«Колпинская ракета» вновь нарядится помидором и приедет в Петербург поболеть за «Спартак». Разбираемся, почему так происходит и стоит ли болельщикам «Зенита» остро реагировать?
Каминг-аут
Изучая страницы Александра Панова в соцсетях, можно прийти к двум выводам. Первый: что-то разделило жизнь человека на «до» и «после» в 2017-м. Второй: «Колпинскую ракету» украли и держат в плену, заменив на клона-провокатора.
Прежде сокрушитель Фабьена Бартеза и Евгения Плотникова публиковал фотографии семьи, с ветеранских турниров, архивные фото игр «Зенита», «Динамо», «Сент-Этьена», «Торпедо»; кадры, где форвард занимается ФААП (Футбольная ассоциация Александра Панова). Подписи — спокойные. Наряды — обычные, практичные, разнообразной расцветки.
В марте 2017-го Панов облачился в красное, забыл про орфографию, пунктуацию, стал пользоваться «капсом», делать селфи с бутафорским и настоящим оружием, постить околофутбольные картинки с подписями: «ЗАРЯД ЕЩЕ МОЩНЕЙ МЫ МЯСО ВСЕХ СИЛЬНЕЙ», «ХОТЬ НАШ ДВИЖ МОЛОДОЙ НО ДЕРЗКИЙ МЫ В ВСЕГДА В ТЕМЕ!!! СПАРТАК ВМЕСТЕ НАВСЕГДА!!!» и т. д. «ДИРЕКТОР ФУТБОЛЬНОЙ ШКОЛЫ АЛЕКСАНДРА ПАНОВА ПАНТЕРА» — знакомит подпись Панова в «Инстаграме».
А прошлым летом, незадолго до матча 4-го тура «Зенит» — «Спартак» (5:1), Пан взорвал инфопространство, публично признавшись в любви к красно-белым и купив абонемент в фанатский сектор. Сделал своеобразный «каминг-аут». В интервью «Спорт ФМ» располневший форвард, в частности, сказал: «К сегодняшнему «Зениту» у меня симпатий нет. <…> Готов пробить первый выезд за «Спартак» на матч против «Зенита». Буду ходить по Санкт-Петербургу в красно-белом шарфе и красной футболке».
Панов сдержал обещание, надев не только шарф и футболку, но и красные штаны. Погуляв по городу в таком виде, Александр выложил фотоотчет, где предстал в образе человека, похожего на «овощ», рекламирующий популярный сок. После игры фанаты «Зенита» пожурили бывшего кумира у стадиона «Санкт-Петербург». Случился инцидент. Панов недоумевал: за что такая реакция, ведь я, дескать, никого не предал?
Как был гопником, так и остался
В этом году Александр анонсировал в «Инстаграм» новое путешествие в Петербург. «ГОТОВИМСЯ НА ВЫЕЗД!!! ПОДДЕРЖИМ НАШ СПАРТАК В ПИТЕРЕ!!!», сопроводив текст картинкой: оскалившийся хряк в ошейнике на фоне дьявольской пентаграммы с подписью Evil Meat in the City. Tour St. Petersburg.
В конце концов, это личное дело Панова, за кого и чем болеть, скажете вы — и будете правы. Но на болезнь эти высказывания похожи лишь отчасти. Провокация. Все-таки известная личность, бывший кумир Питера. Панов объясняет смену цветов тем, что давно живет в Москве. Но многие люди, переехавшие в другой город, продолжают поддерживать родные клубы.
«Тебе не стыдно, Саша?» — спрашивали фаны в прошлом году. Ждет ли человека в красном «теплый прием» в этом сезоне?
— Не хочется много говорить на эту тему, — сказал один из авторитетнейших фанатов зенитовского движения. — Зачем людям, которые вознесли его до небес, как-то реагировать? Как был гопником, так и остался. Подлый человек.
Есть ли у Панова причины обижаться на «Зенит» и были ли возможности «переобуться» раньше? Попробуем разобраться.
Экскурс в историю. Приглашение Олега Романцева. Неработающий колобок
Он «сделал карьеру» за две недели. 26 мая 1999-го заставил говорить о себе весь Петербург, забив два гола московскому «Динамо» в финале Кубка России, а 5 июня дважды поразил ворота Фабьена Бартеза на «Сен-Дени» (Франция — Россия, ОЧЕ-2000, 3:2 в нашу).
Знающие Панова люди рассказали, что после этих подвигов нападающий считал себя «вторым Казаченком», полагая, что заслуживает такого же отношения. Ладно, Бартез и чемпионы мира — но он принес Петербургу первый трофей спустя 15 лет!
Через год «Зенит» продал форварда в «Сент-Этьен» за рекордные 2 млн евро. Переполненный «Петровский» провожал Панова, об отъезде снимали сюжеты для ТВ, а сама «ракета», обвешанная шарфами, пробежалась по дорожкам стадиона, размахивая многочисленными букетами. Петербург гордился, плакал, рукоплескал.
Дальше — многообещающий старт во Франции. Первый гол во втором матче Лиги 1. Но за полгода Пан провел семь матчей и отправился в швейцарскую «Лозанну», где сыграл на правах аренды в четырех матчах из 14 возможных. Позже форвард назвал причину неудачи — возможное заражение гепатитом С (диагноз не подтвердили). «Сент-Этьен» вылетел во вторую лигу, нападающий за полгода сыграл восемь «холостых» матчей и вернулся в московское «Динамо», чтобы через полгода очутиться… в петербургском, которое «гремело» в первом дивизионе.
