Спортивный директор «Зенита» Игорь Корнеев в интервью «Спорт-Уикэнду» вспомнил важные моменты своей карьеры.
- В «Эспаньоле» начала 90-х годов образовалась целая диаспора российских футболистов: три бывших армейца - вы, Дмитрий Галямин, Дмитрий Кузнецов и экс-спартаковец Андрей Мох. Держаться вместе в новой команде и новом чемпионате было попроще?
- В некоторой степени. Но мы, русские футболисты, никогда не держались в «Эспаньоле» особняком и всегда были открыты для общения с другими товарищами по команде. Тем более что атмосфера в «Эспаньоле» этому способствовала.
- Но летом 1994 года вы перешли в другую барселонскую команду, куда более знаменитую. Правда ли, что это случилось после того, как вы, фактически ужиная в ресторане, повстречали ассистента главного тренера «Барселоны» Йохана Кройфа?
- Фамилия этого ассистента была Тони Брюинс, и мы с ним действительно совершенно случайно увидели друг друга в ресторане. Разговорились, и тут Брюинс с удивлением узнал от меня, что я фактически являюсь свободным агентом и могу уйти из «Эспаньола» бесплатно. Такую возможность мне предоставило руководство клуба, после того как Камачо начал искать на мою позицию игроков более оборонительного плана, дав понять, что в моих услугах уже не нуждается. Я сообщил об этом Брюинсу, тот сразу переговорил с Кройфом. Так я и оказался в «Барселоне». Причем очень быстро, так как об интересе «Барсы» к Корнееву было известно и ранее. Видите, какую роль в нашей жизни может играть Его величество случай! Зайди я в ресторан на полчаса позже, и не было бы в моей жизни «Барселоны».
- Неужели вас никто не отговаривал от этого перехода? Ведь со стороны он выглядел совершеннейшей авантюрой! По тогдашним правилам в чемпионате Испании могли одновременно находиться на поле только три легионера той или иной команды. А в «Барселоне» в то время выступали такие мегазвезды мирового футбола как бразилец Ромарио, болгарин Христо Стоичков, румын Георге Хаджи и голландец Рональд Куман! Вдобавок последний из них был соотечественником главного тренера. А трое остальных играли в линии атаки, как и вы...
- Может, кто-то и отговаривал, уже не помню. Но для себя я все твердо решил. Потому что хорошо знал себя и собственные возможности. И это была объективная оценка. Если бы я не соответствовал уровню «Барселоны», то разве сумел бы провести в том сезоне 15 матчей в ее составе, учитывая бешеную конкуренцию и тот самый лимит?!
- В матче Лиги чемпионов «Барселона» - «Пари Сен-Жермен» вам удалось забить гол. И российским болельщикам было обидно, когда позже его переписали как автогол вратаря парижского клуба Бернара Лама. «Отобрали» исторический первый гол российского футболиста в составе «Барселоны»!
- А я даже никогда не думал об этом. На что было обижаться, если тот мяч действительно самым странным образом влетел в ворота.
- Нормально ли вы общались с суперзвездами «Барселоны»?
- Главный тренер Кройф всегда был доступен для общения. Несколько раз разговаривал с ним — но исключительно на футбольные темы. В игре Кройф понимал абсолютно все, секретов в футболе для него не существовало. А из футболистов чаще всего общался со Стоичковым и Хаджи.
- Почему вы по окончании того памятного сезона 1994/95 покинули «Барсу»?
- Каталонцы хотели оставить меня у себя, но формулировка предложенного мне контракта по системе 1+1+1 была неприемлемой. То есть после каждого года клуб мог в одностороннем порядке прервать соглашение. Я же надеялся заключить двухлетний контракт. Хотелось большей стабильности. Поэтому и отказался от предложения.
- И вы сменили испанский чемпионат на голландский, где выступали за три клуба - «Херенвен», «Фейеноорд» и «Бреду». Самый именитый из них - «Фейеноорд», и именно в Роттердаме вы добились наибольших успехов?
- Совершенно верно. За пять лет игры в Роттердаме мне удалось завоевать с «Фейеноордом» титул чемпиона Голландии, а также выиграть Суперкубок Голландии и Кубок УЕФА. Это тоже были интересные и памятные времена. Я много играл, прилично для полузащитника забивал, и меня ценили поклонники «Фейеноорда». А болельщики у этой команды - особенные. Их горячая преданность клубу никогда не зависит от занимаемого им места в таблице чемпионата.
