Геннадий Орлов дал объемное интервью радио "Эхо Москвы".
- Последняя неделя подарила нам довольно много новостей. В первую очередь — это жеребьевки, результаты двух важнейших жеребьевок. Сборная России узнала, с кем она сыграет на Евро. Давайте с этого и начнем. Англия, Уэльс и Словакия.
― В основном все сходятся во мнении, что группа довольно такая… с точки зрения выхода из группы — проходимая для нашей сборной. Надо сыграть в силу своих возможностей. Если так будет играть в июне сборная России под руководством Слуцкого, как она играла осенью, то она пройдет. Что касается конкурентов. Сборная Англии, конечно, составлена из способных игроков…
― И они великолепно прошли отборочный сезон.
― Ходжсон хорошо работает. Но в том же время мы знаем, что сборная Англии не очень выглядит на подобных турнирах в финальной их части. С 66-го года больше трофеев и нет у англичан. У них какой-то комплекс на этот счет, есть какой-то комплекс у сборной.
― Но с другой стороны, когда-то она должна выстрелить.
― Может быть, но мы играли же с англичанами. Во всяком случае, я считаю, что с ними надо играть. И все это будет происходить во Франции, не в Англии, поэтому шанс у нас есть. Очки какие-то собирать и в матче с англичанами. Бэйл, конечно, главная забота.
― Зато сборная Уэльса.
― Да, очень сильный игрок. Но, во-первых, будет ли он здоров и в какой он хоть форме — ничего не известно. Но. в то же время, остальные-то игроки не уровня Бэйла! Поэтому Уэльс не считается командой первой десятки. Не считается. Он ниже рейтингом чем и сборная России. Ну, ли на одном уровне. То есть, я не вижу проблем для того, чтобы испугаться…
― Словакия, у нас же были проблемы со Словакией?
― Нет, у нас со всеми были… у нас даже были проблемы с так называемыми «странами-карликами», помните? Но — тут же очень многое зависит от того, как подготовится сборная России. И есть пример Гуса Хиддинка и Дика Адвоката. Положительный пример Гуса Хиддинка, который провел честно тренировочный сбор перед чемпионатом Европы. И Дик Адвокат, который схалтурил, на мой взгляд. и он не стал проводить тяжелый сбор. пожалев ребят, наверное,полагая, что их подготовка в клубах достаточно. И помните, как наша сборная обыграла итальянцев? Просто это был фейерверк! И я уже, когда на «Первый канал» отправлялся, на этот репортаж я был назначен и вел его, Россия — Польша, и мне уже говорили мои руководители «Первого канала», что все, мы за «золотом», поэтому все, все… А выяснилось — что не все, выяснилось, что просто не хватило сил. Если с поляками уже 50 на 50, сил хватало на 50%, но с греками уже встали. И это говорит о том. что надо хорошо подготовиться. И здесь у Леонида Викторовича Слуцкого есть большой шанс превратиться в героя России, если он сумеет вот тех игроков, которые в его распоряжении, подготовить на 100% или хотя бы на 90%, на что они могут выдать! И наша команда выйдет из группы и будет дальше бороться за высокие места.
― Сейчас же изменилась схема розыгрыша этой финальной части Чемпионата Европы, больше команд, и теперь будет одна восьмая, потом одна четвертая… Насколько вообще это важное изменение то, что добавилась еще одна стадия?
― Да нет, в принципе, конечно, это глупость, разбавлять, и так… сколько там? 24 команды играет сейчас?
― Да.
― Ну, половина стран… ну, чуть меньше половины стран, которые вообще существуют в Европе. Зачем это? Раньше чемпионаты Европы, когда было меньше команд, они были интересней, чем чемпионаты мира, потому что не было проходных матчей и каждый матч — это был очень серьезный футбольный бой.
―А 24 или 32 команды, я сейчас задумался. Четыре команды в группе, выходят две…
― Ну, шесть групп же.
― Да, все правильно, шесть групп.
― То есть 24. Но когда-то же было четыре группы. Даже четыре группы было, понимаете? Но вопрос в другом…
― Сейчас проверю на всякий случай.
― Ну, проверьте. Потому что цифр столько, что надо проверять. Вопрос в другом — чем меньше команд, тем интересней. Потому что есть все-таки матчи с командами, которые явно уступают в мастерстве, и такие результаты заведомо известны. Это делается для экономического успеха турнира. Кто-то объявил… Платини что ли объявил, что если он — ну, теперь он уже не будет объявлять, его отстранили уже, мне кажется, окончательно, от работы в футбольных организациях — что надо увеличить количество и на чемпионате мира. Ну, зачем раздувать на такое количество команд, и получается, что… все-таки 24?
