Надёжней ста замков

Сегодня, 7 мая, исполняется 55 лет одному из сильнейших вратарей в истории «Зенита», многолетнему капитану команды, чемпиону СССР 1984 года Михаилу БИРЮКОВУ.

В 1980-х Бирюков считался одним из лучших вратарей СССР. А по глубокому и искреннему убеждению многих питерских болельщиков, так и просто лучшим. И никого тогда не смущало ни то, что в списках 33-х лучших был он редким гостем, и в сборной практически не засветился, и именно при нём «Зенит» покинул высшую лигу... Лучший — и всё тут!

Как бы там ни было, но то, что был он одним из самых ярких и заметных — безусловно. Когда Бирюков в начале матча занимал место в воротах, взоры всего стадиона невольно притягивались к нему. Высоченный, широкоплечий, с мощными длинными руками – казалось, ворота ему просто малы, настолько внушительно смотрелась в них его исполинская фигура. Создавалось впечатление, что он закрывал собой всё пространство от штанги до штанги, и мячу не оставалось ни малейшей щелки, ни малейшей лазейки, куда бы он мог протиснуться.

При этом, несмотря на внешнюю массивность, отличался Михаил неплохой прыгучестью и резкостью. Особенно впечатляющ был на выходах, играя смело, решительно и самоотверженно. Отлично пользуясь своими внушительными габаритами, он без размышлений при необходимости отважно вылетал из ворот навстречу прорвавшемуся форварду, стремительно сужая для него, таким образом, и так небольшой угол обстрела. И эта летящая навстречу на максимальной скорости громадина, готовая снести на своём пути всё и вся с холодной решимостью профессионального киллера, порой производила на нападающего соперника воистину шокирующее впечатление, заставляя того торопливо тюкать мячом наугад, лишь бы поскорее от него избавиться.

Но главное — непобедимая и несокрушимая уверенность, которую просто излучала мощная фигура «Михея». Одним только видом он вселял в команду спокойствие за свои тылы, уверенно и агрессивно руководя обороной, а хриплый рык «Я!!!», когда он шёл на мяч, слышен был аж на верхних рядах огромного стадиона им. Кирова. Тут уж не то что свои защитники, но порой и форварды соперника рассыпались горохом по сторонам... Ему иногда недоставало хладнокровия – в игре эмоции всё же перехлёстывали, и доставалось от вратаря и своим защитникам, и нападающим соперника, и действовал он порой излишне импульсивно и не очень расчётливо. Но, в нужный момент зенитовский голкипер всегда оказывался предельно собран и сосредоточен – по крайней мере, в искусстве отражения одиннадцатиметровых ударов, в этом соревновании игрока и вратаря на выдержку, самообладание и точный расчёт, Бирюков входит в число лучших во всей истории отечественного футбола.

Особо пригодилось это его умение в золотом 1984-м. В том сезоне в ворота «Зенита» пробивалось, с учётом кубковых послематчевых, ровно 20 одиннадцатиметровых. А забито было всего лишь половина, 10. 6 отражённых пенальти за сезон – результат гроссмейстерский! И ещё четырежды форварды соперника, пытаясь перехитрить непробиваемого зенитовского вратаря, в результате просто не попадали в ворота. Да и в остальных матчах того сезона Михаил действовал прекрасно, и его заслугу в завоевании «Зенитом» первого в своей истории комплекта золотых медалей трудно переоценить. А потому признание Бирюкова лучшим вратарём страны в сезоне 1984 года не удивило никого – он и на самом деле провёл сильнейший сезон в своей долгой, почти четвертьвековой карьере.

«Спартак»
В 1978 году из орехово-зуевского «Знамени Труда» 20-летний Миша Бирюков отважно прикатил завоёвывать столицу в московский «Спартак». Но там как раз начал своё восхождение к славе Ринат Дасаев, конкуренция с которым представлялась безнадёжной — выбор Бескова из четырёх на то время спартаковских вратарей был уже очевиден. По схожей причине Михаил отклонил и приглашение в «Зенит» от Морозова — в это же время в питерский клуб пришёл опытный и заслуженный голкипер Ткаченко, конкурировать с которым молодому начинающему вратарю также было делом вполне бесперспективным. Конкуренции Бирюков не любил, ещё более не любил быть вторым, и это качество в немалой степени определило все основные этапы в его дальнейшей карьере.

Поэтому, распрощавшись вскоре со спартаковским дублем, с благословения Бескова Михаил направил стопы в «Амур» из Благовещенска (что-то вроде «фарм-клуба» «Спартака» в те годы), где отстоял основным вратарём почти полтора сезона, дождавшись в середине 1980-го вторичного приглашения из «Зенита». На сей раз привередничать не приходилось – ведь третьего приглашения могло уже и не быть...

