С меня при цифре 37 в момент слетает хмель. Вот и сейчас как холодом подуло...» - это слова из знаменитой песни Владимира Высоцкого«О фатальных датах и цифрах». И холодом действительно подуло - в кошмарную новость о смерти Гены Поповича не хотелось верить ни мне, ни моим коллегам, несущим ночное дежурство в редакции. Вообще-то все те почти тринадцать лет, что мы были знакомы, я звал его не Гена, а Геша. Уже не помню почему. Ему этот вариант явно нравился. Футболист «Зенита» Геннадий Попович вообще был такой человек, что все испытываемые им в данный момент эмоции были написаны у него на лице.
…Когда он получил окончательный запрет от медиков на продолжение профессиональной карьеры и стал администратором «Зенита», стоять с ним рядом на бровке тренировочного поля на базе в Удельной было невозможно. Желваки на обычно улыбчивом лице ходили ходуном. Он что-то механически отвечал на вопросы, а сам не отрывал глаз от «двусторонки», в которой бегали и забивали голы все те, с кем еще вчера играл он сам. И стоило футбольному мячу после неточного удара укатиться куда-нибудь в сторону, Геша срывался с места и бежал пасовать его назад в поле, не жалея своих модных туфель. Всеми мыслями он все еще был там, в игре.
Судьба необъяснимо жестоко отпустила ему, влюбленному в футболу, совсем мало времени по-настоящему Большой игры.
В детстве в своем родном Днепродзержинске он поначалу занимался волейболом, но футбол перетянул. В знаменитой на весь Союз школе «Днепр-75» он быстро выдвинулся на заметные роли, но в союзном чемпионате успел забить только за днепропетровский дубль - и огромная страна развалилась на части. «До сих пор жалею, что не успел сыграть за основной «Днепр» в чемпионате СССР», - с досадой рубил воздух могучей рукой Попович. А если взять годы в «Зените» - клубе, ставшем пиком его недолгой карьеры? «Ну, теперь-то ты понял, что футболист должен «выдерживаться» на скамейке точно так же, как молодое вино?» - говорил ему Анатолий Бышовец после победы в 5-м туре чемпионата-98 над «Шинником».
А Геша, несмотря на только что забитый им гол, смотрел сумрачно. Потому что до этого три тура кряду маялся на «банке». И отводил душу только после матча. Причем отводил совсем по-детски: «Нет, ну ты представляешь - он, такой-сякой, опять меня в запасе оставил!!!» Словно бы его собеседник-журналист и не видел этого с трибуны собственными глазами.
Как он рвался ИГРАТЬ - забыть невозможно. Один из зенитовских летописцев назвал мощного, фактурного форварда Поповича (191 см роста, 89 кг игрового веса - при том, что бывало и побольше) «боевым слоном». Геша это выражение оценил. «А что, похоже. Техники выдающейся у меня нет, значит, защиту соперника мне надо «продавить». Любым способом - лишь бы забить. А гол - он всегда гол».
Насчет техничности Поповича, кстати, можно было и поспорить. В лучших своих матчах он забивал феноменально красивые и сложные по исполнению голы. Навскидку - последняя минута легендарного матча «Зенит» - «Торпедо» в 97-м и победный гол Геши в каком-то «бреющем» многометровом полете над газоном «Петровского». Или шикарный дубль в ворота испанской «Сельты» в финале Кубка Интертото-2000. Тогда Попович вышел на поле нездоровым, но сумел отыграть 74 минуты - и как отыграть! А после матча клял себя за то, что, совсем обессилев, попросил замену, после чего соперник успел отыграться. Тогда Геша словно бы знал, что возможности сыграть в еврокубках у него больше не будет.
А последний свой матч в зенитовской форме он провел 8 ноября 2001 года. Матч этот стал для питерцев призовым, и победный, «бронзовый» гол провел мощным ударом с 11-метровой отметки именно Попович. Тогда, практически при нуле градусов, он вышел на поле в футболке с закатанными рукавами! И, глядя на его отчаянные рывки за мячом, никому и в голову не могло прийти, что 9-й номер «Зенита» вышел на поле чуть ли не с микроинфарктом. Геша перенес сердечный приступ не то что на ногах - на бегу! Посмотрите на «бронзовое» фото зенитовцев сразу после финального свистка: он там сам на себя не похож. Белый весь, как полотно...
Футбол ему отныне был запрещен. Но без футбола он не мог! Тренировал, и удачно, ребят 1994 года рождения в школе питерского «Локомотива». Но одних тренировок ему было мало. При первой возможности заметно погрузневший Геннадий Иванович сам выходил на поле. Поиграть, посудить... Еще в минувший четверг он забил два красавца-мяча в Колпино в матче мужского первенства города. Этот матч снимали на видео. И через сутки завсегдатаи сайта www.zenitspb.org благодаря давнему поклоннику «Зенита» Евгению - «Читателю» смогли опять увидеть неповторимый восторг забившего гол Геннадия Поповича. Но в живых его уже не было. Потому что в пятницу он взял в руки судейский свисток. В последний раз в жизни..