Итальянец немного поехавший, но для него это нормально. 15 января «Зенит» улетел на сборы в ОАЭ, но в самолет не поместились Шатов, Дзюба и Анюков. О том, что их не берут даже тренироваться, парни узнали сначала из итальянских медиа (вернее, из переведенных новостей), потом из вотсаппа – туда им написал начальник команды.
Роберто Манчини доверил казнь другим людям – сам коуч отсидел весь отпуск в Европе и затем поехал в Дубай. С разжалованными игроками, которых под разными предлогами сплавили в «Зенит»-2, алленаторе даже не связывался. Его руки так и остались чистыми – за Роберто отстрелялся новый спортдиректор клуба, Вячеслав Малафеев, ответивший на звонок из «СЭ».
Тезисы бывшего голкипера получились рафинированными (Дзюба – травма, Шатов – дрянная статистика, Анюков – возраст и конкуренция), но люди, которые хотя бы немного в теме происходящего, однозначно утверждают, что крест на всех троих поставил лично Манчини. Причем если Анюков его не устраивает чисто по игровым скиллам, то с Артемом и Олегом у Роберто конкретнейший конфликт. Поверить в эту версию легко – вся предыдущая тренерская карьера итальянца доказывает, что он не может жить без ругани и унижений.
Раньше всех на Манчини пожаловался Николас Бурдиссо: в мае 2006-го защитник «Интера» привез удаление, «Сиена» сравняла счет, и аргентинца размазали в раздевалке. «Ты бездарь. Кто вообще тебя сюда привез?» – орал Роберто, считающий, что мотивировать футболистов можно только публичной поркой.
Следующая жертва – Карлос Тевес, который дважды воевал с Манчини. В сезоне-2010/11 они чуть не подрались после игры с «Ньюкаслом» – аргентинец признался, что набросился на тренера с кулаками, но уже на следующий день они все уладили и продолжили работу. Перемирие оказалось недолгим: осенью 2011-го «Сити» горел «Баварии» в Лиге чемпионов, Манчини приказал Тевесу разминаться, но Карлитос посчитал, что готов сразу выйти на поле.
У него имелось два аргумента: во-первых, он уже разогрелся, во-вторых, Роберто, по словам форварда, обратился к нему как к собаке. Важно, что перед той ссорой с Карлосом коуч наорал еще и на Джеко. Манчини панчил на итальянском, а Эдин – на боснийском, поэтому баттл быстро закончился.
Ситуацию с Тевесом в автобиографии вспоминал и Серхио Агуэро. «После матча Манчини кричал: «Вали в свою Аргентину!» Я сидел рядом и подумал, что он обращается ко мне, а не к Карлосу», – цитата Куна очень наглядно показывает менталитет Роберто. Похоже, этот человек может наехать на кого угодно вообще без причины.
Веселее всего было с Балотелли. Агуэро рассказывал, что во время тренировок Манчини специально провоцировал Марио – тот злился, матерился и толкался с тренером, а Роберто был уверен, что это лучший способ завести ленивого страйкера. «Все, теперь я снова твой менеджер!» – после этих слов Манчини дул в свисток и завершал занятие. Вне поля, по словам Серхио, Марио и Роберто были как отец и сын.
Откровеннее всех о методике итальянца высказался Шей Гивен. Его зачехлили примерно так же, как бывших зенитовских звезд: в декабре 2009-го Манчини сказал, что Шей входит в пятерку лучших киперов мира, а через полгода вернул из «Бирмингема» Джо Харта и безо всяких объяснений депортировал Гивена на лавку.
В ответ вратарь прошелся по Роберто в автобиографии. Монолог получился реально огненным:
– Роберто всегда дистанцируется от игроков и никогда не комментирует свои поступки. Я слышал, что когда его уволили из «Интера», команда тусила всю ночь. Когда я ушел из «Сити» в 2011-м, тоже был готов закатить вечеринку. Манчини разругался со всеми – не только с игроками, но и со штабом, и даже с техническим персоналом. Мне кажется, он пару раз прописал даже своему отражению в зеркале, за то, что оно не него посмотрело как-то не так. Он слишком любил спорить – это стоило ему работы в «Сити».
В этом месте пора включать объективность: Шей явно обижен на Роберто, поэтому слова ирландского кипера нужно делить на десять. В конце концов, Манчини вряд ли выиграл бы Премьер-лигу-2011/12, если бы его реально все ненавидели и презирали. Но факт остается фактом: у него были конфликты во всех клубах, а потом нервного итальянца убирали и платили ему жирненькую неустойку.
Склочный характер Манчини даже стал мемом в кальчо. Весной 2016 года «Интер» влетел «Лацио» (0:2), и журналист Джанкарло Дотто заметил, что Роберто ушел в подтрибунное помещение крайне подавленным. «Обычно он ругается с командой, но тут мы увидели другого Манчини. Это странно», – сказал Дотто, раньше всех понявший, что алленаторе уже не видит себя в «Интере». Джанкарло не ошибся – летом Роберто уехал из Милана.
Вывод закономерен. Пока Манчини бесится и чистит состав под себя, все в норме – это его фирменный стиль. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Роберто до сих пор не дал ни одного большого интервью (просто не захотел). Или в том, что не все дорогущие аргентинцы попадают в состав – возможно, кто-то из них (например, Дриусси) уже разочаровал итальянца. И, конечно же, репрессии для Шатова, Дзюбы и Анюкова – тоже классическая мера пресечения. Не нравишься – пошел вон, исправить отношения уже не выйдет.
Скорее всего, Манчини вылетит из ЛЕ, не догонит «Локомотив», а затем спокойно досидит сезон в Петербурге и улетит, забрав приличную неустойку и оставив толпу аргентинцев. Судя по книге Шея Гивена, все идет именно к этому, ведь Роберто оригинален не только как психолог, но и как тактик: – Обычно, если матч назначен на субботу, в четверг проходят двусторонки – основа против запаса. Но у нас в «Сити» было не так. 11 игроков старта выходили на поле играть против привидений. Не было даже манекенов – мы просто пасовались и забивали в пустые ворота. Роберто не говорил, зачем это нужно. Никакой скорости, никакой интенсивности. Творился гребаный ад. В четверг мы смотрелись блистательно, зато в субботу у нас часто возникали проблемы.
Наверное, потому что в этот день нам сопротивлялись.