В этот знаменательный день народ России хочет получить от своей сборной совсем немного: дозу позитива. Это и вправду утомительное занятие — так долго смотреть на любимую и единственную команду сквозь черные очки, ожидая от нее лучей добра, а получая скрюченные фиги. Если футболисты думают (а некоторые из них думают именно так), что болельщики, журналисты и прочие далекие от реальности социальные группы только и мечтают, как бы сборная в очередной раз облажалась, чтобы прихватить ее за горло или ниже, — они горько заблуждаются.
Я вот, например, поймал себя на мысли, что мартовские черногорские ожидания почти полностью совпадают с июньскими алжирскими. А им ведь уже восемь месяцев!
И как от этой мысли избавиться, если вновь неожиданно взял и наступил момент, когда стало понятно, что мы большие только на карте, а сильны архивами, и микроскопическая Черногория вполне способна, оказывается, перекрыть нам кислород, как перекрыл его прошлым летом Алжир?
Не то чтобы мы утром в день матча в такой тоскливый сценарий верим, тем более что после Черногории, как бы мы оттуда ни ушли — кустами или с крестами, — всяко будут еще и другие шансы оказаться через год во Франции, но параллель с Алжиром просто нарисована.
Тогда, если немного поднапрячь память, главный вопрос стоял примерно так же: найдутся ли у сборной России скрытые ментальные и кадровые ресурсы, чтобы продиктовать сопернику свою волю, а не учесть его пожелания?
Чем все закончилось, мы, к сожалению, будем помнить еще долго…
Но у июньской сборной была железная отмазка, и она действительно работает, вызывая сочувствие и понимание: футболисты, впервые попавшие на чемпионат мира, да еще в Бразилию, испытывали невероятное психологическое давление, и справиться с этим вирусом никто из них, включая ветеранов, не сумел.
Тут, конечно, к вооруженному опытом, знаниями, железной волей, стальным взглядом и прочими добродетелями тренерскому штабу куча вопросов, но они давно заданы, а ответы сводятся к фразе «Все было сделано правильно», — поэтому стоп, Бразилию давно проехали.
Мартовская сборная полностью лишена возможности пользоваться этим аргументом.
Квалификация на чемпионат Европы для большинства футболистов — не самое, конечно, рядовое мероприятие, но уж точно и не самое выдающееся. Если и после Черногории придется, боже упаси, говорить (или слушать) о ватных ногах, ставших следствием огромного психологического давления, — это будет уже диагноз. Причем не столько игрокам, сколько именно тренерскому штабу.
Отсюда, в общем, и достаточно скромные пожелания-тире-ожидания на вечер пятницы: нам позитива бы, ребята. Позитивчика. Нам бы просто вернуть вот это забытое ощущение — что сборная России по футболу не только гнуться умеет, но и нагибать тоже…
Напомним, что матч Черногория — Россия состоится 27 марта в Подгорице в 22:45 (время московское).