Форвард Ломбартс
Как правильно произносится твоя фамилия, Ломбертс или Ломбартс?
В моей фамилии после буквы «а» идет буква «е», что читается как длинное «а». Поэтому правильно моя фамилия звучит как Ломбаартс. Но для меня одинаково приятны оба варианта, которые используют в России.
На какой позиции ты начинал играть?
Я начинал нападающим, даже как-то в одном из матчей за одну из молодежных команд «Брюгге» забил 10 голов. Потом я стал играть атакующего полузащитника, плеймейкера, затем стал левым полузащитником, потом левым винг-бэком и, наконец, центральным защитником. Сейчас это самая комфортная для меня позиция на поле.
То есть тебе осталось сыграть только в воротах?
Однажды я уже был и вратарем! На второй минуте мне пришлось встать в «рамку» и я пропустил только один гол, причем где-то за 10 минут до конца я выбил палец. Мы выиграли тот матч 8:2.
Сколько тебе было лет, когда тебя стали привлекать в сборную Бельгии?
Начинал играть за юношескую сборную с 15-ти лет, потом был перерыв в два года, когда меня не вызывали из-за проблем с тренером. Тем не менее, во многих юношеских командах я был капитаном. Несколько раз доводилось играть с Россией, а один товарищеский матч с россиянами закончился дракой. Настоящий такой товарищеский матч (смеется).
Удалось бы тебе стать основным игроком сборной, если бы не переход в «Зенит»?
Переезд в Россию действительно помог, поскольку «Зенит» гораздо более сильный клуб, нежели «Гент». До этого я не был игроком основы сборной, а после перехода в «Зенит» сразу стал попадать в состав. Но сейчас игра за «Зенит» - это скорее минус, поскольку российский футбол не показывают, и в Бельгии не знают, как я играю. Тем более что на моей позиции очень высокая конкуренция, играют футболисты «Арсенала», «Баварии», «Аякса» и «Манчестер Сити».
От каких еще клубов были предложения в тот момент, когда ты переходил в «Зенит»?
Тогда меня приглашали в берлинскую «Герту», а также был вариант с киевским «Динамо». Президент «Динамо» даже позвал меня в Монако на переговоры, но я не поехал. Предложение «Зенита» было самым конкретным и интересным.
Насколько важен для тебя игровой номер «6»?
Я действительно играл с детства под шестым номером, но если бы в тот момент, когда я пришел в «Зените», он был занят, я бы не стал за него «биться». Номер «66», думаю, не стал бы брать, меня бы устроил любой номер из первой десятки. В сборной, кстати, я играю под «четверкой».
Как удалось так быстро адаптироваться в Санкт-Петербурге?
На самом деле я везде быстро адаптируюсь, и это помогло мне в «Зените». Сначала я не чувствовал себя уверенно, заработал два пенальти в первых двух матчах, но затем разыгрался. После матча с «Динамо» («Зенит» проиграл 4:2, а Ломбертс заработал пенальти, - примечание Ландскроны) Фурсенко подошел ко мне и сказал: «ты хороший игрок, такое может случиться с кем угодно, не переживай, все наладится, и всё будет получаться». Мне это очень помогло.
Почему так быстро удалось сыграться со Шкртелом?
Шкртел – высокий, быстрый и грамотный защитник, поэтому с ним очень легко игралось. Он исправлял мои ошибки, когда они случались, а я страховал его. Думаю, у нас хорошо получалось.
Грустно было, когда Шкртел перешел в Ливерпуль?
С одной стороны грустно, но с другой у нас в команде были и другие сильные игроки, с которыми мне игралось очень комфортно. Сначала Крижанац, теперь Бруно. Мне будет очень приятно, если лет через десять в Санкт-Петербурге меня будут помнить и говорить кому-то: «помнишь, как когда-то играл с Ломбертсом?».
Чем закончилась история с украденными у тебя в Казахстане вещами, когда ты там был вместе со сборной Бельгии?
Я пошел в полицию подать заявление, что у меня в раздевалке украли штаны с документами, деньгами и телефонами, но меня там заперли и заставили подписать заявление, что ничего не было и я никаких претензий не имею. Меня не отпускали, пока я не подписал эту бумагу. Позже мы подали жалобу в УЕФА, и футбольная ассоциация Казахстана возместила мне финансовый ущерб.
Доводилось ли испытывать такие эмоции, как после золотого матча в Раменском?
Мы играли не очень хорошо, были сильно напряжены, но при этом понимали, насколько важен результат. Когда Домингес в конце матча выбил мяч в перекладину, мое сердце чуть не остановилось! К счастью, мы победили, и это был один из лучших дней в моей жизни! У меня на моем столе есть фотография с той игры, и иногда, когда мой взгляд падает на это фото, я как будто возвращаюсь в прошлое. Это был один из самых счастливых дней в моей жизни.
Перейти в "Барселону" или "Реал"? Не самый умный поступок!
В межсезонье-2010 ты был единственным, кто выходил в стартовом составе во всех спаррингах. Чувствовали доверие Спаллетти?
