Бывший полузащитник «Зенита» объясняет причины поражений питерцев в объединенном турнире и рассуждает о последних изменениях в команде Лучано Спаллетти.
Почему «Шахтер» выше классом
— Матчи «Зенита» против «Шахтера» и киевского «Динамо» оставили двоякое впечатление, — делится впечатлением Деменко. — На нескольких отрезках команда выглядела организованно, слаженно, создавала остроту на чужой половине. Но случались и грубые просчеты, как, например, перед вторым голом «Динамо». Поэтому однозначно оценить игру питерцев сейчас тяжело, тем более приступили к подготовке в полном составе они чуть больше недели назад.
— Два поражения по делу?
— С «Динамо» скорее нет. Думаю, игра с подопечными Блохина вообще могла сложиться по-другому, забей «Зенит» первым. Или если бы он вышел вперед при счете 1:1. А вот в матче против «Шахтера» было заметно превосходство в классе «горняков». Подчеркну, что это касается не индивидуальных качеств игроков, а только командных действий. Быстрота и стройность перехода из обороны в атаку и, наоборот, компактность между линиями, взаимодействие между игроками — в этом у донецкой команды было преимущество. Но объясняться это может лишь преимуществом в функциональной готовности, что, кстати, логично. Ведь у «Шахтера» «предсезонка» началась пораньше.
— В первой игре ворота «Зенита» защищал Лодыгин, во второй Бабурин. Похоже на то, что Спаллетти среди них выбирает первого сменщика Малафеева?
— Именно об этом я и подумал, когда увидел этих молодых голкиперов на поле. Но предположил другое — мне показалось, что Спаллетти сейчас готовит вратаря не просто на подмену Славе, а выбирает из них первого номера. Я в команде не нахожусь, поэтому утверждать не могу. Но все же вполне допускаю. Впрочем, также вероятно и ваше предположение, что тренер сейчас выбирает, кто при необходимости более достоин занять место в воротах, если не сможет сыграть Малафеев.
Современный Родич
— Второй матч подряд на левом фланге обороны в «основе» выходит Родич. При опытном Луковиче. Как это объясните?
— Во-первых, замечу, что мне Родич понравился. У парня хорошая скорость, он уверенно играет в отборе, при необходимости действует просто и надежно. Проблема пока только во взаимодействиях с партнерами — здесь у Милана еще работы достаточно. Тем не менее уже сейчас для Спаллетти Родич предпочтительнее Луковича.
— В чем преимущество молодого серба?
— У него заметно выше скорость, чем у Луковича. И это определяет выбор Спаллетти, потому что в современном футболе уже нет ярко выраженных крайних защитников или полузащитников. Есть фланговые игроки, которые должны регулярно атаковать и отрабатывать в обороне. И Родич очень хорошо вписывается в эти требования — для него не проблема быстро включиться в атаку, а потом так же быстро вернуться на свою половину поля.
— Без Денисова и Тимощука были проблемы в опорной зоне?
— На мой взгляд, при игре в обороне «Зенит» не проседал. Но Тимощук все равно станет серьезным усилением. Одно из главных его достоинств — умение читать игру. Вроде бы ситуация развивается вдали от Анатолия, но не успеешь моргнуть глазом, как он уже перед мячом. Кроме того, он должен привнести свои лидерские качества, подсказав партнерам.
Витселя к Тимощуку!
— Думаете, на месте полузащитника, ориентированного на оборону, Тимощук справится самостоятельно или будет играть с кем-то в связке?
_ Скорее второе. Возможно, Анатолий иногда будет располагаться поближе к четверке защитников, а его партнер будет играть «повыше». По моему мнению, им должен быть Витсель. Бельгиец провел несколько матчей на позиции атакующего полузащитника — у него получалось и обострять, и даже забивать. Но по большому счету это не позиция для Витселя. Думаю, по своим качествам Аксель будет полезнее именно в середине поля, где надо чаще вступать в борьбу и начинать атаки.
— Какое впечатление оставил Аршавин?
