Война...От одного этого слова веет холодом и болью. Великая Отечественная Война затронула буквально каждую семью нынешней России, и раны этих потерь живы до сих пор. Мы победили, но то, какой ценой была достигнута эта победа - нельзя забывать никогда. Осажденный Ленинград, Сталинградская битва, Курская Дуга - эти и многие-многие другие события мы обязаны сохранить и передать нашим детям и внукам. Перед людьми того времени стояла не только тяжелейшая задача победы в боях, но и другая проблема не менее важная и тяжелая - убедить друг друга и весь остальной народ, что все будет хорошо, что мы сможем, мы победим. Одним из способов подобного вживления оптимизма и надежды на лучшее в массы был, безусловно, футбол. В своем небольшом очерке вспоминаю, может, совсем не зрелищный, но один из самых важнейших футбольных матчей в истории нашей Отчизны. А теперь представьте...
...500 метров до немецких позиций. Выстрелов неслышно, ненадолго наступило затишье. Солдаты занимаются самыми разнообразными вещами - кто-то чистит оружие, кто-то перебирает махорку, кто-то смотрит в небо и вздыхает о тяготах войны. Завязавшийся было разговор между солдатами о том, о сем прерывается прибежавшим Николаем Светловым:-Ребята, футбол передают! На Светлова смотрят поначалу, как на дурака. Какой же футбол в самый разгар войны, в 1942-ом году? Но он не унимается, зовет солдат к радистам.
И правда - из приемника с помехами слышится комментаторский голос:
- Футболисты «Динамо» идут в атаку! Как же тяжело держаться на ногах изможденным людям! Передача Викторова на Московцева… Нет, надежно играет в отборе Георгий Медведев!... Солдаты сгрудились над радиоприемником. Их сердца переполнял восторг, смешанный с крайним удивлением: значит, там еще живы…
Возрождение
…Весенний промозглый ветер гуляет по просторным улицам города. Кажется, здесь никого нет, кроме гниющих трупов на улицах. Ни кошек, ни собак, ни даже птиц. Разруха, развалины. Но он еще живет. Еще дышит. Блокадный Ленинград. И он всем докажет, что люди здесь тоже живы. И готовы продолжать борьбу.
Было принято решение о проведении футбольного матча, с целью моральной поддержки защитников города. Идея казалась утопической - люди еле-еле передвигались от страшного голода, а тут футбольный матч. Очень точно отражает реалии того времени легендарный зенитовский вратарь Леонид Иванов в своей книге «В воротах «Зенита»:
«Война перечеркнула все наши планы. О футболе не могло быть и речи. Часть игроков ушла на фронт, остальные, в том числе и я, были мобилизованы военкоматом на оборонные работы. Нам приходилось быть и лесорубами, и плотниками, и слесарями по двенадцать- четырнадцать часов в сутки, но кто тогда считал часы? На футбол времени и сил уже не оставалось…»
Но партия, как говорится, сказала «надо», комсомол ответил «есть». Перед довоенными капитанами «Динамо» и «Зенита»- Валентином Федоровым и Александром Зябликовым была поставлена задача - собрать как можно больше своих товарищей-футболистов, которые работали в Ленинграде, или воевали недалеко от него. Некоторых бывших футболистов «Динамо» вызвали прямо с передовой – это были Виктор Набутов, Борис Орешкин, Анатолий Викторов, Евгений Улитин. Также были приглашены служащие милиции Констанин Алов, Константин Сазонов, а также Виктор Иванов, Михаил Атюшин и Георгий Московцев.
Перед Александром Зябликовым встала задача сложнее – ведь «Зенит», бывший «Сталинец», числился как раз при металлическом заводе имени Сталина. Перевести его оборудование возможным не представлялось, поэтому футболистов «Зенита» перевели на оптико-механический завод в Казань. Некоторые, впрочем, остались в родном городе: Алексей Лебедев, Анатолий Мишук, Александр Зябликов, Георгий Медведев, Николай Смирнов согласились сыграть этот матч. К ним также присоединились экс-футболисты ленинградского «Спартака»- защитник Иван Куренков и нападающий Петр Горбачев. Команду, в целях секретности, назвали « Н-ский завод».
Матч решено было провести на запасном поле - главное было разбито снарядами, а на тренировочном был устроен огород.
А теперь представьте. Люди, которые день и ночь работали на заводах или воевали на фронте. Люди, жутко исхудавшие, почти скелеты из-за изнурительных нагрузок и ничтожных пайков. Но это все еще были люди, не потерявшие веры в победу, и пришедшие на Крестовский остров, чтобы передать эту веру всем остальным. Играли два тайма, по 30 минут, на большее ребята были не способны. Кто-то даже вспоминал, что попробовав один раз сыграть головой, он упал, и не смог подняться без посторонней помощи.
Первый тайм завершился без голов, а в перерыве футболисты даже не садились- знали, что подняться сил уже не будет. Во втором тайме динамовцы наколотили в ворота заводчан шесть безответных мячей - сказалось, наверное, что милиционерам и солдатам полагался более сытный паек, а также то, что в воротах «Н-ского завода» стоял защитник Куренков - вратаря не сумели найти. Но не было горечи поражения. Все почувствовали единение, уходили с поля, обнявшись; говорят, еще и потому, что не осталось сил держаться на ногах…
И, несмотря на то, что встреча мало напоминала настоящий футбол, это все же был матч. Матч, который укрепил надежду в сердцах защитников города. Матч, который показал всему миру - Ленинград жив. Ходили слухи, что события той игры были слышны даже у немцев, были и такие версии, что трансляции в окопы не было вовсе. Однако в каждом слухе есть доля правды. Истина где-то посередине. Матчей, на самом деле, было два. О втором, состоявшимся в июне этого же года, известно намного меньше, мы знаем только, что была зафиксирована ничья 2-2.
В дальнейшем и до прорыва блокады матчи проводились регулярно. Но играли уже не те составы – с целью сохранить футболистов, динамовцев в августе все того же, 1942-го года эвакуировали в Москву. Там они провели товарищеские игры с московскими одноклубниками и «Спартаком». А дальше было турне по СССР – были сыграны матчи в Горьком, Казани, Омске, Новосибирске, и даже Алма-Ате. Вести о матчах неслись по всем уголкам страны, и люди понимали - Родина жива.
Но не только ленинградское «Динамо» играло в те годы. Другой ленинградский клуб, «Зенит», его основной состав, который эвакуировали – также проводил матчи в восточной части СССР, а в их составе блистал знаменитый Петр Дементьев, Пека, бывший динамовец. Были поездки и в ту же Алма-Ату, где было обыграно местное «Динамо» (да, клубы милиции в ту пору были почти в каждом городе), в Омск и в другие города, неся радость людям…