― Да, 24, Вы правы.
― ...получается, что столько много команд, столько длинных дней получается. А потом же есть свои чемпионаты, потом есть семьи, в конце концов, у этих футболистов.
― Ну, потом должны играть сильнейшие. С другой стороны, получается больше матчей плей-офф проходных…
― Это как в России сейчас есть сторонники увеличить до 18 команд, мол, и до 20, как в других европейских странах. Но если нет уровня высокого этих клубных команд? Так и в сборных нет высокого уровня, который способен конкурировать. Тогда зачем эти матчи? Только для коммерческого интереса. То есть,желание заработать денег побольше, вот оно и толкает на подобное «разбавление» элиты. Ведь чемпионат Европы — это элита должна играть, правильно?
― Да.
― Но сейчас какая элита — 24 команды, 24 страны.
― Россия вообще приятный соперник для других команд из нашей группы?
― Я сразу перекинусь на «Бенфику». «Зенит» — «Бенфика», Лига Чемпионов.
― Да, это была вторая жеребьевка, о которой мы как раз собирались поговорить.
― Клубная. Ведь «Бенфика», как и «Зенит», обе довольны жребием. Вот удивительно, да? Так и все другие сборные, когда попадают на борную России, говорят — да, да, эта команда может быть неожиданной, непредсказуемой, но мы ее можем пройти.
― Ну, как мы говорим про Словакию, про Уэльс.
― То же самое. Это крепкий орешек, но разгрызть его можно. Вот у нас слава такая, команды нашей. И клубной команды, и сборной.
― Ну, наверное, это не самая плохая слава, все-таки, если…
― Ну, орешек, орехи трудно бывает разгрызть…
― Ну, бывают и вкусные. «Бенфика». Все-таки, я смотрю, вот то, что я прочитал, различные комментарии, все практически говорят российские эксперты, что, ну, «Зенит» уже в одной четвертой.
― Нет, ну, российских экспертов вообще слушать надо очень сдержано, потому что российские эксперты всегда, мягко говоря, не очень объективны. Мягко говоря. Надо слушать сторонних каких-то представителей, из других стран, и тоже, которые не хотят нравится России в своих высказываниях. Ну, реально — 50 на 50. Да, там моложе команда, «Бенфика», но то, что ребята умеют играть в футбол — в этом не надо сомневаться. Потом, я свидетель двух матчей. Это поражение в одной восьмой уже было от «Бенфики» в Лиссабоне, я как раз комментировал, и затем я комментировал триумфальный матч Виллаша-Боаша, это был его дебют в Лиге Чемпионов, 2:0 когда выиграли. Халк забил нам на пятой-шестой минуте потрясающий гол. который деморализовал «Бенфику». Он так подкрутил мяч, подсек его, что мяч опустился за головой, на замахе не стал бить сильно, а перекинул через вратаря, такие голы деморализуют. И так оно и было, и «Зенит» тогда обыграл 2:0 «в одну калитку», как говорят болельщики. И это здорово. И надо вспоминать и тот результат, и этот результат. Там нас «Бенфика» выбила, конечно, меняются команды, хотя есть какие-то игроки, еще остались, но португальский футбол — это футбол насыщенный, наполненный техничными футболистами, чего нашим россиянам часто не хватает. Ведь что у нас? Рязанцев и Юсупов, почему они так критикуемы? да потому что они не могут мяч обработать, в одно касание играть. Они играют в два-три касания, да еще ко всему бояться рисковать, делать передачи вперед, рискованные, проникающие в штрафную площадку.
― Катаю все время по середине поля или назад…
― Ну, конечно. Поэтому «Бенфика» — это серьезный соперник, 50 на 50, никакого успокоения не должно быть.
― А как в команде вообще настроение? Нет этого успокоения?
― НУ, если есть — то сами себя погубят. На самом деле — они же понимают, ну, что там, опытные игроки! Гарай, Витсель играли за «Бенфику», они прекрасно знают, и Гарсия, кстати, и Хави Гарсия тоже там был. И они прекрасно знают, что за дух у этой команды. Там болельщики какие!
― Но я думаю, что все-таки все быдохнули, что это не «ПСЖ», не…
― «Бенфика» — при всем уважении к «Зениту» — более значимый и статусный клубв мире, не только в Европе. Там когда-то играла команда фантастическая, Эйсебио ее возглавлял, это был один из клубов мирового класса и уровня, и она всегда отличается очень интересной игрой, и традиции у них сильны. Это все надо учитывать.
― Ну, дай бог, пожелаем «Зениту» успехов, я думаю, что у нас еще будет повод пожелать «Зениту» удачи.
― И неоднократно.
