Николай Иванов: «Зенит» – это интеллигентный питерский организм»

Наш разговор с народным артистом России, лауреатом Госпремии за роль Ивана Савельева в знаменитой киноэпопее «Вечный зов», человеком, который всю жизнь работает в ленинградском – петербургском Театре юного зрителя, как ни странно, состоялся в Капелле. Причем буквально за день до матча Россия– Армения. При этом стоило включить диктофон, как сразу стало ясно, насколько Николай Николаевич любит футбол.

– Сейчас мы вместе с Капеллой работаем над одним интересным проектом, – начал рассказывать Николай Иванов. – 4 июня в 19 часов на площадке возле Инженерного замка играем «Слово о полку Игореве». Там будут хор и оркестр Капеллы, реставрация боев, артисты Мариинского театра, мы в качестве чтецов на древнеславянском... Все это здорово, за исключением одного – я не увижу матча Россия – Армения. Но ничего, у меня в телефоне есть «Радио «Зенит», так что воткну себе тихонечко наушник и во время пауз буду слушать репортаж. А вообще-то мы в ТЮЗе в гримерке с другим народным артистом – Игорем Шибановым специально держим телевизор, чтобы смотреть матчи «Зенита». Причем часто получается так, что Игорь, который страшно переживает, выступает в роли пессимиста, а я – оптимиста. Из-за этого у нас даже перепалки случаются. Правда, игру со «Спартаком», к великому сожалению, мне тоже посмотреть целиком так и не удалось.

– Тоже были заняты?
– В те дни был в поездке по Прибалтике в рамках проекта «Радуга Балтии», который придуман нашим театром. А заканчивалась она моим творческим вечером в Юрмале, который, к слову, проходил в потрясающем санатории советских времен с мраморной лестницей, столовой на 400 мест и залом как во Дворце съездов. Так вот, прибежав после этого в гостиницу, первым делом начал искать в Интернете запись игры «Зенит» – «Спартак». Но ее к тому времени полностью еще почему-то не выложили. Пришлось довольствоваться «нарезкой» из репортажа, который вел Геннадий Орлов, с голами и самыми интересными моментами. Так что два просто фантастических мяча Александра Кержакова я увидел сразу. И замечательный выход один на один Лазовича, который привел к пенальти и первому голу, – тоже. Кстати, считаю, что 11-метровый в том моменте был стопроцентным: а если бы Лазовича не снесли – он точно забил бы с игры. Но вообще-то меня с этим матчем подставили.

– Как это?
– Питерские друзья не выдержали и сразу по окончании игры прислали сообщение – 3:0! Только прочитал, невольно вырвалось: «Ну зачем?» Дело в том, что запись матча я люблю смотреть, не зная результата заранее. Ведь для чего ты ходишь на футбол, следишь за игрой по телевизору? Ради наслаждения от сиюминутности в том числе. И потом, футбол, с моей точки зрения, очень близок театру. А хорошие игроки – это творцы, созидатели. Таких, к слову, в «Зените» очень много. Один из моих самых любимых – это Александр Кержаков. Мне безумно нравится стиль его игры и вообще поведение на поле. Мало того что Саша всегда творит, он и на игру выходит как на праздник. Например, когда исполняют Гимн России, такое ощущение, что каждый раз он поет его с настоящим, неподдельным восторгом. Это – жутко подкупает. И потом, все интервью Александра Кержакова, которые я слышал, – они удивительные. «Александр, вы так здорово забили гол!» А он совершенно без кокетства отвечает: я не смог бы забить, если партнеры не отдали бы такой хороший пас, не вывели меня на ударную позицию, и т. д. И я вижу, что это истинная человеческая скромность. Плюс – понимаю, что его «бил, бью и буду бить» никуда не делось, но Саша при этом – стопро- центно командный игрок, человек, преданный своему коллективу. А еще надо помнить, что у него, как у нападающего, на принятие решения в чужой штрафной – сотые доли секунды. Поэтому, если мяч лег на ногу как надо, он и летит куда нужно.

– Вы – коренной петербуржец. А значит, «Зенит» у вас изначально был в крови?
– Футбольным болельщиком действительно являюсь с давних пор. И смотрю, кстати, не только матчи с участием «Зенита». Поэтому в свое время одной из моих любимых команд («Зенит» – это само собой разумеется) было московское «Торпедо» поколения Стрельцова, Воронина. Они очень здорово играли.

