"Для меня было большой честью работать с такими талантливыми людьми, как вы". Эти слова Дик Адвокат произнес утром 14 августа 2009 года, прощаясь с футболистами "Зенита". А спустя час, перед тем как уже в аэропорту Пулково неожиданно расплакаться от трогательных болельщицких проводов, сообщил журналистам, что рад будет вернуться в Санкт-Петербург. Как гость.
Не прошло и года, как возвращение к тем же и другим "талантливым людям" состоялось - в несколько ином статусе. Неудача сборной в Словении и смена руководства РФС перевернули устоявшийся строй российской футбольной жизни - и сегодня в ней наступает новый этап.
Новый - да не совсем. Четыре года назад перемены были куда более радикальными. Игрокам сборной, у которых за два десятилетия (!) поражений сформировалась психология неудачников, нужно было ее сломать и поверить в себя, а Гусу Хиддинку - узнав Россию и ее футболистов, каким-то образом заставить их пересмотреть взгляды на собственные возможности. Первый шажок был сделан победой в Кубке УЕФА газзаевского ЦСКА - но солистами в нем все равно были бразильцы. И на сборную этот триумф автоматически спроецироваться не мог.
Хиддинк начинал почти с нуля. У Адвоката стартовая диспозиция не в пример лучше. За спиной сборной России есть выигранная практически в том же составе бронза Euro-2008. Да, полтора года спустя случилась, убежден, отдельно взятая, предшествующими событиями не запрограммированная осечка в Мариборе. Но произошла-то она после отнюдь не провального, как на эмоциях полагают многие, а, напротив, весьма достойно проведенного отборочного цикла. С двумя разгромами занявшей третье место в группе Финляндии, например. И с двумя минимальными поражениями в равных матчах от Германии.
Вы видели команду Йоахима Лева на ЧМ-2010? Вы можете сравнить то, как сражалась против нее Россия в Дортмунде и Лужниках, с уничтожением ею Австралии, Англии и Аргентины (12 голов на троих) в Южной Африке? А ведь, к примеру, тот же Лев в Кейптауне рассуждал, что Езил как игрок сборной "родился" именно в Москве, где сделал решающий голевой пас Клозе. Это были те же люди - и мы смотрелись ровней едва ли не самой яркой по игре команде грядущего чемпионата мира. Тем обиднее было в итоге не попасть в ЮАР - но тем острее должно быть у игроков желание "реабилитироваться" за случившееся. Даже не будем высокопарно произносить - перед страной или болельщиками. В первую очередь - перед самими собой.
Изменения во главе РФС сделали невозможной дальнейшую работу Хиддинка во главе сборной. Но, к счастью, на этот раз обошлось без шоковой терапии - недаром Роман Павлюченко в интервью "СЭ" особо радуется тому, что в штабе команды остался Александр Бородюк, этакий гарант преемственности. И если Адвокат, при своей куда большей отдаленности от игроков, чем предшественник, не стесняется позвонить Семаку, чтобы лично объяснить причины невызова в сборную, - значит, никаких принципиальных изменений в этом смысле, слава богу, ждать не стоит.
При очень разных характерах футбольные вкусы у двух голландцев весьма схожи. И по составу, вызванному Адвокатом на сбор перед Болгарией, очевидно: революций он совершать не намерен. До Хиддинка ни о каком собственном стиле у сборной России давно уже говорить не приходилось. Затем он появился - и при Адвокате, скорее всего, сохранится. Но не менее (а то и более) важно другое: чтобы сохранились сплоченность коллектива времен Гуса и огромное желание игроков приезжать в национальную команду.
А на невызове на матч с болгарами Кержакова, Семака, Бухарова, Рыжикова, Янбаева, как и на вызове Сычева с Торбинским, я бы внимание заострять не стал. Ни о каких тренерских симпатиях или антипатиях это пока не говорит - они станут ясны гораздо позже, в динамике работы. Да, объяснения Адвоката по Кержакову лично мне кажутся более убедительными, чем по Янбаеву (ну, не нравится тренеру его игра слева, так почему справа не должно быть замены Анюкову?), но это не более чем частность. У Хиддинка, если честно, таких частностей тоже хватало.
Видится какая-то символика в том, что стартовый матч Адвоката пройдет не в Москве, с которой он три года нещадно боролся на футбольных полях, а в родном его сердцу Питере. Настолько родном, что даже в 60 с гаком он ухитрился изменить тренера как человека - хотя, казалось бы, как можно стать другим в таком возрасте?
Журналист голландской De Telegraaf Валентин Дриссен весной рассказывал мне: "Когда Адвокат вернулся из России, возглавив сборную Бельгии и АЗ, мы его не узнали! До работы в вашей стране он, образно говоря, за каждым деревом видел врагов. А теперь стал куда более раскованным и с той же прессой идет на контакт чаще и доброжелательнее. Более того, в интервью он сказал, что так его изменила Россия, где он провел лучший период в карьере".
После назначения Адвоката в сборную мне трижды довелось с ним общаться - и я готов подтвердить слова коллеги. Не радует, правда, что с футболистами нельзя, как при Хиддинке, поговорить в гостинице во время сбора, - но, возможно, это некие начальные дисциплинарные меры, которые по ходу работы будут сняты.
Или же - результат словенских событий, когда, как кое-кто считает, в отеле крутилось слишком много не только репортеров, но и агентов, и других не входящих в сборную людей. Доводилось слышать, что одному молодому актеру, приехавшему "потусоваться" в "Марриотт", настолько не понравился отказ Андрея Аршавина выходить к нему из номера для досужей болтовни, что он обрушил на подвернувшуюся в холле жену капитана сборной России Юлию поток брани. Если это так, то решение Адвоката ограничить "посещаемость" отеля сборной можно понять.
По тому, как мы сегодня сыграем с Болгарией, разумеется, нельзя будет ни в малейшей степени судить о будущем сборной Адвоката. В конце концов, в 1994-м команда Олега Романцева начала с "товарищеского" разгрома австрийцев в Вене - 3:0, а чем все закончилось в финальной стадии Euro-96? И примеров тому - тьма. Но все равно приятнее, когда сотрудничество тренера и игроков начинается с победы. Пусть и такой тяжелейшей, какую одержала сборная Хиддинка в августе 2006 года в Черкизове над Латвией, когда единственный мяч на предпоследней минуте забил Погребняк. До победы над Голландией в четвертьфинале Euro тогда оставалось пройти, выражаясь языком Жюля Верна, "двадцать тысяч лье под водой".
Прошли - будучи, между прочим, представителями третьей корзины. Теперь мы - в первой. Четыре года назад нужно было прыгнуть выше головы, теперь - просто подтвердить свой статус. И доказать, что Словения была ошибкой, на которую имеет право каждый. Вот сегодня же, господа, и начинайте доказывать!