадов. Заняли первые места и в чемпионате, и в Лиге Европы в группе. Думаю, это хороший результат. Хотя многие вокруг говорят, что у нас какой-то космический состав, полно народу. Но такого никогда в этом сезоне не было. Количество — не качество. И это большая проблема. Мы все очень надеемся, что зимой нам удастся усилиться. И еще на то, что Кристиан Нобоа поскорее восстановится. С Сашей Кокориным наконец-то весь этот ужас закончится. Плюс будут новички, и мы станем намного сильнее. Нам нужна подпитка.
— Ваше отношение к тому, что произошло с Кокориным?
— Если говорить о футбольной стороне, то Саша, если бы не вся эта история, на сто процентов стал бы осенью нашим джокером. Был уверен — будем играть вместе, всем место на поле найдется. И что мы от этого будем только сильнее. Но получилось так, что мы остались без него. И без Нобоа. Двух ключевых, как мне кажется, игроков. Это нас в какой-то степени подкосило в концовке.
— С Семаком притираться не пришлось?
— Взяли с места в карьер, потому что Семак очень хороший и порядочный человек. А еще хоть и молодой специалист, но уже с большим опытом. Он и со Спаллетти работал, и с Виллаш-Боашем. И сам уже «Уфу» возглавлял. Многих ребят в «Зените» раньше знал. Поэтому проблем не было. Мы все уважаем нашего главного тренера. Это специалист, которому доверяем. И все его идеи пытаемся воплотить в жизнь на поле.
— Лига Европы. 0:4 в Минске не страшно до сих вспоминать?
— Это и правда был самый страшный, но главное, неожиданный момент. Я, как вы помните, на этот матч не ездил. Так получилось, что начало игры не мог видеть. В это время приходит от друга сообщение — 1:0. Отвечаю: «О, поехали!» Он пишет: «Да нет, это нам забили». Как так, думаю! Я и этому-то не мог поверить. А потом понеслось — 0:2, 0:3, 0:4…. Это было очень неожиданно. Но время показало — не зря мы так проиграли. Очень крутой камбэк в итоге получился.
— На «Петровском» 8:1 стали возможны в том числе благодаря хет-трику Дзюбы. Один из лучших ваших матчей в сезоне?
— Трудно сказать. Я всегда был командным игроком. А на ЧМ пришел к тому, что у меня нет каких-то грандиозных личных амбиций в плане себя самого. Стараюсь максимально играть на команду. Принять и обработать те мячи, которые идут на меня, так, чтобы потом скинуть на партнеров. В общем, каждое единоборство и эпизод обернуть на общую пользу. Поэтому и не могу сказать — лучший тот матч или не лучший. Когда мы выигрываем — значит, мы все всё сделали правильно. А если проиграли — наоборот.
— Хотите сказать, 5 голевых передач осенью радуют не меньше, чем 11 голов?
— Пять, между прочим, это еще мало. Если вспомнить, сколько было моментов, когда мы не забили после моих передач! Мазилы! (Смеется.)
— Осенью «Зенит» критиковали за игру в Лиге Европы, однако, в отличие от того же «Краснодара», вы вышли в плей-офф досрочно. Парадокс?
— «Краснодару», конечно, немного не повезло в том плане, что с 12 очками он мог из группы и не выйти. Это, понятно, был бы нонсенс. Мягко говоря. В целом же «быки», возможно, смотрятся по игре чуть лучше нас. Но здесь та же причина. Сказывается, что у нас не так много игроков, а определенная группа была физически и психологически истощена. Поэтому старались доехать до перерыва на морально-волевых. У нас не Европа: что сборная, что чемпионат России — это очень энергозатратная история. Много борьбы, много бегаем. Недаром же говорят, что открытые встречи мало с кем получаются. Вот только с «Краснодаром» такой матч, пожалуй, и был, если первую часть сезона вспомнить. Выходит, «Зенит» и «Краснодар» — те две команды, которые никогда не играют от обороны. Все остальные могут немножко подстроиться. «Локомотив» у нас в пять защитников играл. «Спартак» тоже от обороны действовал. Понятно, что у них не лучший период был. Но в чемпионате реально очень много «автобусов». Вот мы удивляемся, почему на «Рубин» так мало народу ходит. Я пытался смотреть их матчи — это очень трудно. Правда. Зрителя же не обманешь.
— Кто лучший игрок первой части сезона в России?
— Трудно сказать. Но я сторонник того, что это человек из команды, идущей на первом месте. Значит, кто-то из наших ребят. Но вообще такие вещи лучше по окончании чемпионата спрашивать. А пока могу выделить целую группу игроков в «Зените», которые очень качественно себя проявили. Кузяев, Лунев, Иванович, Нету мощно и стабильно отыграли. В «Краснодаре» мне нравится Ари, стиль, в котором он играет, как делает это на команду, как принимает мячи. Классон очень хороший футболист, опасный. Федя Чалов из ЦСКА пока больше всех забил в чемпионате. Это тоже показательно. Влашич импонирует как футболист. В каждой команде есть ребята. Но чтобы определить лучшего, как я уже сказал, надо дождаться окончания чемпионата.