— Хорошее. Было видно, что он сильно соскучился по футболу и хочет снова получать от него удовольствие. Если Андрей продолжит играть с такими же горящими глазами, то быстро докажет, что он остается высококлассным мастером.
— Дебютировал он прямо на ваших глазах почти 13 лет назад. Какие качества за это время Аршавин потерял уже окончательно?
— Скорость у него остается такой же высокой. Пожалуй, очень большой объем работы Андрей выполнять уже вряд ли сможет. Но я помню, что, даже когда ему было 20, Юрий Андреевич Морозов часто оставлял Аршавина на половине поля соперника, чтобы он сохранил силы для атакующей игры и мог чаще оставаться с защитниками один на один. Думаю, очень важно, чтобы рядом с ним были партнеры с отменной функциональной подготовкой — это поможет Аршавину проявить свои лучшие качества. Потому что умение резко рвануть вперед, обыграть несколько человек, на скорости контролировать мяч и создать момент для партнера по-прежнему с ним. В матче с «Динамо» мы это и увидели, когда он вывел на голевой удар Файзулина.
— А в чем экс-«канонир» стал с годами сильнее?
— В опыте. Это можно даже назвать игровой мудростью. Как она проявляется? Бывает, что молодой игрок полон желания проявить себя и помочь команде, всего себя отдает и порой не распределяет силы. Андрей же теперь хорошо знает, где необходимо ускоряться, а когда можно взять паузу, как обострить игру и при этом сохранить силы. Это преимущество позволяет Аршавину оставаться столь же классным и полезным футболистом, как и раньше. Впрочем, на передней линии у «Зенита» и без него хватает мастеров, обладающих ярко выраженными сильными качествами, — Данни, Халк, Кержаков. Выдержать конкуренцию с ними тяжело, и потому очень интересно посмотреть, как он будет на их фоне выглядеть и взаимодействовать с ними.
Когда ты запасной
— Есть еще Широков, Зырянов, Файзулин, придет Соловьев. При этом Быстров в последнее время играл мало. Он выглядит в этой компании слабым звеном?
— Надо отметить, что, даже когда Быстров выходил на замену, он вносил вклад в победы «Зенита». Было достаточно матчей, когда с его появлением команда начинала играть значительно сильнее. Так что слабым звеном я его точно не считаю. А вот по поводу игрового времени — другой вопрос. Многие футболисты иногда оказываются в такой ситуации: конкуренция высока, ты вроде стараешься, но тренер выпускает других. Здесь со стороны советы давать трудно — только сам футболист решает, что делать. Или честно отрабатывать контракт в ожидании большего доверия, или пойти, возможно, на меньшие деньги, но с перспективой выходить чаще на поле. Каждый случай индивидуален, к тому же мы не знаем, как к этой ситуации относится сам Быстров.
— Как к этому можно относиться...
— Мы не знаем, какие диалоги у них происходят со Спаллетти, обсуждают ли они эту ситуацию. Может быть, Лучано доволен работой Володи и призывает просто дождаться шанса. Но одних такое напутствие окрыляет и вселяет оптимизм, а других еще больше расстраивает. Игрок рассуждает: мол, я нормально тренируюсь, претензий ко мне нет, но выпускают все равно других! Как так?! Со стороны здесь трудно давать советы — только сам футболист знает свое отношение к этому и насколько велики его запасы терпения.
— А есть ли будущее в этой команде у Бухарова?
— У него в какой-то степени схожая ситуация. Или всеми силами добиться перехода, или оставаться на этих же условиях, но в прежнем статусе. Я думаю, Бухаров хороший человек и дисциплинированный футболист. Видно, что он выполняет установку тренера, старается себя проявить. Но очевидно и другое — в «Зените» Александр уже очень давно, но в полной мере раскрыть свои лучшие качества не может. Ведь для нападающего что главное? Забивать! А за три года Бухаров это делал очень редко. На мой взгляд, в другой команде, в том же «Рубине», у него получалось бы лучше. Нынешнему «Зениту» нужны все-таки более креативные и техничные форварды.