В интервью бывший главный тренер сборной России и «Зенита» Дик Адвокат разбирается, почему та успешная и яркая питерская команда не смогла удержаться в грандах.
ИЗ СЕРЕДНЯКА – В ЭЛИТУ
Дик Адвокат не любитель откровенничать. После Евро-2012 голландец не дал ни одного большого интервью российским СМИ, ограничиваясь сдержанными комментариями об актуальном. Скажем, возвращаться к теме сборной России и ухода из нее Дик не желает. Так и говорит мне, когда созваниваемся: «Не время».
Так что подвести итоги той эпохи с учетом мнения Дика пока не получается.
Сейчас у Адвоката есть свободное время. Он покинул ПСВ, рассматривает предложения. Готов вспомнить о приятном. Например, о победе «Зенита» в Кубке УЕФА, а ей в мае стукнуло пять лет!
– Где хранится ваша медаль за победу в Кубке УЕФА? Есть ли для нее отдельная комната-музей?
– В моем доме ничего подобного нет. Я не тот человек, который будет вешать медали на самое видное место, – эта мысль Адвоката даже немного рассмешила. – Все медали хранятся в шкафу.
– Но та медаль, быть может, самая ценная в вашей карьере?
– Вероятно. От того периода в «Зените» я получал колоссальное наслаждение как специалист. На моих глазах команда становилась все сильнее. Игроки прогрессировали. А какой футбол показывал «Зенит»! Об этом восхищенно говорила вся Европа. После победы в Кубке УЕФА мы встречались на Суперкубок с «МЮ». Команда Фергюсона билась на победу, но мы ни в чем не уступали суперклубу, победили. Когда я приходил в «Зенит», он, по сути, считался середняком. Тогда в российском футболе доминировали клубы из Москвы. Была поставлена задача создать команду европейского уровня, к чему мы и шли. Победы в чемпионате и Суперкубке России, два трофея на евроарене... Да что там говорить, прошло немало времени после моего ухода из «Зенита», а несколько человек из того состава и сейчас делают погоду.
«ЗЕНИТ» МОГ ПОЙТИ ПО ПУТИ «БОРУССИИ»
– На мой взгляд, «Зенит» пятилетней давности чем-то напоминал нынешнюю «Боруссию». Молодая, бесстрашная команда...
– Отличный пример! И в плане философии игры, и в плане подхода к подбору футболистов. Мы показывали атакующую игру. Играли по-хорошему нагло, осознавая, что способны обыграть любого. Да и траты были относительно небольшие. В команде хватало воспитанников, а Широкова и Зырянова взяли почти бесплатно. Их клубы, «Химки» и «Торпедо», тогда испытывали сложности, поэтому проблем с переходом не возникло. Файзулин пришел из Нальчика, тоже за разумную цену. Больше заплатили за Тимощука и Погребняка, но они внесли большой вклад в успехи клуба и с выгодой были проданы в Германию.
– Обидно только, что «Боруссия» в субботу сыграет в финале Лиги чемпионов, а «Зенит» с тех пор дальше стадии плей-оф не проходил.
– И дортмундцам потребовалось пару лет, чтобы ярко показать себя в Европе. До этого команда Клоппа даже не выходила из своей группы в Лиге Европы. «Боруссия», в отличие от нас, не отпускала всех лидеров сразу. А «Зенит» стал заложником успехов и яркой игры. К нашим ребятам был повышенный интерес. Ушли такие яркие исполнители, как Погребняк, Аршавин. Еще до победы в Кубке УЕФА команду покинули Кержаков и Шкртел. А если взять травмы Данни и Ломбертса, которые выбыли на 6–8 месяцев в тот самый период, получается полкоманды. Я понимал, что мы можем зайти еще дальше, меня охватывал спортивный адреналин. Только для дальнейшего роста в идеале нужно усиливаться, а наша команда ослабевала. При этом клуб отчего-то не искал достойной альтернативы ушедшим футболистам. Мне говорили: «У нас в дубле есть таланты, делай звезд из них». Не знаю, с чем это было связано. Сейчас клуб ведет себя совсем иначе, не жалея денег на громкие трансферы. Может быть, сделали выводы. Команду Спаллетти постоянно пополняют дорогостоящие футболисты из России и других чемпионатов.
