Генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов в интервью "Газете.Ru" рассказал о доходах от продажи клубной атрибутики и прокомментировал позицию руководства клуба относительно недавних событий в Химках.
– «Зенит» является лидером среди российских клубов по доходам от продажи официальной атрибутики. Можно ли сказать, что они уже составляют весомую часть бюджета и сопоставимы с показателями ведущих европейских клубов?
– От общего бюджета эти доходы составляют процентов 5-7. Если же отбросить спонсорские поступления и учитывать только непосредственные заработки клуба, то это где-то четверть. В ближайшие пять лет хотим увеличить эти поступления, как минимум, в три раза. Это будут уже серьезные деньги. Уровень «Манчестер Юнайтед» или «Челси». Хотя к лондонскому клубу мы близки уже сейчас.
– Планируете ли вы догнать и перегнать британские клубы по эффективности контроля за фан-группировками, чтобы не повторилась история в Химках?
– Мы хотим иметь нормальные отношения с болельщиками. Понимаю, что есть эмоции, но есть и некие нормы поведения, переступать которые нельзя. Фанаты должны поддерживать команду, а не противопоставлять себя кому-то. Основная масса болельщиков «Зенита» абсолютно позитивна. Есть маленькая группка, которая зачем-то нагнетает страсти.
– Почему «Зенит» в отличие от «Динамо» не обнародовал позицию руководства клуба относительно случившегося в Химках?
– Мы считаем, что с нашей стороны не было никакого инцидента. Я беседовал с болельщиками, которые непосредственно на стадионе пресекли одну из провокаций. В Химках продажа билетов и проход на трибуны организованы так, что невозможно нести ответственность за поведение болельщиков. И в динамовский сектор, и в гостевой могут пройти кто угодно. Говорить об обеспечении безопасности в такой ситуации вообще не приходится. Даже на вопрос, кто пронес файера, которые были брошены на поле, у меня нет ответа.
– Можно ли наладить взаимодействия между серьезными структурами серьезных футбольных клубов, чтобы потом не пенять: мол, наши хорошие, а вот у соперников не болельщики, а толпа, не имеющая понятия о нормах поведения на играх?
– На протяжении двух с половиной лет представители службы безопасности «Зенита» выезжают в другие города за сутки до игры, чтобы наладить взаимодействия с принимающей стороной. Не только с коллегами из служб безопасности, но и с представителями правоохранительных органов. К сожалению, не со всеми удается наладить конструктивное сотрудничество.
– После дисквалификации стадиона «Петровский», связанной с появлением оскорбляющего память Льва Яшина баннера, служба безопасности «Зенита» рапортовала: «Инициаторы акции найдены». Почему они до сих пор ходят на футбол?
– С большинством молодых ребят была проведены беседы в отделе по работе с болельщиками. Их же товарищами фанатами. Главный инициатор был пожизненно лишен права приобретать абонемент на фанатский вираж. Лазейки, чтобы обойти запрет, все равно существуют. Никто ведь не мешает купить билет у спекулянтов.
– Неужели нельзя применить в России зарубежный опыт, где с подобными явлениями научились бороться?
– Для этого нужно иметь законодательную базу на уровне государственных законов. Мы должны иметь возможность наказать виновных в нарушении общественного порядка на футбольных матчах в административном или уголовном порядке. В Италии за файера, брошенные на поле, могут посадить в тюрьму, а в Англии предусмотрена обязательная явка в полицейский участок или добровольный домашний арест, контролируемый с помощью специальных браслетов, для тех, кто был уличен в нарушениях на фанатских трибунах.
– Верите ли вы, что возможно выполнить указание президента РФС Сергея Фурсенко и искоренить ненормативную лексику на трибунах российских стадионов?
– Искоренить хорошо известные выражения, используемые в качестве выплеска эмоций, будет тяжело. Все остальное возможно. Отказались же от дудок, от некоторых иных форм боления. Почему же нельзя отказаться от негативных способов проявления чувств на футбольных матчах? Нужно вести работу в этом направлении.