― Конечно, все-таки игры состоятся в середине февраля только, первая игра. Как Вы вообще считаете, «Зениту» усиление нужно в плане игроков?
― Но оно должно быть точечным. Если уже брать, то с перспективой и для оказания помощи команде.
― Но вот есть какое-то место, какая-то позиция на поле, куда вы бы взяли нового игрока?
― У «Зенита» все позиции хромают. Мы же это видим. Почему он не может набрать столько очков, сколько ЦСКА в чемпионате страны? Да везде усиление необходимо, в любой линии.
― Нет, я не имею в виду набрать мировых звезд, а вот все-таки…
― Ну, мировых звезд и не удастся набрать. Но, приглашая в «Зенит»... Понимаете, как я отношусь к трансферной политике: кроме того, что я комментатор, я ведь еще и сам футболистом был, и сейчас еще заведую кафедрой футбола, и мы же там, на кафедре футбола в Университете Лесгафта с коллегами со своими, мы же рассматриваем каждую команду, каждого игрока — его перспективу, его возможности, потолок его возможностей. Вот как «Зенит» угадал с Дзюбой. Вообще, политика «Зенита» трансферная открыта для всех: пожалуйста, ребята, вы способны — приходите к нам играть, мы возьмем всех. Но мы будем выбирать среди вас того, кто нам нужен. Вот сейчас все говорят о Жиркове, я ж предвосхищаю Ваш вопрос.
― Да.
― Ему 32 года. Ну, по-хозяйски его брать в команду или нет? Для чего?
― Ну, когда-то у нас приходил возрастной Зырянов и на несколько лет он выстрелил очень сильно.
― И Семак. Прекрасные примеры. Но окажется ли таким примером Жирков? Я сам против того, чтобы смотреть в паспорт игрока. А если Жирков — в свой пик, вот после чемпионата Европы, когда он попал в «Челси» — и он там не состоялся. Он может подняться до того уровня? А «Зениту» нужен-то уровень тот, ну, «Зенит» ставит такие задачи. Поэтому латать какую-то дыру сейчас… Теперь — у «Зенита» Кришито играет, он сильный…
― Он подвержен травмам очень.
― ...он сильнее, чем Жирков, и техничнее, и интеллект футбольный у него выше. Он лучше Жиркова. Реально будем смотреть. На левой позиции, позиция левого полузащитника — да, это слабая позиция для «Зенита». Наверное, Жирков мог бы на каком-то отрезке… Но опять-таки — на отрезке, а дальше-то что? А с ним заключать контракт — дорогостоящий, как его потом, что с ним делать? Это очень серьезный вопрос. И я понимаю, сейчас — Набиуллин, Оздоев, вот игроки, они с перспективой, молодые. Понимаете? Вот этих логичней было бы. Кстати, Кокорин бы пришелся ко двору, но при одном условии — если он как Дзюба сам попросится в «Зенит» и как Дзюба — пример Дзюбы потрясающий, и он как раз пример для подражания. Парень поменял свой образ жизни, он отдается весь футболу, и посмотрите, какие результаты. И я вот думаю, что у Кокорина, может быть, я надеюсь, не все потеряно, хотя есть люди, которые говорят — все у него потеряно, даже футбольные специалисты. Но дело не в этом. Кокорин, куда бы он ни пришел, он должен сейчас просто превратиться в способного игрока, который хочет доказать, что он может играть. Но если о нем ведет переговоры агент, а не он сам — но это все, конец, значит, ищется какая-то выгода. Спорт и футбол в частности — это желание игрока отдать все, на что ты способен. Вот такие нужны люди.
― Вот Вы назвали имя Магомед Оздоев, это полузащитник «Рубина». В частности, говорят о том, что еще Денис Черышев из «Реала» тоже может перейти в «Зенит». Вы вообще следите за ним?
― Да, конечно, слежу. Ну, Денис Черышев, понимаете, не надо ему уходить. Он там, ну, не в «Реале», но где-то будет в другой команде, пусть он там играет, за рубежом. Если он придет в Россию, все-таки уровень российского чемпионата ниже, чем испанского. Поэтому пусть он там играет и там набирается опыта, мастерства, он уже кое-что умеет. Не знаю, я не сторонник того, чтобы… Там его отец очень хитрую политику ведет, он даже ведь был тренером молодежной команды «Зенита», и я так понимаю, что «Зенит» когда его приглашал, подразумевал, что, может быть, отец и сына приведет. Но это чисто такая, коммерческая история, вокруг фамилии Черышев. Футболиста молодого я имею в виду.
― Ну, вроде бы, на самом деле, у него неплохо получается, смотрел несколько матчей с его участием.
