Все сейчас задаются двумя вопросами: когда прекратится адская жара и зачем "Зенит" купил Сергея Семака. Версий, что по первому вопросу, что по второму, хватает. Так что кашу маслом не испорчу, озвучу свою. Но – только по второму вопросу, если позволите…Строго говоря, вопрос "Зачем "Зенит" купил Семака?" состоит из трех составных частей, ну почти как марксизм – ленинизм. Дополнительные части – зачем "Рубин" продал Семака, и зачем Семак
согласился перейти в "Зенит".
Моя версия такова: "Рубин" продал потому, что Семак согласился перейти. А Семак согласился перейти, потому что он хорош только тогда, когда мотивирован по самое не могу. Прижиться в "Зените", стать игроком основы – великолепный мотивационный повод для 34-летнего хавбека. Ему интересно решить и эту задачу – вот, на мой взгляд, первопричина согласия Сергей Богдановича.
Кроме того, он никогда не бросает слов на ветер. Недавно Семак обмолвился, что повесит бутсы на гвоздь только после окончания Евро-2012. Состоится оно, на ридной для Сергея Украине, и что может быть лучше и красивее, чем завершить карьеру на родине? Но для того чтобы попасть на это самое Евро, надо не только помочь сборной России туда отобраться, но еще в эту сборную попасть. А чтобы попасть, нужно сильно показаться Адвокату, который, замечу, пока, судя по списку на матч с Болгарией, Семака в своих бойцах не числит. И, завершая эту логическую цепочку, для того чтобы сыграть так, чтобы
Адвокат ахнул, Семаку нужна сумасшедшая мотивация. Сумасшедшая мотивация – это "Зенит", круг – высшая форма законченности…
О "Рубине". Судя по трансфертам Бухарова и Семака , а еще раньше и Домингеса, в Казани решили протягивать ножки исключительно по одежке. Возможно, здесь поняли, что нет смысла тягаться в гонке футбольных вооружений, лучше переждать смутные времена в засаде. По моему пониманию, продажа Бухарова и Семака – признание выхода "Рубина" из гонки. По крайней мере, в этом сезоне…
С этим примерно разобрались. Теперь к тому, а зачем не юный, и даже не молодой Семак, потребовался "Зениту". Зачем нужен футболист, на которого даже второй главный тренер клуба (это я об Адвокате) чуть ли не рукой махнул? Многим, как уже говорил, это не понятно.
Наверно, я – белая ворона, каркаю тут направо и налево. Мне – понятно.
Семака, полагаю, захотел получить Спаллети. Как Адвокат в свое время заболел от Данни, так и итальянский специалист потребовал исполнить его кадровый каприз. Хотя какой же это каприз? В действиях Спаллети легко усмотреть логичную продуманность и надобность "Зенита" в Сергее Семаке.
Как минимум, по двум причинам.
Первая: Спаллети планомерно проводит кадровую политику, суть которой заключается в простой формуле "На каждую
позицию по квалифицированному сменщику". Проявление этой политики концентрировано в покупках Алвеша и Луковича( центральная оборонительная ось), в приобретении Бухарова( атакующая ось). Логикой этой политики легко объяснить и трансферт Семака.
Он способен, если рассматривать его как вариант с выходом на замену, закрыть три, если не все четыре, позиции. Семак – это надежный опорник, умеющий и любящий играть в отборе. Это – к вопросу о замене Денисова. Семак – это умелец первого паса, если не считать первым пасом попытку защитников сразу начать атаку. Это – к вопросу о замене Широкова. Или, к слову, Зырянова.
Умеющий отбирать и умеющий отдавать передачи Семак, в случае необходимости, может стать сменой даже незаменимому ныне Данни. Не напрямую, опосредованно: к слову, если вдруг Данни потребуется замена, на его место можно будет выдвинуть Широкова (или - Зырянова), а Семак устроится глубже в тылу.