«Зенит»
Морозов, не откладывая дело в долгий ящик, сразу поставил молодого голкипера в ворота, тем более что основной вратарь «Зенита» Ткаченко как раз получил небольшую травму. И надо же такому случиться: вполне достойно отстояв первый тайм своего дебютного матча с «Шахтёром», за 25 минут до конца игры, при счёте 2:1 в пользу «Зенита», Михаил «поплыл». Результат — четыре пропущенных гола за семь минут! Через пару туров вторая попытка — и вновь неудача, и поражение от «Черноморца» 0:2. Трибуны откровенно потешались, глядя на неловкие прыжки молодого дебютанта, скандировали обидные речёвки и требовали от тренера убрать из ворот это «недоразумение».

Естественно, после такого провального дебюта Бирюков надолго осел в дубле. Было от чего прийти в отчаяние... Но прозорливый Морозов не поставил крест на игроке, который, несмотря на неудачу, продолжал пахать на тренировках и даже после тренировок так, будто от этого зависел вопрос его жизни и смерти. И своего упорный Бирюков добился: со следующего сезона тренер вновь постепенно начал подпускать его к матчам за основной состав. Скептичное и недоверчивое отношение к вратарю со стороны партнёров по команде, сложившееся после его «фееричного» дебюта, постепенно стало меняться на уважительно-доверительное, и в 1982-м он отыграл уже значительно больше половины матчей своей команды. А с приходом к рулю Садырина в 1983-м вопрос с «номером 1» в «Зените» был решён окончательно и бесповоротно на ближайшие, без малого, десять лет.

В разгар триумфального 1984 года на будущего лучшего вратаря СССР обратили внимание и тренеры сборной страны. Но там Бирюков вновь столкнулся с Дасаевым, который находился в самом расцвете сил и настолько прочно занимал место в воротах главной команды страны, что через некоторое время зенитовец сам попросил Малофеева больше его на сборы национальной команды не вызывать: зачем, если всё равно играть ему практически не доводилось, да и перспектив никаких — позиции его почти ровесника Дасаева в сборной были непоколебимы. А роль второго, как мы знаем, Михей не приемлил...

В «Зените» же он оставался абсолютно незаменимым и необходимым, в период с 1986 по 1990 г.г. проведя подряд без единой замены почти полторы сотни матчей чемпионата. В коллективе харизматичный голкипер пользовался уже безусловным авторитетом, а потому после тяжёлой травмы, полученной капитаном команды Ларионовым летом 1983 года, именно Бирюков надел капитанскую повязку, отыграв с ней и большую часть чемпионского сезона. А перед стартом нового сезона 1985 года был избран капитаном вновь. И в этой должности практически непрерывно пребывал вплоть до 1991 года, принимая активнейшее участие во всех зенитовских смутах и раздорах этого драматичного времени. И, как и положено капитану, покинул затонувший в первой лиге корабль под названием «Зенит» в числе самых последних из той славной чемпионской дружины, которая сначала подняла «Зенит» на самую вершину, а затем низвергла его в пучину...

После «Зенита»
После этого некоторое время пробавлялся мини-футболом, а затем, в начале 1990-х направился в Финляндию, в команду «МюПа-47» из города Аньяланкоски. Заполучив высококлассных игроков, настоящих лидеров в каждую линию (будущие звёзды европейского футбола нападающий Яри Литманен и защитник Сами Хююпя, а также наш вратарь Михаил Бирюков), этот до того средненький клуб неожиданно для многих впервые в своей истории стал обладателем Кубка Финляндии, а также серебряным призёром чемпионата страны. Сам же Бирюков приплюсовал к этим командным достижениям и индивидуальные титулы лучшего голкипера и лучшего легионера Финляндии в сезонах 1992 и 1993 годов. После чего, не сумев договориться с прижимистыми хозяевами команды о приемлемых условиях его продолжения, перебрался в Эстонию, из которой, впрочем, через год, после грандиозного скандала вокруг его команды (к которому он, надо признать, прямого отношения не имел), вынужден был вновь вернуться в Петербург.

В садыринский «Зенит» путь Бирюкову был заказан, да и классных вратарей в 1995-м в команде хватало и без него: Корнюхин, Окрошидзе, Березовский, Приходько – конкурировать с которыми 37-летнему голкиперу было уже непросто. Вспомним вновь и категорическое неприятие Бирюковым вторых ролей... А потому ветеран с готовностью принял приглашение от петербургского «Локомотива», незадолго до этого заключившего контракт с новым тренером, прекрасным в прошлом форвардом тбилисского «Динамо» и московского «Локомотива» Гиви Нодия.

Практически сходу петербургские железнодорожники продемонстрировали свой немалый игровой потенциал, заняв место в числе лидеров первой лиги. И заслугу в этом капитана команды, практически бессменного её вратаря, неувядаемого ветерана Михаила Бирюкова трудно переоценить. Авторитет капитана в коллективе был абсолютно непререкаем. Он был там царь и бог. Молодые игроки называли его по имени-отчеству, как, впрочем, и прекрасно понимающий его значение для команды тренер. От состояния спортивной формы голкипера игра команды зависела настолько, что впору, наверное, говорить о «команде одного вратаря» — настолько ярко выделялся классом этот мастер.

