Маша Командная провожает бывшего главного тренера питерского «Зенита» Лучано Спаллетти и встречает нового — Сергея Семака. А также объясняет, почему последние несколько лет глава «Газпрома» Алексей Миллер жил по сердцу, а не уму.
«Зенит» (читай, глава «Газпрома» Алексей Миллер) в понедельник вечером уволил Лучано Спаллетти. Это, по меньшей мере, странно.
Почему сейчас, когда был сыгран всего один тур после зимнего перерыва? Почему не в ноябре, чтобы новый главный мог провести все январские и февральские сборы? Зачем было раньше так яростно защищать Спаллетти и при любом конфликте вставать на его сторону? Вопросы, кругом одним вопросы. Но ответ на них, тем не менее, есть.
У Миллера и Спаллетти была любовь. Странная такая, мужская, где-то необъяснимая. До «Зенита» Спаллетти тренировал прекрасную «Рому», которая тогда, конечно, не была такой прекрасной, как сейчас (сегодня по ней сходит с ума не только Рим, но вся Италия и пол-Европы), но тем не менее, «Рома» же. У Спаллетти было много предложений, но он выбрал «Зенит». Деньги, трофеи, обещания выполнять все его футбольные желания во время открытых трансферных окон — в общем, ему тогда хорошенько запудрили мозг.
Спаллетти крутой — этого нельзя отрицать, с этим надо просто смириться. Для меня главная с ним ассоциация — это момент, когда «Зенит» выиграл с ним чемпионство впервые. 2010 год, конец ноября, в Петербурге снег и холод. Команду уже не догнать, ничья с «Крыльями», «Зенит» чемпион. После финального свистка Спаллетти снял с себя куртку, кофту, майку, остался голым по пояс и побежал брататься с фанатами. Он кричал, вопил, был совершенно счастлив. Это было действительно круто.
За четыре года работы в «Зените» Спаллетти два раза приводил команду к чемпионству. Было много всего. Команда посыпалась год назад. Но Миллер терпел. В марте прошлого года на официальном сайте «Зенита» появилось письмо, подписанное простенько и со вкусом: «Искренне Ваш, Алексей Миллер». Глава «Газпрома» подбадривал итальянца после вылета команды из Лиги Европы и цитировал поэта Эудженио Монтале в переводе Андрея Бекетова:
«... В пучине морской остановку,
Для нас в море нет перерыва
По-прежнему рейс бесконечен,
И путь твой всего лишь начался,
Свершившись — всего лишь начался...»
Серьезный человек Алексей Миллер публикует на официальном сайте «Зенита» стихи, в которых шлет милые сигналы Спаллетти — не переживай, не уволю, работай дальше. Фантастическая история.
Мне Спаллетти особо не нравился никогда. Он вел себя надменно, никогда не казался милым. Но я вполне могу ошибаться — от работы с ним многие были в восторге. На открытый конфликт пошел только Роман Широков. Лучший футболист России, капитан сборной не жал ему руку после замен и, по слухам, дрался в раздевалке на одном из февральских турниров. В этом конфликте Миллер всегда был на стороне тренера. Широков ушел, Спаллетти теперь вот тоже.
Если есть в российском футболе понятие абсолютного зла, то это, конечно, «Зенит». В 2008 году Данни переходил в «Зенит» из «Динамо» за рекордные 30 миллионов евро. Осенью 2012-го «Зенит» купил Халка то ли за 50, то ли за 60 миллионов евро — точно никто не знает. Тогда же команда подписала Акселя Витселя — и за пару дней довела трансферные траты до 100 миллионов евро. Говоришь «Зенит», подразумеваешь «Газпром».
Отдельная история — это питерские фанаты. К вопросу о мировом зле. Нет, за «Зенит» болеет куча приятных, умных, красивых людей. Но есть и такие, кто сочинял манифест «Селекция-12», в котором отдельным пунктом прописано, как фанаты относятся к чернокожим игрокам. Процитирую, пожалуй: «Мы, как самый северный клуб из больших европейских городов, никогда ментально не были связаны с Африкой, впрочем, как и с Южной Америкой или Австралией и Океанией. Мы совершенно ничего не имеем против жителей этих и любых других континентов, но при этом хотим, чтобы за «Зенит» выступали, прежде всего, близкие по духу и менталитету игроки». Или вот еще, та же цитата из «Селекции-12»: «Мы против того, чтобы в составе «Зенита» играли представители сексуальных меньшинств».
«Зенит» — он такой, с безумными деньгами и фанатами, чувствующими себя королями жизни. Но при этом «Зенит» — один из лучших российских клубов. В прошлом году «Зенит» очень слабо провел чемпионат, подсобрался только во второй части чемпионата, но так и не смог опередить ЦСКА.. По осени команда ужасно выступала в Лиге чемпионов, установила антирекорд турнира, но все-таки вышла в плей-офф, набрав всего шесть очков на групповой стадии. Две недели назад «Зенит» позорно проиграл дортмундской «Боруссии» в 1/8 Лиги и тем самым лишил ответный матч хоть какого-то смысла. «Зенит» даже «Томь» в воскресенье обыграть не смог. Алексею Миллеру пришлось наплевать на свои чувства. Чтобы команде не провалить второй сезон подряд, пришлось принести их в жертву.
Исполнять обязанности Спаллетти пока будет Сергей Семак. Вообще-то легенда ЦСКА, если что. Но заканчивал карьеру он в «Зените», и полгода назад ему предложили должность в структуре клуба. Совершенно непонятно, в какой момент Сергей Семак стал Сергеем Богдановичем. Возможно, он им был всегда. Самый интеллигентный российский футболист, коллекционер вина, он обожает фильмы с Одри Хепберн и книги Милана Кундеры. У Семака шесть детей. Долгое время он был единственным российским футболистом, который всегда останавливался в микст-зоне и несмотря ни на что разговаривал с журналистами.
Дебютировать Семак будет уже в эту субботу, матчем против родного ЦСКА. Ей-богу, хоть за «Зенит» болей, в первый раз в жизни. Семак — совсем не зло, никакой не Дарт Вейдер. Как же хочется, чтобы Алексей Миллер в его лице нашел свою новую любовь, как же хочется.