В минувшую пятницу состоялось важное событие в жизни многострадального и многозатратного будущего суперстадиона. Теперь срок его открытия передвинут на осень 2013 года.
Вице-премьер правительства России Дмитрий Козак и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко лично проинспектировали «футбольную» стройплощадку.
Перенос пятый. Последний?
В ходе этого визита вице-губернатор города Роман Филимонов, отвечающий в Смольном за строительный блок, признался, что в ноябре 2012 года, как прописано в контракте с генподрядчиком, стадион сдан в эксплуатацию, естественно, не будет - и пуск переносится на осень 2013 года.
Это уже ПЯТЫЙ перенос даты окончания строительства (конец 2008-го, 2009-го, 2010-го, 2011-го, 2012-го), но, возможно, не последний, так как в ожидании высоких гостей строители в кулуарах говорили о 2014 годе.
Напомним, что скорректированный по требованию заказчика - Комитета по строительству Смольного - проект был утвержден Главгосэкспертизой еще в декабре прошлого года, но почти тут же выяснилось, что сложнейший механизм раздвижной крыши в наших северных широтах работать не будет.
Крыша не поехала
- Когда весной 2010 года наш институт получил от заказчика право на корректировку проекта, мы решили изменить авторскую ажурную конструкцию раздвижной части, состоящей из тысяч мелких деталей и механизмов, - рассказывает главный перепроектировщик петербургского стадиона из столичного института «Моспроект-4» Дмитрий Буш. - В условиях российской зимы вариант японского архитектора Кисе Курокавы попросту не смог бы раздвигаться! Мы предложили структуру из двух крупных полукуполов, которые передвигались бы по рельсам и смыкались над полем. Размер же самой «дырки» равнялся размеру футбольного поля, а всё остальное пространство было стационарным. Однако еще до прихода на объект специалистов «Моспроекта-4» заказчик имел на руках вариант с проемом, значительно превышающим размеры футбольного поля, под него заказали металл. Очевидно, что деньги заказчику выбрасывать не хотелось, и Комитет по строительству утвердил вариант с большой «дыркой», который в декабре прошлого года и прошел Главгосэкспертизу. Но нам удалось-таки убедить заказчика, что одобренная им конструкция настолько нерациональна, сложна и длительна в изготовлении, а также ненадежна, что ее необходимо менять. После долгих сомнений Комитет по строительству согласился с нашими доводами.
Однако и новый проект крыши из двух куполов, сдвигающихся по рельсам, у разработчиков долго не получался – его должны были сдать в Главгосэкспертизу еще в сентябре 2011 года. В минувшую пятницу Буш, который, кстати, во время инспекции стадиона вице-премьером и губернатором был основным спикером мероприятия, пообещал важным чиновникам:
- В конце ноября полностью готовый новый проект поступит в Главгосэкспертизу, а в марте заказчик получит всю утвержденную рабочую документацию, в том числе и по кровле.
- Когда в таком случае будет построен стадион? - поинтересовался у спикера Дмитрий Козак.
- Осенью 2013 года, - ответил вместо Буша вице-губернатор Филимонов.
После этого устраивать разнос по поводу очередного переноса даты пуска вице-премьер не стал. Более того, он призвал заказчика не суетиться и не давать преждевременных обещаний.
Самое дорогое место в мире
Отдельным и очень важным пунктом выездного совещания в присутствии СМИ была стоимость объекта. Как известно, Георгий Полтавченко начал свою деятельность на посту губернатора Петербурга с ревизии амбициозных, но супердорогих проектов Валентины Матвиенко. Из пяти (Западный скоростной диаметр, два моста через Неву, стадион и Орловский тоннель) бережливый губернатор оставил в живых только два: ЗСД и стадион. Но цена 68-тысячника на Крестовском острове, которая по стоимости одного посадочного места уже занимает первое место в мире, явно не устраивает градоначальника. Вот почему он заявил в ходе инспекции:
- Город, конечно, выполнит свои обязательства по финансированию стадиона, но международные эксперты и специалисты Минэкономразвития в целях оптимизации затрат детально рассмотрят все статьи расходов при строительстве. В любом случае, повышения нынешней сметы город не допустит!
Заявление Полтавченко вряд ли обрадует проектировщиков и подрядчиков. Вполне реально предположить, что после нового обсчета в Главгосэкспертизе стоимость стадиона вырастет процентов на 25: с 33 до 40 миллиардов рублей. По закону, если стоимость госконтракта в ходе строительства увеличивается на 10 и более процентов, необходимо проводить новый конкурс по выбору генподрядчика. Но в ходе инспекции и губернатор, и вице-премьер подчеркнули, что менять в качестве главного строителя компанию «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» они не намерены. Во-первых, строители не виноваты, что проектирование, которое началось в феврале 2010 года, происходит столь тяжело и медленно, что два последних сезона сами строители работали на 25 процентов своей мощности. Во-вторых, конкурсная процедура займет 3-4 месяца, что вряд ли обрадует заказчика. В-третьих, гипотетическому новому генподрядчику может потребоваться полгода, чтобы только войти в курс всех дел...
С новой ценой город не справится?
- Будете ли вы привлекать к софинансированию Газпром?
- Если полная смета после оценки в Главгосэкспертизе понизится или, в крайнем случае, останется на действующем уровне, то нет, - ответил губернатор. - Если же возрастет, и независимые эксперты подтвердят это, тогда городу будет трудно выполнять свои обязательства.