Подобное положение дел, конечно, долго продолжаться не могло. Тренеру, наконец, надоело мириться со столь беспрекословно-исключительной ролью Бирюкова в команде, и в 1999-м клуб с ним всё-таки расстался. Формальным поводом послужило то, что у голкипера выросла равноценная замена в лице Дмитрия Бородина и Александра Макарова. По иронии судьбы, оба голкипера практически сразу также покинули «Локомотив», со скандалом оказавшись в «Зените». Ну, а дальнейшая судьба «Локомотива» была печальна...

Но и на этом неугомонный ветеран не успокоился. Отыграв во славу ленинградского-петербургского футбола («Зенит» и «Локомотив»), в общей сложности, более полутысячи официальных матчей, Бирюков направляется в соседнюю Белоруссию – интерес к опытнейшему голкиперу проявило минское «Торпедо». Лишь небольшая заминка в пути привела к тому, что его успевает «перехватить» волгоградский «Ротор», предложивший должность тренера вратарей. И только тут 41-летний Бирюков решает свои выступления на поле завершить.

Бирюков — тренер
Тренерская же карьера молодого специалиста поначалу разворачивалась стремительно. Не прошло и полугода после вступления в должность в «Роторе», как последовало приглашение из Петербурга от родного «Зенита». Недавно возглавивший команду Юрий Морозов вновь захотел увидеть рядом с собой своего протеже двадцатилетней давности – как двадцать лет назад Морозов поверил в молодого Бирюкова-вратаря, так и ныне он свято верит в будущее Бирюкова-тренера, о чём не устаёт повторять. Стоит ли говорить, что Михаил сразу принял лестное предложение, и, едва отметив своё 42-летие, приступил к обязанностям помощника главного тренера «Зенита»

В начале 2002-го молодой тренер успешно подменяет приболевшего мэтра, в пяти матчах добиваясь вместе с командой почти стопроцентного результата: четыре победы при одной ничьей с будущим чемпионом «Локомотивом». А летом, когда Морозов по состоянию здоровья был вынужден окончательно покинуть пост главного тренера, его место Бирюков занимает уже де-юре, на первых порах имея, правда, малопривлекательную приставку «и. о.». Впрочем, руководство клуба обещает в самом ближайшем будущем сделать его «полновесным» главным тренером, а пока в помощь начинающему специалисту тренером команды назначается сам недавний «главный» — Морозов.

Наверное, это было ошибкой.

«Я тебя породил, я тебя и убью!» — сразу после утверждения Бирюкова на новом посту, очевидно, искренне стремясь помочь своему протеже в руководстве командой, Морозов быстро задвинул своего недавнего помощника за спину. Да и кто мог сомневаться, что к этому всё и придёт, что Дед вряд ли долго сможет оставаться вторым? И через пару матчей зрители вновь наблюдали знакомую картинку: беснующийся у кромки поля Морозов и сидящий на тренерской скамейке Бирюков. Только вид у него теперь был мрачный — такая расстановка сил в тренерском штабе его явно не устраивала. Но он молчал... Последствия же оказались печальны: лишившись единоначалия, «Зенит» играл неудачно, в команде стали накапливаться серьёзные внутренние проблемы, и менее чем через два месяца, Бирюков, так и не избавившийся от приставки «и. о.», отправился в отставку.

В своё время Морозов утверждал: «В Петербурге все ждут нового Садырина. Бирюков вполне может им стать!» Ему вторил и сам Садырин, уверенно предрекая Михаилу хорошие тренерские перспективы. Возможно, поспешное решение руководства клуба, согласившегося на горячечное требование до предела взвинченного неудачами команды Бирюкова об отставке, не позволило появиться «новому Садырину» на берегах Невы. А может, причины того, что большой голкипер так и не стал большим тренером, совсем иные...

Но в любом случае, место своё в истории ленинградского-петербургского футбола Бирюков занял, и место это достойнейшее.

Всего за «Зенит» в 1980–91 г.г. Михаил Бирюков провёл 383 матча (из них в 1-й лиге — 67).

Чемпион СССР 1984 г.
Обладатель Суперкубка («Кубка сезона») СССР 1985 г.
Финалист Кубка СССР 1984 г.
Капитан «Зенита» 1983-84, 1985-91
Лучший вратарь СССР сезона 1984 г.
В списках 33-х лучших — № 1 (1984).
В сборной СССР 2 матча (–2).
В олимпийской сборной 1 матч.
Член символического Клуба Л. Иванова – 104 матча «на ноль».
Под его непосредственным руководством «Зенит» в июле-августе 2002 г. провёл 9 матчей: 2 победы, 2 ничьих, 5 поражений; разность мячей 14:17.




Источник: http://fc-zenit.ru/
07.05.2013 04:54 | Категория: Другие | Просмотров: 1226 | Добавил: 4ert
Нравится    
 



Всего комментариев: 1
1
08.05.2013   03:33     к материалу Спам
+1
СПАСИБО ЕМУ!!! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]