«В ФИНАЛЕ ПОПРОСИЛ РЕБЯТ СЫГРАТЬ В СВОЙ ФУТБОЛ»
– Что было самым сложным на пути к победе в УЕФА?
– Соперники! «Вильярреал», «Марсель», «Байер», «Бавария»... Все эти клубы по-хорошему должны играть в Лиге чемпионов. Но за счет высочайшей самоотдачи, веры в себя и тактической подготовки мы выбивали сильные клубы один за одним. Больше всего пришлось понервничать в Вильярреале. В Испании сильно чудил австрийский арбитр... Месснер удалил меня, Широкова, Ширла, не замечал никаких нарушений со стороны испанцев. Это был полный беспредел. Но команда выстояла.
– В следующей стадии против «Марселя» до 82‑й минуты на табло горело 0:3 в пользу соперника... В тот момент вы едва ли верили в удачный исход по сумме двух матчей?
– Соперник нас полностью переигрывал... В такие минуты думаешь лишь о том, что бы изменить для улучшения качества. И тут из ничего гол создает Аршавин после великолепной передачи Радимова. Андрей всю игру был незаметен, но в нужный момент взорвался и организовал гол. В этом весь Аршавин. Его невероятный гол придал всем уверенности. На «Петровском» мы почти не знали поражений, при поддержке трибун всегда являлись фаворитами. Перед финалом лично у меня не было сомнений, кому достанется кубок.
– Помните свою речь в раздевалке перед финалом?
– Ничего особенного. Попросил сыграть в свой футбол. Мы были намного сильнее «Рейнджерс». И все прошло по плану. Шотландцы в тот вечер захватили город, их в Манчестер приехало тысяч 80–100. В свое время я провел в этом клубе четыре сезона, это бесследно не проходит. Поразило, что после игры многие шотландские болельщики поздравляли с победой, за что-то благодарили.
«СОЕДИНИЛИ С ПУТИНЫМ»
– Что происходило после финала в раздевалке?
– Футболисты праздновали, кричали... В раздевалку зашли Миллер, Дюков, Фурсенко, которые радовались вместе с остальными. Шампанское пили. В честь победы мне подарили хорошую сигару. Вдохнув в себя дым, я осознал, что мы сделали большое дело. Но продлилось это недолго, меня пригласили на пресс-конференцию...
– Самое неожиданное поздравление в тот день?
– В раздевалке мне передали трубку, а на проводе был Путин. Для меня было большой честью пообщаться с таким влиятельным человеком. Президент России родом из Санкт-Петербурга, и он искренне порадовался нашей победе.
Потом вернулись в отель. Я отправился в номер. Решил, что футболисты заслужили день вечеринки без присмотра главного тренера. Заснул быстро.
– Следите за «Зенитом»?
– Приятно наблюдать за прогрессом своих ребят. Например, Виктор Файзулин в последнем матче против «Волги» отдал клас-сную передачу.
– А Широков?
– Фантастический игрок. Его футбольный интеллект позволял ему закрыть любую позицию на поле. Если бы он не совершил пять лет назад несколько серьезных ошибок, стоящих команде очков, мог бы до сих пор играть в центре защиты. Считаю Широкова на сегодня одним из самых важных футболистов «Зенита».
– Видео с его жестом в адрес трибун видели? Что думаете на этот счет?
– Не хочу обсуждать это.
– Задам вопрос иначе. Сейчас принято считать Широкова главным сорванцом российского футбола. До этого он не подал руки Спаллетти. Вам с ним было сложно?
