Жена и мама футболистов «Зенита» — о русском языке, знакомстве с Данни, близнецах и баскетбольном «Спартаке».
— Вы, пожалуй, единственная семья легионеров, которая так обрусела: Данни дает интервью по-русски, сыновья учатся в Академии, мы с вами сейчас общаемся на почти чистом русском языке. В чем секрет?
— Просто мы приехали в Россию очень молодыми. Мальчикам было всего 11 месяцев, и нам очень хотелось, чтобы нашей семье было здесь хорошо. Данни было всего 21, и он был нацелен на карьеру. Первый год был действительно трудным, но мы решили для себя, что здесь и будем устраивать свою жизнь. Мне кажется, у нас получилось. Бывает, что, разговаривая о будущем, мы думаем, почему бы и не остаться в России?
— У вашей семьи есть учитель русского языка?
— Только у меня, я занимаюсь раз в неделю. Данни ни на какие занятия не ходит: он прекрасно говорит по-русски. Дети учатся в интернациональной школе, там у них русский три раза в неделю. Меня удивляют их успехи: когда мы едем по городу, они читают все вывески подряд, меню, заголовки газет, все, что написано на чеках. И в Академии они говорят только по-русски. Недавно мы ездили в Португалию, с нами были русские друзья, и в какой-то момент я поймала себя на мысли: мы в Португалии, а мальчики говорят только по-русски!
— Вы помните свою первую мысль, когда Данни рассказал вам о возможной карьере в России?
— Я очень удивилась, потому что мне казалось, что в России после войны все разрушено! А когда мы приехали, я не переставала восхищаться этой страной. Вау! Восемь лет назад в Португалии мы думали, что в России все старое, холодное. Но, приехав сюда, мы увидели, что все совсем не так. Тут все такие активные! У нас в Португалии не бывает таких пробок!
— Помните поездку в Монако?
— О да, это был супердень! Матч был 29-го, а о трансфере мы узнали числа 25-го. Я сильно волновалась, выдохнула, только когда он забил гол. В тот день нервы у всех были на пределе! Какой это был стадион, какая поддержка, какая энергия! Мы, наверное, в тот момент по-настоящему осознали, что такое «Зенит» и наши болельщики. Принадлежать к такой семье и такому клубу — большая честь.
— А Данни тогда нервничал?
— Он вообще никогда не показывает, что нервничает. У моего мужа есть одно правило: работать. Все время быть лучше, все время преодолевать себя и ставить новые цели. Не отвлекаться на эмоции или обстоятельства, но видеть четкую цель. Этому он учит и наших детей. Это же помогло ему во время травмы.
— Тяжелое было время.
— Да, только представьте, с его желанием и отношением к профессии выйти из строя на такой огромный срок. Настроение у него, конечно, было не супер, но Данни никогда не позволяет себе захандрить. Он просто сосредоточился на выздоровлении, и все получилось. Я в такие минуты и в минуты поражений стараюсь поддержать мужа, но он предпочитает побыть один.
— С близнецами одиночество — это роскошь?
— Да, нам с ними весело. Они просыпаются в семь утра, даже в субботу и воскресенье. Первым делом мы везем их туда, где они смогут поиграть в футбол, хоть немного потратить свою энергию. А заставить их сесть и делать уроки — это настоящий вызов. Они сидят за одним столом, подглядывают друг у друга, спорят. Усидеть на стуле им просто невозможно.
— Близнецы, говорят, рождаются с разными характерами?
— Они очень разные! Франсишку больше похож на отца, а Бернарду скорее на меня. Да, у них одинаковые тела и лица, и они оба непоседы, стремительные, быстрые! Но Фрасишку немного добрее, внимательнее, а Бернарду парень построже. Они соревнуются между собой, это большая проблема! Они ведь одного возраста, одинаково любят футбол. Как-то Бернарду получил награду как лучший игрок, и Франсишку спросил меня: «Мама! Мы ведь одинаковые, где моя медаль?»
— Дома есть свой тренер?
— Данни с мальчиками все свободное время. Он говорит им: тебе нужно быть внимательнее или ты должен быть быстрее. Бернарду, например, бывает недоволен, что папа в каком-то матче отдал пас, а не забил сам. Но Данни терпеливо объясняет, что в футболе главное не личные успехи, а успех всей команды и отдать пас — это тоже круто. У нас дома мячей больше, чем мебели. Мне пришлось избавиться от вазочек и открытых полок, у нас только диван и мячи! К счастью, парни научились не бить по окнам.
— Сейчас вы все время приходите на стадион?
— Конечно! Мы с мальчишками иногда готовы сами выбежать на поле и помочь забить гол.
— У вас была романтичная история знакомства?
— Смешная! Мы с двоюродной сестрой Данни в школе как-то придумали такую шутку: звонили мальчишкам и томным голосом говорили: приве-е-ет! Данни я позвонила с телефона его сестры, и эта шуточная беседа как-то затянулась. Мы много перезванивались, хотя он меня никогда не видел! Это продолжалось несколько месяцев, пока мы наконец-то не решились на свидание. С тех пор и не расстаемся.
— Не могу не спросить у вас про «Спартак».
— Как раз когда мы с Данни познакомились, я много занималась баскетболом. Есть такая баскетбольная команда CAB Madeira в женской лиге, вот за нее я играла некоторое время под 11-м номером. Но когда я вышла замуж за Данни, мы уехали в Россию, так что моя баскетбольная карьера, как вы понимаете, закончилась. Поэтому я с удовольствием присоединилась к питерской команде, хоть и в статусе любителя. У нас спортивная семья, как я могу не тренироваться!