На самом деле мы тогда играли очень плохо. Я был очень напряжен, поскольку Спаллетти меня все время ругал и во время матча, и после. На разборах игр он говорил: «у тебя тут ошибка, тут, тут…». А я сидел и ждал, когда же это перечисление закончится. Хотя я и играл во всех матчах в старте, тем не менее, каких-то симпатий тренера не наблюдал. Наверное, раз Спаллетти выпускал меня постоянно в основе, то он хотел, чтобы я рос, развился, и, возможно, благодаря этому я сейчас так играю.
Весной 2010-го года «Зенит» выдал потрясающую 7-матчевую «сухую» серию. В чем на твой взгляд причина такой надежной игры в обороне?
Мы безостановочно тренировали оборону. У нас для этого был тренер Бальдини, который только обороной и занимался. При этом мне очень не нравилась игра в зимних спаррингах. Я думаю, что если бы мы продолжили так действовать в официальных матчах, то оказались бы не выше пятого места. В первых турах, кстати, мы тоже выглядели не очень хорошо. К счастью, потом ситуация наладилась, мы стали играть гораздо лучше, особенно в обороне. Усиленные тренировки все-таки дали свои плоды.
«Зенит» в тот момент практически не пропускал, но тем не менее, летом были куплены еще два защитника. Не боялся ли ты потерять место в основе?
В то время я чувствовал себя достаточно уверенно, хотя и понимал, что в любом большом клубе должна быть серьезная конкуренция и нужно бороться за место в основе, доказывать на тренировках свою состоятельность. Всегда должен играть тот, кто лучше. Если кто-то будет выступать лучше меня, я, конечно, расстроюсь, но если от этого будет польза команде, то я буду рад. Кроме того, конкуренция особенно нужна, когда играется много матчей подряд. В Нижнем Новгороде, например, я уже чувствовал себя уставшим.
Летом 2010-го года ты продлил контракт с «Зенитом» на 4 года. Не было соблазна переехать в Европу?
«Зенит» – это большой клуб, он в моем сердце, и я буду чувствовать не самым умным человеком, если перейду в более слабый или схожий по уровню клуб. Все почему-то хотят перейти в «Челси», «Реал» или «Барселону», но мне очень комфортно здесь. С другой стороны, едва ли меня отпустят за маленькие деньги, а команд, способных осилить мой трансфер, не так много. Но если найдется клуб, готовый заплатить за меня большие деньги, и «Зенит» захочет меня продать, тогда я могу подумать о переходе в другую команду.
Ты можешь себе представить, что всю карьеру проведешь в «Зените»?
Я очень доволен, что играю здесь, и если мне в следующем году предложат новый контракт на пять лет, я с удовольствием его подпишу. В данный момент я вполне представляю себе ситуацию, при которой буду биться за «Зенит» до конца карьеры. С другой стороны, никогда не знаешь, что может случиться в будущем. Вдруг я перестану играть хорошо, и клуб захочет от меня избавиться? Если же ситуация продолжит развиваться, как сейчас, то вполне возможно, что я еще много лет отыграю за «Зенит».
Не думал о том, что будешь делать после завершения игровой карьеры? Станешь тренером или, может быть, займешься политикой или юридической практикой?
Я рассчитываю еще долго играть, поэтому особо не задумывался над этим вопросом. Тренером себя не ощущаю, а диплома юриста у меня пока нет, поэтому об этом говорить нет особого смысла. Знаю только, что точно вернусь в Бельгию, поскольку после стольких лет жизни в чужой стране нужно и на родине побыть.
Лидеры "Зенита"
Последнее время в раздевалке «Зенита» лидерами были Аршавин, Тимощук и Крижанац. Кто сейчас взял на себя эту роль?
Я думаю, Слава. Также могу выделить Денисова, который, если нужно, всегда подсказывает и помогает понять задание тренеров, а также Анюкова. К Саше всегда можно подойти со своими проблемами, и он обязательно поможет.
Кто для тебя является эталонным защитником?
Такого защитника, наверное, нет, но мне импонирует игра Терри (именно то, как он ведет себя на поле, а не в личной жизни) и Видича.
Какие перспективы у сборной Бельгии?
У нас действительно молодая и очень перспективная команда, которая неслучайно занимает второе место в сложной группе. Я вижу, что мы растем, и думаю, что через 2-3 года у нас будет очень сильная команда. Очень хочется сыграть в России на Чемпионате Мира в 2018-м году.
Одной из «звезд» сборной Бельгии является 17-летний нападающий Лукаку, которого уже сейчас хотят видеть в своих рядах очень серьезные клубы. Так получилось, что прошлой осенью «Зенит» в Лиге Европы играл против «Андерлехта», за который как раз и выступает Лукаку, и в обоих матчах ты полностью выключил его из игры.
В Бельгии тогда многие считали, что Лукаку – лучший нападающий в мире. Я им после матчей с «Андерлехтом» сказал: «получается, раз я полностью переиграл лучшего нападающего мира, значит я лучший в мире защитник?»(смеется) На самом деле он очень хороший футболист, при этом молод, и поэтому ему есть, чему учится. Думаю, что он станет великим игроком.