При таких вариантах приобретение Семака играет совершенно в ином свете, в том числе, и в свете финансовых трат. Если бы следовать желаниям Спаллети и приобретать по нужному человеку на все вышеуказанные позиции, то меньше чем двадцать миллионами не отделались бы. Если не больше. А так, потратили сущие пустяки…
Спаллети, полагаю, почувствовал, что его замены не усиляют игру. В играх против "Унири" это сильно бросалось в глаза, особенно на правом фланге, где больше гостил, чем хозяйничал Росина. Семак – это усиление. И что еще очень важно, Семак – это возможность для Спаллети варьировать рисунок игры по результату. Опять же, к игре против "Унири". Последние двадцать минут показали, что это умение пока не так чтобы было в особых достоинствах "Зенита". "Рубин" же, в эпоху Семака, этим как раз здорово и отличался: отыграть без приключений в ситуации, когда сопернику надо кровь из носу забивать, а нам надо кровь из носу не пропускать.
Логика Спаллети - железная, железобетонная, а шестьсот тысяч ( или сколько там плачено "Рубину") не деньги для "Зенита".
Еще один момент. Он кажется мне прелюбопытным. Семак скоро закончит с футболом. Через два с половиной года, это совсем скоро, увы. И если он повесит бутсы на гвоздь, будучи игроком "Зенита", то не исключаю вероятности того, что он, Семак, получит важный пост в структуре клуба. Не исключаю, и исхожу из все той же логики. "Зенит" выстраивает вертикаль власти таким образом, что роль железобетонных подпорок играют люди футбольные. Люди поигравшие в Европе, люди, прекрасно разбирающиеся не только в вопросах функционирования клубной системы, но и, в случае чего, способные провести тренировочный процесс. И - поиграть в двухсторонках, да так, что у многих действующих футболистов "Зенита" глаза на лоб лезут от удивления и корпоративного футбольного уважения. Веду речь о спортивном директоре Корнееве и начальнике клуба Радимове.
Семак без проблем станет третьим, и третьим не лишним. Если не вторым. А то – и первым. Семак – фигура уважаемая в нашем футболе. Уважаемая на всех уровнях, начиная от болельщиков, и заканчивая владельцами команд. В случае назначения Семака на один из ключевых постов в клубе, вплоть до самого важного, президентского, "Зенит" обзаведется мощнейшим рычагом влияния в российском футболе. Замечу, не денежным, это само собой. Фигура уровня Семака, сменившего футболку на деловой костюм, - это ценнейший актив, под актив этот всегда и без проблем можно получить любой
кредит доверия. Или – индульгенцию за прошлые грехи…
Если мое предположение относительно жизни Семака после футбольной смерти верно, то это означает, что наш футбол потихоньку и помаленьку выбирается на привычные европам магистрали. В старом свете попадание в систему клуба после окончания карьеры – это своего рода награда, пожизненный бонус за преданность. А еще возможность отблагодарить за оказанное доверие. Яркий пример тут – Гвардиола, Субисаррета, Вальдано…
Трансферт Семака , по-моему, окончательно доломал некий барьер. Тот, что на протяжении нескольких последних лет, прочно тормозил внутрироссийские продажи из одной топ-команды в другую топ-команду. Не сложно вспомнить, как продавали Олича. Варианты были не только в Европе, хорватом всерьез интересовался "Спартак". Но в ЦСКА действовали по принятой в той время схеме: пусть потеряем в деньгах, но усиливать прямого конкурента не будем.
Времена, похоже, меняются. Российский футбольный рынок диктует свои правила, и эти правила становятся похожи на правила торгового мира: есть спрос, будьте любезны, вот вам и предложение. Пока речь можно вести о "Зените", но вполне легитимно допускать вероятности того, что, скажем, Ананидзе будет продан за хорошие деньги ЦСКА, а Дзагоева, и тоже за очень неплохие деньги, купит московское "Динамо".
Звучит, говорите, нереально, фантастика? А давайте поднимем архивы, и полюбопытствуем, как реагировали на первые сообщения о том, что "Зенит" намерен приобрести Бухарова.
Жизнь, господа, она всегда диктует свои условия…