– В свое время Юрий Желудков как-то сказал по поводу двух своих знаменитых мячей в ворота «Спартака»: «Можно подумать, что больше я ничего в футболе не сделал и других голов не забивал». Ваша самая знаменитая роль – это Иван Савельев в «Вечном зове». Аналогия с теми с голами Желудкова в данном случае уместна?
– Во всяком случае вполне могу понять Желудкова (смеется). Я ведь – театральный артист. Моя страсть – это именно театр, где наиграно более 100 ролей. Не эпизодов – а именно ролей. С другой стороны, если бы не кино – кто бы меня знал? Надо признать, что некий «навар популярности» оно дает. Однако по большому счету Желудков прав – нельзя судить о спортсмене или актере по одной вещи. Например, в том же кино у меня были и другие работы. Что касается «Вечного зова», то в свое время, когда вышли первые шесть серий, он не произвел какого-то особого впечатления. Ведь тогда было много хорошего, крепкого многосерийного художественного кино. Только что прошли «Тени исчезают в полдень» тех же режиссеров, примерно в это же время свет увидели «Семнадцать мгновений весны», был «Адъютант его превосходительства». «Вечный зов» снимался по тем же законам. Кстати, знаете, сколько времени сейчас отводится на съемки одной серии в сериале? Пять дней. А мы снимали по четыре серии в год. Правда, они гораздо длиннее. Всего же, начиная с первого съемочного дня и заканчивая последним озвучанием, «Вечный зов» был в работе 12 лет.

– В этом фильме было задействовано очень большое количество актеров со всего Союза. Среди них любители футбола в то время тоже были?
– Очень серьезными болельщиками были Петр Сергеевич Вельяминов (роль Поликарпа Кружилина.) и Ефим Захарович Капелян. Болельщиками «Зенита», разумеется. Так что у нас на съемках была своя зенитовская диаспора. А вот Владлен Бирюков (роль Якова Олейникова) хоть и родом из Сибири, но переживал за какую-то московскую команду. Ведь в Новосибирске в то время клуба в высшей лиге не было. А Вадим Спиридонов (Федор Савельев) и вовсе пришел в искусство из спорта – он в свое время был успешным боксером полутяжелого веса.

– Если позволите – еще одна аналогия. В футболе есть игроки, которые всю жизнь выступают за один клуб. Вячеслав Малафеев в «Зените», например. Или Барези в «Милане». Вы в свою очередь служите только одному театру – ТЮЗу...
– И эта аналогия уместна. Правда, сначала хочу сказать, что Вячеслав Малафеев – блистательный вратарь, большая умница и в человеческом плане вызывает огромную симпатию. Знаю, что он аспирант и защищает очень интересную тему, связанную с психологией. Это в спорте очень важно. Ведь иначе как какой-то «психологической задвижкой» и не объяснишь тот факт, что «Зенит» может проиграть «Томи», которая объективно ниже классом того же «Спартака». Или другой момент – не засчитал судья гол и команда встала: мол, ну все, мы так не играем. У нас, кстати, тоже такое бывает, особенно на выезде, то есть на гастролях. Приезжаешь покорять другой город, но спектакль не задается с самого начала. И пошло-поехало – все начинает сыпаться: артисты забывают текст, свет зажигается не тогда, когда надо, и так далее.

– На футбольном поле подобные «сбои» все же больше заметны. Согласны?
– Потому что оно гораздо в большей степени на виду. А футболист, в отличие от артиста, на глазах тысяч бо- лельщиков вообще как обнаженный. Что же касается моего театра, то, во-первых, сейчас мы можем одновременно сотрудничать и с другими сценами. В ТЮЗе же я получил все. Могу сказать, что здесь я никогда не играл неинтересных ролей, плюс даже в те времена, когда был жесткий идеологический прессинг, у нас все равно умудрялись ставить только хороших авторов. Так что ничего другого искать и не хотелось – работая в ТЮЗе, испытывал полное творческое удовлетворение. А когда меня спрашивали, что вы хотите сыграть, я говорил: «У меня такой ассортимент ролей, что чего-то желать сверх этого как-то смешно».

– Если вам можно играть на других сценах, значит, и к «легионерам» в нашем футболе вы наверняка относитесь нормально?
– Абсолютно. Мир сейчас стал открытым, а если бы у нас играли только российские футболисты, то по теперешним временам это было бы ненормально. Посмотрите, сколько иностранцев в «МЮ». Или в «Барселоне» можно встретить игроков из совершенно разных стран. И хорошо! Получается, команда выдерживает свой стиль и имеет возможность подбирать под него индивидуально сильных исполнителей отовсюду.

– Как вам главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти?
– Он оказался очень нашим тренером. То, как Спаллетти говорит после матчей, даже неудачных, не оставляет сомнений – тренер горой за команду. Подкупает, и как он кричит с бровки: «Керж!» Или: «Губо!» Это звучит как-то по-нашему, по-болельщицки. Значит, в команде есть человеческий контакт. А вообще наш «Зенит» не похож ни на кого тем, что он такой... интеллигентно питерский организм – вот как я бы его назвал. И Спаллетти в отличие от Адвоката – тоже какой-то свой, родной...




Источник: http://www.fc-zenit.ru/
08.06.2011 17:44 | Категория: Интервью | Просмотров: 702 | Добавил: 4ert
Нравится    
 



Всего комментариев: 1
1
08.06.2011   20:13     к материалу Спам
+3
Quote
А вообще наш «Зенит» не похож ни на кого тем, что он такой... интеллигентно питерский организм – вот как я бы его назвал. И Спаллетти в отличие от Адвоката – тоже какой-то свой, родной...

Замечательно сказано и трудно не согласиться!!! 24


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]