Есть ли я тебя друзья в Питере?
Здесь у меня есть несколько хороших друзей. Это бельгийцы, которые работают в Санкт-Петербурге. А их жены дружат с моей женой. Но эти люди к футболу не имеют никакого отношения.
Какие предпочитаешь фильмы и музыку?
Музыку предпочитаю танцевальную. По фильмам особых предпочтений нет, могу смотреть кино любого жанра, если оно, конечно же, качественное.
Любимая марка машины?
Когда я был маленьким, моей мечтой была Ferrari. Может быть, когда вернусь в Бельгию, куплю себе эту машину.
Следишь ли за модой? Есть ли какие-нибудь предпочтения, любимые бренды?
Мне это интересно, но это не то, о чем я думаю каждый день. Мне нравятся итальянские бренды, такие как «Gucci», «Dolce & Gabbana» и тому подобные. Если это приятная и удобная одежда, то почему бы её не носить?
В свете событий в Нижнем Новгороде не можем не поинтересоваться, приходилось ли сталкиваться с проблемами с полицией в Санкт-Петербурге?
Проблемы случались только с дорожными инспекторами, но они быстро и легко решались. Ничего серьезного, к счастью, со мной здесь не случалось.
Что любите/не любите в людях?
Я люблю людей, которые горят своей работой и готовы работать очень много, чтобы достичь успеха. Еще мне кажется, что очень важно чувство юмора.
Понимаю отношение фанатов к Быстрову
Как бы повели себя болельщики «Брюгге», если бы ты начал там карьеру, затем перешел в «Андерлехт», в первом же интервью заявил, что болел за него с детства, потом в играх против «Брюгге» выкладывался на 200%, забивал голы и зарабатывал пенальти, а через три года вернулся в «Брюгге»?
Конечно же, болельщики «Брюгге» были бы очень злы. За всю историю, насколько я помню, только 7 человек перешли из «Брюгге» в «Андерлехт», и при этом ни один из них не вернулся обратно. Я догадываюсь, что это намек на ситуацию с Быстровым, и отчасти понимаю фанатов. Эти люди отдают всю свою жизнь за «Зенит» и очень переживают, также как бельгийские фанаты, за свой любимый клуб, поэтому их реакция мне понятна. Однако отмечу, что Быстров – хороший игрок, мой партнер по команде и много сделал для наших побед.
Сможешь ли перейти в «Спартак», ЦСКА или «Динамо»?
Я даже не знаю, какую плохую вещь нужно сделать, чтобы оказаться в «Спартаке» или ЦСКА. Не могу себе представить такую ситуацию.
Осознаешь, что играешь за клуб, за который болеет огромный город и тысячи людей по всему миру, для многих из которых «Зенит» – это религия, и они готовы на все ради любимого клуба?
У нас фантастические фанаты. Когда я вижу, сколько болельщиков поддерживает нас на выездах, я по-настоящему восхищаюсь. В Бельгии на домашние матчи ходят меньше, чем наших болельщиков приезжает в другие города. Это потрясающе, что «Зенит» имеет такую мощную поддержку. Я меня аж мурашки (Нико с нашей помощью открыл для себя это слово - примечание Ландскроны) по коже бегают. Куда бы мы не поехали, хоть в Европу, хоть в Грозный, хоть в Москву, нас всегда поддерживают наши фанаты. В Бельгии мне просто не верят, что такое возможно. Сколько было наших в Нижнем Новгороде? Четыре тысячи? В Бельгии часто столько человек всего приходит на матч!
Когда я иду по улице, я чувствую уважение, и это доставляет огромное удовольствие. На мой взгляд, у нас одни из лучших фанатов в мире. Я действительно очень горд, что играю за «Зенит». Я понимаю, что многие болельщики тратят иногда последние деньги на билеты, которые здесь совсем недешевые, и я это очень ценю! Поэтому мы должны играть и биться для наших фанатов.
Насколько сильно влияет на игру атмосфера, которую создают фанаты «Зенита»?
Некоторые «нефутбольные» люди меня спрашивают: «какая разница, где играть, дома или на выезде? Одни и те же команды там и там!» Конечно, родной газон ты знаешь лучше, и это тоже помогает, однако в первую очередь важно, что ты чувствуешь за собой огромную армию, и это доставляет огромное удовольствие. Это очень важно, придает уверенности в себе.
Понимаешь ли, о чем поют фанаты?
Я плохо говорю по-русски, но я чувствую эмоции трибун. Это самое важное. Эмоции передаются на поле и придают нам дополнительные силы.
Мог бы пойти на фанатский вираж?
Конечно, да. Тем более что мы уже договорились с тобой (обращается к одному из корреспондентов) об этом четыре года назад. Я с удовольствием это сделаю! Если у меня будет дисквалификация, например, за 4 желтые карточки, и меня пригласят, я отвечу согласием.