Россия потеряла на стадии 1/8 финала две команды, и маячащий где-то далеко впереди образ европейского трофея уменьшился ровно в три раза. Если с «Зенитом» и «Анжи» наши шансы на итоговый успех расценивались как вполне реальные, то теперь они, скажем так, весьма скромны. При всем уважении к трудолюбивому, дисциплинированному, добросовестному «Рубину». Нескрываемое злорадство — вот главная тема, сопровождающая параллельную неудачу двух самых состоятельных отечественных клубов. Большинство людей, которым, как они считают, небезразличен российский футбол — если они не питерские и не махачкалинские, — вылет из Лиги Европы «Зенита» и «Анжи» расценивают на уровне личного бонуса, пусть маленького, но очень желанного сладкого пирожка, за которым шла долгая охота.
От массовых «бу-га-га» и «уа-ха-ха» в глазах рябит. Сопоставления бюджетов и зарплат, расцвеченные стебной инфографикой, вызывают аллергию. Глагол «зажрались» встречается в комментариях чаще, чем существительное «футбол». Кайф, драйв, песни, пляски, всеобщее счастье — от глобального позитива, который спровоцирован незабитыми и пропущенными российскими голами, просто деваться некуда.
Может, все-таки включим голову, ребята? Подумаем ею, включенной, немножко о том, что живем в одной стране, под одним флагом, с одним гимном?
Это удивительный, на самом деле, эффект массового сознания. Не возьмусь сказать, что он характерен только для российского менталитета, но факт, что ярко выражен. Ни выигрывать мы все вместе толком не умеем, ни проигрывать до сих пор не научились, и маргинальная по смыслу поговорка про соседскую корову тут как нельзя более к месту.
Печальный факт. Несравнимо более позорный, на мой взгляд, чем поражения «Зенита» и «Анжи» от вполне проходимых соперников.
Зацепившийся за сетку «Рубин» — в массовом сознании тоже зачастую объект злой иронии, а не благодарности. Потому что футбол «Рубина», по общим представлениям, глух и нем, смотреть его неинтересно. Соответственно, «спасибо» команде Курбана Бердыева, которая убрала с дороги двух подряд представителей сильнейшей лиги мира, а до этого, в группе, не оставила шансов сербам, азербайджанцам и итальянцам, — гораздо более редкий, чем нужно, гость в российском футбольном словаре. Очень в этой связи жалко, что в сетке Лиги Европы не осталось больше испанских клубов. Или даже так: жалко, что «Рубин» не играет в Лиге чемпионов, где их осталось целых три.