― Оно конечно, попасть в «Реал», в основной состав — это очень сложно. «Реал» — это самая сложная команда с точки зрения попадания туда в основной состав, потому что там все звезды. Хамес там сейчас не играет. Хамес! который ой, как бы помог «Зениту», но…
― Он вряд ли придет, мне кажется.
― Анчелотти… Ну, я так подумаю — Анчелотти, ну, он поедет куда-нибудь по нашей стране…
― В Мордовию.
―...в Мордовию, в Саранск, или приедет он на вечеринку футбольную в Грозный, понимаете, или еще там что-то куда-то он приедет.
― Был Гуд Хиддинк. Был Фабио Капелло даже.
― Ну,Гус Хиддинк до этого был в Корее, Россия это, конечно, сильнее, чем Корея. Для жизни все-таки лучше для Гуса Хиддинка. Очень сложно. В принципе, Петербург… Все футболисты, вот эти иностранцы, они в восторге от условий жизни в Петербурге, от условий, которые в команде.
― Им еще и дешево здесь все.
― Ну, конечно, у них большие контракты, им везде будет дешево, а здесь еще дешевле. Но самое главное — что здесь все-таки инфраструктура нравится, город красивый, и детям хорошо, и школы хорошие. Есть же американская школа, где дети учатся футболистов, в частности — Мигеля Данни. Понимаете? И сын же учился здесь Спалетти. То есть, нет, как раз Петербург, Москва… ну, и потом, когда 11 стадионов выстроят, конечно, это будет другая футбольная страна. И тогда сюда еще больше поедет и тренеров, кого надо нам, кого нам бы хотелось, так и игроков. То есть, Россия все равно перспективна, тем более — 13% налог, вот это самое привлекательное, что тут говорить.
― Еще такая новость, ну, это от газеты «Марс»: Хосеп Гвардиола хочет покинуть «Баварию». И он сам объявит об этом своем решении.
― Ну, это, наверное, по логике, конечно, он должен уйти.
― Почему?
― Ну, потому что он поработал в «Баварии», он сделал из нее чемпиона Германии, но ему надо выиграть Лигу Чемпионов. Это же самый главный момент. И он — выиграет, не выиграет — но в Германии не очень любят таких заносчивых испанцев, каким он им видится. Они же его Наполеоном называют. Но он и вправду человек авторитарный в футболе, Хосеп Гвардиола. Поэтому он многого добился. В спорте, как и в творчестве, как в театре, если режиссер или тренер не авторитарен, тот чего он добьется? Он ничего не добьется. Его слово всегда должно быть последним.
― Ну, наверное, иначе не может быть в спорте.
― Конечно, как и в творчестве, ведь спорт — это же творчество. Конечно, так и должно быть. Ну, а если его «Манчестер Сити» зовет, они же не скрывают этого. Потом говорят — а он за деньгами бегает. Да ничего подобного! У него прежде всего спортивный интерес. Но, друзья, талант оценивается деньгами. Это вполне нормально. Это мы привыкли, что у нас талантливые люди всегда мало зарабатывали. Потому что принцип нашей страны — Советского Союза — он был какой, менталитет? Ну, талантлив, но ты же за народ? Я помню, как Пугачевой там писали женщины — а она там каждый день черную икру ест, а я работаю мотальщицей там какой-то и я не могу ездить за границу, как она. Да ты же не Пугачева!
― Это зависть такая.
― А это воспитание. помните, что кухарка может управлять государством? Это все ленинские идеи, те, коммунистические, о том, что все равны. Да ничего подобного! Талантливые люди не могут быть равными всем остальным. И они должны жить лучше, чем не талантливые, это логично.
― Ну, во всяком случае, те, кто больше работает…
― Да не только работает, а талантлив.
― ...кто лучше работает.
― Ну, если они что-то такое делают для всех людей.
― Но главное, чтобы был этот продукт, чтобы не просто это талантливый человек, который сидит на диване.
― Нет, ну это естественно.
― Такое тоже бывает. Платини будет дисквалифицирован на несколько лет, об этом объявил пресс-секретарь комитета по этике ФИФА, Андреас Бантель. Что касается Блаттера, он еще добавляет, что для него большой разницы нет между отстранением на несколько лет и пожизненной дисквалификацией. Такие, в общем, очень жесткие высказывания пресс-секретаря.
― Вы знаете, такой разворошили муравейник, и сколько… последние из Эквадора был уже привлечен, и они все дают показания. Все, вся система пронизана была взятками. Ну, я опять говорю, в вашей студии — в третий раз, это еще за МОК не взялись, за Международный олимпийский комитет. Подождите, еще за них возьмутся, кто как получает места для проведения Олимпиад. Ну, сейчас-то, конечно, будут следить, вот сейчас, а до этого то, что все было… Поэтому это естественный процесс.