Тогда у Панова и затаилась первая обида на «Зенит». Ведь он считал, что, во-первых, клуб должен был помочь в период неподтвержденного гепатита, во-вторых, подписать с ним контракт после неудавшейся поездки в «Сент-Этьен».
В марте 2006-го (тогда возвращение Панова в «Зенит» могли воспринять как пошлую шутку) нападающий дал интервью редактору отдела футбола «Спорта День за Днем» Алексею Павлюченко, в котором заявил:
— Тренер «Спартака» Олег Романцев приглашал меня в свою команду не один раз. Однако я обещал болельщикам, президенту «Зенита» Виталию Мутко, что уезжать буду только за границу. Может, кому-то мои слова и покажутся высокопарными, но я всегда ощущал себя патриотом. И долгое время оставался верен «Зениту». Болельщики просили: «Только не уходи в «Спартак»!» Вы же знаете, какие отношения были между фанами. Хотя сегодня понимаю, что упустил возможность поиграть вместе с Тихоновым, Цымбаларем, Аленичевым, Титовым. Мог стать чемпионом России, сыграть в Лиге чемпионов.
Спустя несколько месяцев «Зенит» купил 30-летнего Панова у «Торпедо» за 400 тысяч евро. За полгода он вышел в семи матчах — когда на пять минут, когда на семь, когда на одну. Зимой Панова отправили обратно, в «Торпедо», игравшее лигой ниже.
Обида крепла. Источники говорят, что Панов не считал возвращение в «Зенит» пиар-акцией и был уверен, что принесет команде пользу. Позже Владислав Радимов раскритиковал «ракету» в СМИ:
— Как футболист он уже к тому времени весь «вышел». Просто так получал большие деньги. Сидел на «банке», на тренировки с во-о-от таким пузом выходил. Это уже не футболист был, а колобок. В 2006 году играем со «Спартаком» в Москве, за пять минут до конца выходит Панов. На 93-й минуте не побежал за своим защитником, тот сделал пас Быстрову и — решающий гол нам. После этого ребята подошли к Адвокату и попросили Панова больше никогда не ставить. Мы бьемся-бьемся, а этот колобок позволяет себе не работать на поле.
Панов посчитал, что клуб его как минимум подвел. Причем дважды. Человек, принесший трофей, первый за несколько лет зенитовец в сборной, покоритель Франции, человек, обогативший казну на 2 млн. Неужели «Зенит» ничего не дал колпинскому футболисту? Вернемся в начало 1990-х.
«Красный Октябрь»
Панов, по собственному признанию, чинил беззаконие в Колпино, занимался уличным разбоем, употреблял внутривенные наркотики, не появлялся на тренировках.
Рассказывает главный тренер «Ленинградца», бывший игрок и тренер «Зенита» Борис Рапопорт:
— Мы его спасли, вытащили, переселили в начале 1990-х из Колпино в пансионат «Красный Октябрь». Игроки «Зенита» тогда заезжали туда на предматчевый карантин, и мы договорились, что в пансионате также будут жить некоторые игроки без контрактов. Организовали для них питание. Очень сомневаюсь, что, если бы Саша остался в Колпино, он не только состоялся бы как футболист, но и вообще был бы жив. Позже играл у нас с Мельниковым в первой лиге. Но потом нас убрали, и возглавивший «Зенит» Павел Федорович Садырин от Панова отказался. Дальше он скитался: Вологда, Китай. А через два года, когда пришел Бышовец, Евгений Наумович Шейнин (директор СДЮСШОР «Зенит». — «Спорт День за Днем») просто уговорил его взять Панова. Я был свидетелем этого разговора. И у Бышовца он заиграл! Ситуация странная, меня удивляет поведение Саши, что-то на него негативно влияет. С ним не разговаривал десять лет, сам он на контакт не идет… Если он приезжает сюда в красных цветах… Это демарш, конечно. Больше желание досадить «Зениту», нежели поддержать «Спартак». Он же не сошел с ума. Делает эти вещи сознательно. Планирует снова приехать в Питер в красном? Ну что ж, получит! (Смеется.)
К слову, в «Зените» Бышовца Панов заиграл не сразу. Сидел на скамейке. Тренер перестроил игру команды, затачивая действия хавбеков под быстроногого форварда. Хотя тренеру говорили: «Зачем брать? Его же из-за травы не видно!»
Стоит ли обижаться
Панов — не легенда «Зенита». Взять хотя бы статистику: 36 голов в 137 матчах за шесть сезонов. Показатели других форвардов, которые, по мнению многих, не оставили такого следа в истории: Саломон Рондон — 28 голов в 58 матчах за полтора сезона, Артем Дзюба — 46 голов в 109 матчах за три сезона с хвостиком. КПД Панова близок к КПД Предрага Ранджеловича — 4 гола в 17 матчах.
Так откуда статус легенды и такая реакция? Несколько факторов сошлись. Не хватавший звезд с неба «Зенит», изголодавшийся по победам Питер, гегемония игроков «Спартака» в сборной… И тут — взрыв: Кубок! Триумф национальной команды во Франции! И всюду солирует петербуржец. Трансфер за границу. Позже, кстати, Панов назвал главной командой в карьере «Торпедо», а не «Зенит».
Может, популярный фанат «Спартака» задирается, чтобы показать: плевать он хотел на «Зенит» и тех, кто обошелся с ним несправедливо. Но в итоге плевки летят в болельщиков, не виновных в злоключениях форварда, не предававших, в тех, кто искренне радовался его успехам.
Но, скорее всего, бесхитростный Панов «без задней мысли» топит за «Спартак». Забывая, что является публичной личностью и что его в «Твиттере» читают не только друзья. Саша, остановись! Если Панов задумал провокацию — не поддавайтесь. Тем более что в том году она удалась.