– Роман – искренний и открытый парень. Всегда говорил то, что думает. По отношению к работе и дисциплине у меня не возникало претензий. Всегда были хорошие, уважительные отношения. Никаких проблем с ним не припомню.
– В сезоне-2008 вы продолжительное время не могли определиться, кого назначить первым номером.
– Непросто сделать выбор, когда в команде два хороших голкипера. Полкоманды за Чонтофальски, другая за Малафеева. Предоставив шанс обоим, я сделал окончательный выбор в пользу Славы. Малафеев не только талантлив на поле, но и личность с большой буквы. В «Зените» таких было много.
«ДЕНИСОВ НЕ ВЕРИЛ, ЧТО МОЖЕТ ЗАИГРАТЬ ОПОРНИКОМ»
– Вообще со стороны «Зенит» выглядит командой, где много людей с непростым характером. Взять того же Денисова.
– Вы правы. Но сложные личности были в каждой команде, где я работал. Как раз задача тренера – направить игроков в правильном направлении. Тот же Денисов – хороший, неравнодушный парень. В том сезоне, когда мы взяли Кубок УЕФА, Денисов считался атакующим хавбеком. И представляете, сколько мне потребовалось времени, чтобы убедить Игоря в том, что он может сделать отличную карьеру в опорной зоне. Денисов не верил, что может проявить себя опорником более ярко. А сегодня он один из лучших в Европе.
– Кто отвечал за атмосферу в раздевалке в той команде?
– Главный тренер и результаты. В этом плане у нас все было хорошо. Еще стоит отметить Крижанаца. Он был единственным, кто здорово знает русский и английский языки, поэтому был связующим звеном между двумя группами. Тоже ведь непростой парень, но мне с ним было легко.
– Почему, на ваш взгляд, Погребняк не может выйти на свой прежний уровень?
– Козыри Павла – голевое чутье и работоспособность. Хороший нападающий. Но, уехав за рубеж, не заиграл не только он, а все россияне – Павлюченко, Жирков... Тут дело явно не в колоссальной разнице между лигами, как некоторые, наверное, думают. Важнее другой аспект: российские клубы большую часть сезона проводят по одной игре в неделю, тогда как в Англии по две. Плюс дома всегда проще себя проявить. Все знакомое, все родное. Из-за высоких зарплат некоторые вообще не стремятся куда-либо уезжать.
«В ГОЛЛАНДИИ МОЛОДЕЖЬ НЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В РОССИИ»
– Принято считать, что Голландия – кладезь молодых талантливых футболистов. Почему в России их наперечет?
– Спорный вопрос. Чемпионат России значительно сильнее голландского, и молодым пробиваться сложнее. Ионов, Канунников, Игнатович и другие из дуб-ля «Зенита», которые тренировались с нашей основой, талантливы. Просто русским клубам не надо форсировать события и искусственно выпускать молодых только для того, чтобы они играли. Когда я пришел в клуб, Денисову было немногим за двадцать, и, если помните, Игорь далеко не сразу стал попадать в основу. Но мы с ним работали, объясняли, что надо улучшить, и это дало плоды.
– Почему Ионову не удалось пойти тем же путем?
– Где-то не хватило терпения. В принципе, не будь в команде Домингеса и Данни, Алексей уже тогда был бы твердым игроком основы и мог быстрее прогрессировать.
– В России вовсю обсуждают победу нашей юношеской сборной на Евро.
– Приятно, что победила Россия. Смотрел их полуфинальную игру против Швеции. Видно, что команда дисциплинированна и хорошо обучена тактически. А вот ярких футболистов в составе не заметил. Но сейчас слишком рано для каких-то прогнозов, у ребят все только начинается.
– Ныне вы безработный. Какие планы на будущее?
– Как уже говорил, в Голландии больше работать не буду. Пока смотрю футбол и жду, что будет дальше. Несколько раз были звонки с предложением, но пока ничего интересного.