Просто Леонид, просто Лучано
Любой тренер - не только специалист в области футбола, обучающий своих подопечных искусству побеждать, но и просто человек со своими пристрастиями и слабостями, особенностями поведения и семейными ценностями. Корреспонденты «СЭ» решили взглянуть на портреты Леонида Слуцкого и Лучано Спаллетти под разными углами.
СТИЛЬ
Как известно, человека встречают по одежке. Именно поэтому разговор о тренерах ЦСКА и «Зенита» начнем с их внешнего облика. Со Спаллетти в общем-то все ясно: в Италии с иголочки одеты, кажется, все: начиная от модельеров и футбольных тренеров и заканчивая журналистами и дворниками. Однако в России с ним произошла странная метаморфоза: на бровке итальянец теперь щеголяет исключительно в спортивном костюме. Неужели ему так полюбились боевые цвета «Зенита»?
Самое удивительное, что в отечественном тренерском цехе тенденция наблюдается обратная: специалисты в последнее время дружно сменили спортивные костюмы на пиджаки и брюки. Не остался в стороне от современных тенденций и Слуцкий. Более того, стал одним из первых адептов новой модной веры и, облачившись в стильное пальто, получил прозвище Русский Моуринью. От природы склонный к полноте, Слуцкий следит за весом: несколько лет назад он заметно постройнел.
Спортивным журналистам мода, конечно, не чужда, но за комментарием мы все-таки решили обратиться к специалисту. «В образе Спаллетти угадывается явное сходство с зубром фэшн-индустрии - знаменитым Доменико Дольче, - отмечает Сергей Парфенов, бренд-менеджер крупной компании, поставляющей в Россию модную одежду дорогих марок. - Безупречный средиземноморский загар, экстравагантная лысина »под бильярдный шар«, идеальная белозубая улыбка и аккуратная микроэспаньолка выдают в нем завсегдатая имидж-салонов. Приталенный костюм и узкий черный галстук с неизменной белоснежной сорочкой - не униформа, а часть его апеннинского »Я«. Не каждому под силу смотреться в повседневном костюме так же органично. По части элегантности синьор Лучано с легкостью затмил бы добрую половину персонажей из отечественной светской тусовки».
А вот имидж соотечественника наш эксперт оценивает не столь однозначно. «Пока процесс замены сугубо »спортивных« тренеров старой закалки на деловитых и строгих »менеджеров« больше напоминает переодевание Петром Первым бояр в европейские платья, - считает Парфенов. - У Слуцкого, при всем уважении к нему как к тренеру, отношения с костюмом пока что натянуты. Его редко можно увидеть при любимом аксессуаре Спаллетти - галстуке, хотя нужно учесть пренебрежительное отношение российских мужчин к этой детали гардероба как элементу униформы советского чиновника. Думаю, господин Слуцкий мало задумывается над тем, как бы поэффектнее появиться на публике, а скорее просто следует веяниям времени. Но это не страшно: настоящие гении мало внимания уделяют внешнему виду».
ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ МАТЧЕЙ
Один качается как маятник, сидя на тренерской скамье, а второй, чтя итальянские традиции, носится по технической зоне, жестикулирует и радует режиссеров трансляций богатой мимикой. В общем, классический дуэт тренеров-антиподов для кино о футболе. Вообще противопоставление «спокойного» и «эмоционального» наставников распространено не менее, чем разговоры о двух типах нападающих: мол, в каждой команде должен быть форвард «таранного типа» и его «маленький и юркий» напарник. На первый взгляд разница очевидна - страсть против хладнокровия, - однако и в случае со Слуцким спокойствие отнюдь не синоним равнодушия. Это подтверждает и специалист в области психиатрии из института Сербского Тимур Ненашев: «Спаллетти - натура более возбудимая. Его типу личности проще реагировать на стрессы, так как все напряжение моментально выходит наружу - с помощью широкой жестикуляции и мимики. Говоря проще, на его лице всегда отражаются душевные эмоции. В случае со Слуцким мы имеем дело с типичным интровертом - в глаза бросается скованность движений, напряженное выражение лица. Можно только представить, что у него творится внутри в самые драматичные минуты матчей».
КОНТАКТ С ИГРОКАМИ
Однозначные выводы по поводу общения Спаллетти с подопечными сделать трудно. Пока представляется, что его подход - нечто среднее между Диком Адвокатом и Анатолием Давыдовым. Голландец держал команду в ежовых рукавицах: результат это приносило, но на второй год работы многие от подобной жесткости подустали. Давыдов же был в команде «своим в доску», но вызванная этим расслабленность игроков порой приводила к неприятным последствиям.
В Италии отношения с игроками у Спаллетти тоже складывались непросто. Местные СМИ, к примеру, обвиняли его в неумении в нужный момент сменить пряник на кнут. Считалось, что главным авторитетом в «Роме» был не он, а Франческо Тотти. Якобы доходило до того, что тренер советовался с капитаном по поводу стартового состава, тактики и вообще не смел и шагу ступить без мнения Маршала Пупоне. С другой стороны, огласку получил конфликт тренера с Антонио Кассано: после очередного «закидона» главного «анфан террибля» итальянского футбола Спаллетти пустил в ход кулаки, после чего руководство клуба заняло его сторону и выставило Кассано из «Ромы». Авторитетов калибра Тотти и скандалистов масштаба Кассано в «Зените» нет. Поговаривают, что суровый разговор с главным нарушителем правил питерского клуба Фатихом Текке занял всего пару минут, после чего турок собрал вещи и отправился в Казань.
Слуцкий вроде бы тоже не тиран, но в своих командах всегда умел найти общий язык с игроками. Самый яркий пример - проблемные аргентинцы Пабло Баррьентос и Макси Лопес, которые при нем блистали в «Москве», а вот при жестком Блохине сразу закапризничали. Прав, выходит, Марк Гонсалес, который в недавнем интервью «СЭ» сказал, что Слуцкому все игроки полностью доверяют: «Наш тренер не только хорошо выполняет свою работу, но и умеет наладить отношения с каждым футболистом. Доверие - очень важная вещь не только на поле, но и в жизни. У Слуцкого в этом плане все в полном порядке». Действительно, если бы не дружеский контакт с подопечными, вряд ли бы тренер армейцев узнал подробности из родословной Чиди Одиа. «У него бабушка ведунья, а прабабушка людоедка», - развлекал футболистов Слуцкий на одной из недавних тренировок.
ИМИДЖ В СМИ
Благодаря своей открытости и готовности идти на контакт с прессой Слуцкий пользуется благосклонностью у пишущей братии. Он может дать интервью до, после и во время матча, в самолете, автобусе или машине, утром, днем или ночью. При этом на все вопросы отвечает настолько подробно и доходчиво, что волей-неволей думаешь: «И как это я сам не догадался?» В общем, работать с ним - одно удовольствие.
А вот Спаллетти, несмотря на все успехи с «Ромой», на родине крепко доставалось от журналистов. Не самые простые отношения с ними усугублялись и закрытостью «Ромы». Репортеров и близко не подпускали к базе клуба, постоянно находившейся на военном положении, а интервью футболисты давали по большим праздникам. В России имидж Спаллетти еще толком не сложился - слишком мало времени прошло с начала нового сезона, - однако короткий мультик, в котором карикатурный Спаллетти безуспешно созывает в Россию звезд итальянского футбола, уже разошелся по интернету.