После игры с «Базелем» главный тренер сине-бело-голубых рассказал о том, что очень расстроен, объяснил, как определялся пенальтист, и заявил, что не видит причин, по котором «Зениту» предстоит сделать шаг назад.
— Скажите, вы заранее приняли решение о том, кто будет бить пенальти? Нет ли у вас желания назначить пенальтистов на оставшиеся 10 матчей чемпионата?
— Ситуация с пробитием пенальти — это всегда тонкий деликатный момент. Тонкость заключается вот в чем: в нормальной, спокойной ситуации нет проблем с тем, чтобы выбрать игрока, который будет бить пенальти. Но существуют разные факторы на то, как футболист пробьет: усталость, нервы, внутреннее состояние футболиста. С моей точки зрения, в таких ситуациях, если в команде есть несколько пенальтистов, 3-4, то лучше, чтобы они сами приняли решение, кто будет пробивать. И только в том случае, если они сами не могут принять решение, может вмешаться главный тренер. А так — футболисты, зная свое состояние, могут принять решение, которое будет максимально правильным.
— Вчера выяснилось, что Вячеслав Малафеев не может принять участие в игре, и в ворота должен был встать Юрий Жевнов. Сложно ли было психологически подготовить вратаря выйти на такой матч?
— Все игроки, которые являются частью «Зенита», должны обладать одним качеством, которое невероятно важно — в любой момент помочь команде. Юрий Жевнов — тот футболист, которому очень часто не везло в предыдущих ситуациях. Но это игрок очень высокого уровня, на которого мы рассчитываем всегда. И сегодня Юра доказал свой класс: он сыграл спокойно, показал сильный характер в матче, который был весьма тяжелым.
— Сегодня вы, как тренер, должны быть довольны игрой и совершенно недовольны результатом. Какой итог можно подвести этому несоответствию?
— Бывают два типа игр в футболе: игры, результат которых решает отдельно взятый эпизод, и те матчи, результат которых решают командные действия и командная логика, где каждый игрок выполняет большой объем работы. И тренер должен всегда оценивать результат, на мой взгляд, склоняясь ко второму варианту. Тренер не должен оценивать тот результат, который был достигнут с помощью отдельно взятого эпизода. Результат может быть достигнут с помощью пенальти, заработанного и реализованного на 90 минуте, и может быть не достигнут, когда вратарь отбивает мяч носком ноги. Команда сегодня показала, что это команда. И команда очень сильная. Безусловно, говорить сегодня об успехе команды в свете того, что мы вылетели из Лиги Европы, тяжело. Опять же, возвращаясь к тому, о чем я говорил, все решают эпизоды. Мы сумели добиться своими действиями, чтобы соперник ошибся, заработали пенальти, который, в свою очередь, не использовали. Но я в своей оценке результата должен подходить с точки зрения логики, с точки зрения той работы, которую команда провела на поле. Она продемонстрировала большой характер, большую силу и создала такое количество моментов, которое должна было преобразовать в забитые мячи, но этого не случилось. То, что команда сегодня очень здорово сработала, подтверждает и тот факт, что мы играли на очень тяжелом поле, но продолжали создавать моменты. Поле при таком холоде после короткого времени становится очень тяжелым для созидания. Сегодня мы покинули Лигу Европы, но команда показала, что у нас действительно очень сильный коллектив, способный добиваться серьезных результатов. Безусловно, горечь поражения закрывает все остальные эмоции и все остальные мысли. Очень сложно избавиться от этого чувства.
— «Зенит» нанес в 9 раз больше ударов, чем «Базель», но забил всего один мяч. Мы не можем говорить о том, что класс команды повысился, если после 27 ударов влетел в сетку только один. Как вы планируете решать эту проблему?
— Мы должны решать эту проблему. Мы должны быть более нацеленными особенно в завершающей стадии, так как мы провели большую работу, чтобы создать те моменты, которые у нас были, но мы не смогли их реализовать. Безусловно, в атакующих действиях мы не можем сказать, что продемонстрировали максимум.
— Анюков сегодня вышел после травмы. Как вы оцениваете его игру? В каком он сейчас состоянии?
— Анюков провел очень хороший, сильный матч, несмотря на то, что тренировался с общей группой только вчера. Анюков — такой футболист, которому его физика позволяет проводить матчи на высоком уровне, даже если он пропускает какой-то период тренировок. Его мышцы устроены таким образом, что большой объем работы ему не необходим, чтобы продемонстрировать себя на поле.
— Руководители клуба и «Газпрома» — Дюков, Миллер — уже связывались с вами, чтобы высказать слова поддержки?
— Безусловно, и Миллер, и Дюков — это наши руководители, и они в этой ситуации расстроены так же сильно, как и я. Думаю, что в такой момент это я должен был им позвонить и как-то объяснить свое расстройство и результат этой встречи. Алексея Миллера я после игры не видел. Мы встретились в раздевалке с Александром Дюковым, пожали друг другу руки, но поговорить возможности не было.
— Какова ваша оценка игры команды «Базель»? До какой стадии она может дойти?
— Думаю, что «Базель», — это очень сильная команда, обладающая хорошим, широким составом, имеющая возможность заменять футболистов, которые не могут принять участия в игре, столь же великолепными исполнителями. Вполне допускаю, что команда может пройти далеко.
— «Зенит» показал выдающийся настрой и очень интересную игру. Значит ли это, что команда сможет сохранить его или мы можем спуститься на уровень, который был до этого матча?
— Сегодняшний матч должен стать для нас отправной точкой. Я думаю, что в следующих играх мы должны показывать себя не хуже, чем сегодня, — играть с тем же настроем, желанием, демонстрировать качество. Уверен, что мы будем двигаться только поступательно. Не вижу причин, чтобы делать шаги назад.