- Вы отыграли за «Фейеноорд» пять лет. Начали ли задумываться о возможной тренерской карьере, еще будучи действующим игроком?
- Нет, пока играл в футбол, не думал об этом. Но повесить бутсы на гвоздь пришлось чуть раньше, чем предполагал. Сыграла свою роль травма, мешавшая выступать на прежнем уровне. Пришлось заканчивать, и предложение поработать тренером юношеской команды «Фейеноорда» оказалось весьма кстати.
- Прожив несколько лет в Голландии, вы получили подданство этой страны, и по ее законам пришлось при этом отказаться от российского гражданства. Скажите честно, вы ведь три года назад не планировали возвращаться в Россию?
- Нет. Не планировал.
- Но тут последовал знаменитый телефонный звонок от Гуса Хиддинка...
- Вообще-то морально к этому звонку я был готов. Еще за несколько недель до того, как он прозвучал, пресса, бурно обсуждавшая назначение Хиддинка главным тренером сборной России и варианты, связанные с формированием его тренерского штаба, начала упоминать и мою фамилию. Это обсуждалось по телевидению, была информация в газетах. И когда мне действительно позвонил Гус и предложил вместе работать в сборной, я был просто счастлив. Положительный ответ дал практически сразу. Потому что знал, какой масштабной личностью является Хиддинк и какой бесценной школой может стать совместная работа с ним.
Впрочем, сейчас, после нескольких лет такой работы, могу сказать, что тогда недооценивал Хиддинка. Он не только великолепный тренер, это даже не обсуждается, но и интереснейший, многогранный человек. Мы с ним очень часто общаемся на совершенно нефутбольные темы. Гус очень интересуется Россией, ему важно знать буквально всё и вся!
- Вот уже два месяца вы совмещаете тренерские функции в сборной России с работой в качестве спортивного директора «Зенита». Что можете сказать о своей новой работе?
- Работа в должности спортивного директора клуба действительно принципиально новая для меня. Но я уверен, что справлюсь с ней. Очень много мыслей, идей. Что-то уже удалось воплотить в жизнь, что-то - пока нет. Хочется сказать теплые слова в адрес «Газпрома» и руководства «Зенита»: они делают все возможное для того, чтобы клуб поступательно двигался вперед. Шероховатости же встречаются в любой работе, и мы все вместе и трудимся для того, чтобы их устранять.
- Вы много лет не имели возможности пристально наблюдать за матчами российского чемпионата. Сейчас она появилась. Какого вы мнения об уровне нашей премьер-лиги в целом?
- На мой взгляд, достаточно сильный уровень. Есть, правда, и негативный момент - темп, ритм игры в отдельных матчах нашего чемпионата явно оставляют желать лучшего. Хватает и мастеровитых футболистов, за игрой которых я слежу с симпатией. Но распространяться на эту тему не буду.
- Согласитесь ли вы с мнением, что из всех сегодняшних российских футболистов игру Игоря Корнеева в определенной степени напоминает только игра капитана сборной России Андрея Аршавина?
- Я скажу лучше непосредственно об игре Андрея. Он очень креативный футболист, способный решить исход любой игры, даже когда она имеет очень «закрытый» характер или неудачно складывается для команды, за которую играет Аршавин. Ему не надо иметь много возможностей для того, чтобы забить гол, он способен воспользоваться единственным таким шансом. Плюс к этому – у него удивительный дриблинг и последний пас, которыми Андрей блестяще владеет. Все эти качества и делают Аршавина тем, кем он есть на сегодняшний день - лидером национальной сборной России. И, несомненно, на футбольном поле он напоминает только самого себя и никого больше. Я вообще не сторонник сравнений.
- После недавнего отъезда Динияра Билялетдинова из «Локомотива» в английский «Эвертон» в нашей сборной стало уже пятеро легионеров. Идет ли это на пользу национальной команде?
- Уверен, что да. Тем более что ребята уже морально созрели для такого шага. Игра в таких сильных чемпионатах, как английский и немецкий, однозначно будет полезна для роста мастерства Аршавина, Жиркова, Павлюченко, Билялетдинова и Погребняка. А значит, будет полезна и для сборной.