Материал посвящён «Зениту», который нацелен утвердиться в статусе суперклуба. Ресурсы
«Зенит» принято считать самым богатым в российском футболе, хотя действительные параметры бюджета остаются закрытыми. Руководство клуба заявляет о готовности обнародовать цифры, но лишь вместе со всеми остальными членами премьер-лиги. Вполне возможно, рубеж в 100 миллионов долларов, который фигурирует в открытых источниках как бюджетный план на 2011 год, в итоге будет превзойдён. По мнению делового издания «Ведомости», взявшего за основу расчётов базу СПАРК (Система профессионального анализа рынков и компаний), доходы «Зенита» ещё в 2009 году превысили 200 миллионов долларов. Впрочем, эта оценочный показатель, а потому на абсолютную точность он не претендует. В качестве косвенной подсказки также можно использовать недавнюю фразу Александра Дюкова о том, что рассчитывать не на случайный, а на системный успех российские клубы могут только при годовом бюджете в 120–150 миллионов евро, то есть 160–200 миллионов долларов. Что касается трансферных расходов, то президент клуба утверждает, что все приобретения делаются на заёмные средства: «Если мы считаем, что игрок нужен и это позволит решить определённую задачу, которая, в свою очередь, позволит получить доход, то мы идём в банк и берём кредит. Новый футболист помогает нам выигрывать турниры, мы зарабатываем деньги и погашаем кредит».
Цели
По словам Игоря Корнеева, в текущее трансферное окно клуб намерен взять по одному человеку в линии обороны, полузащиты и нападения. От интереса к голкиперам спортивный директор открещивается. Правда, мотивировочная часть — дескать, в системе клуба стремительно растут молодые вратари — не убеждает: ни одна из селекционных задач последних лет силами собственных воспитанников не решалась, и трудно представить, что это вдруг произойдёт сейчас на самом ответственном участке. Укрепление же поста номер один, если клуб грезит — а он грезит — европейскими вершинами, необходимо: прошлогодние ошибки вратарей и сопровождающие их искания тренеров не позволяют думать иначе. Другое дело, что в структуре состава эта позиция, похоже, считается российской, а вратарь, который был бы заведомо сильнее зенитовских, в стране только один. И вопрос по нему, кажется, уже закрыт. Когда Евгений Гинер говорит, что недавно «Зенит» пытался купить одного игрока ЦСКА, но они с Дюковым, обсудив ситуацию, пришли к взаимопониманию, первым на ум приходит именно кандидатура вратаря. Тем более что Игорь Акинфеев оказался единственным из армейцев, кто в минувшем сезоне публично высказывался на тему перехода в «Зенит» («Не пойду ни за какие деньги»), а на пустом месте такие громкие заявления не делаются. Наверное, покупать голкипера за рубежом питерцы решатся только в том случае, если найдут возможность увеличить долю россиян среди полевых игроков. Что, учитывая амбиции клуба, непросто.
В линии защиты наиболее проблемной зоной видятся фланги. В прошлом сезоне много было сказано про левый край, где полного порядка не наступило даже после летних покупок, однако и на правом у Александра Анюкова сменщика нет. Поэтому идеальным вариантом был бы защитник, умеющий с равным успехом закрыть любой из краёв.
В средней линии «Зенита» преобладают футболисты зрелых лет, а потому свежая кровь тут явно не помешает. Осложняющим фактором, как и в случае с вратарями, можно считать паспортный аспект: все сильнейшие полузащитники команды — россияне.
В атаке, если речь идёт о наконечнике, логично искать игрока иных по сравнению с Кержаковым и Бухаровым характеристик. Например, это может быть игрок латинского стиля, умеющий мягко работать с мячом. Правда, если учесть, что он ещё должен отличаться нацеленностью и результативностью, то задачу зенитовских селекционеров следует признать непростой.
Приобретения
Состоявшихся трансферов пока нет. Разговоров о возможных кандидатах множество, но большинство из них по обыкновению следует отнести к категории порожних слухов. Однако по тому, с какой частотой звучат применительно к «Зениту» имена игроков итальянских клубов, можно предположить, что в данном направлении работа действительно ведётся. И если новички с Апеннин в команде на самом деле появятся, это станет новой линией в селекционной политике Питера. Всё-таки в прошлом году Лучано Спаллетти приходилось работать с той обоймой, которую подбирал клуб, видимого влияния на селекцию тренер не имел. Не исключено, так «Зенит» страховал себя от возможных недоразумений, которые зачастую сопровождают расходование значительных сумм. Теперь же, в деле проверив профессиональные и человеческие качества тренера, клуб, кажется, готов допустить более активное его участие в подборе игроков.
Что же касается россиян, то тут клуб как обычно будет сориентирован на мастеров уровня сборной страны. Поэтому вполне правдоподобным выглядит, например, интерес к Ренату Янбаеву, не исключено, вновь возникнет тема Юрия Жиркова. Но вообще-то на внутреннем рынке выбор игроков, соответствующих планке «Зенита», не так велик.
Потери
Из тех, кто выиграл прошлогоднее золото, клуб покинули 31-летний защитник Ивица Крижанац, отправившийся в родной Сплит, и 19-летний форвард Максим Канунников, арендованный «Томью».
Среди гипотетических вариантов сколько-то вероятной представляется потеря разве что Романа Широкова, слишком уж громко торгующегося с клубом за новый контракт. Все остальные расставания, о возможности которых говорилось в последние пару месяцев, — с Александром Анюковым, Александром Кержаковым, Данни — едва ли возможны. По крайней мере, в этом трансферном окне. Если же клуб подпишет кого-то из новичков, Питер могут покинуть игроки аналогичных амплуа, мало востребованные в прошедшем сезоне.