Вопросы пользователей нашего портала вызвали у Сергея Богдановича неподдельный интерес – на каждый из них тренер «Зенита» постарался дать обстоятельные ответы. Добавлю, что некоторые подробности сегодня впервые откроются широкой общественности.
- Вникли ли вы в суть тренерской профессии и как себя чувствуете в новом качестве?
- Изначально, конечно, было сложно – смотрел на происходящее другими глазами. То есть глаза те же, а вот позиция, с которой смотришь, изменилась. (смеется)
- А что, собственно, изменилось, Сергей Богданович?
- Взаимоотношения в коллективе, с ребятами, с тренерским штабом. Признаюсь, на первых тренировках я вообще не знал, что делать и чем себя занять. Годами привыкаешь к определенному ритму, выполняешь одни и те же упражнения – и вот вдруг все стало по-другому. Не скрою, перестроиться было сложно, особенно первые две недели, когда вообще не мог понять, где я, что со мной происходит и что мне делать (смеется). Сейчас, поступив в ВШТ, смотрю на происходящее иначе. Годы, проведенные в футболе, дают определенные знания, на базе которых и стараюсь работать. Согласен с тем, что тренерская стезя, особенно деятельность главного тренера – творческий процесс. Здесь нужно уметь находить контакт с футболистами, развивать массу качеств, которые позволят из футболиста вырасти в настоящего наставника.
- Вы уже "убили" в себе игрока? И надо ли это делать?
- Честно говоря, не совсем понимаю значение этого выражения. Может быть, потому что не так много времени прошло.
- И тем не менее – какой смысл вы вкладываете в это понятие?
- Наверное, нужно забыть свое футбольное прошлое и ни в коем случае не проецировать игровые ситуации на себя. Не задаваться вопросом, как бы ты поступил в том или ином эпизоде. Как это крылатое выражение интерпретировать по-другому, я пока не знаю.
- Я вижу, как активно вы работаете на тренировках, выполняете упражнения с игроками, как судите игру и понимаете ее нюансы. Могу утверждать – вы в порядке. Нет ли у вас ощущения, что поспешили закончить карьеру?
- Конечно, я не могу сказать, что у меня больше нет желания играть на поле. Мне не хватает этих эмоций, хорошего драйва, полных стадионов, различных турниров. Сейчас «Зенит» проводит интересные матчи, в которых мне тоже хочется участвовать. Но… я считаю, уходить нужно вовремя. Возможно, в команде более низкого уровня, чем "Зенит", с меньшей интенсивностью, с возможностью индивидуального подхода к работе, я бы мог поиграть еще какое-то время. Но я принял решение, исходя в первую очередь из интересов семьи. Мне кажется, я достаточно поиграл, чтобы потешить свое самолюбие. Теперь пришла пора сделать что-то для своих близких.
- Состоится ли прощальный матч Сергея Семака?
- Я вообще никогда не представлял себе, что такое прощальный матч и зачем он нужен. Сейчас мое мнение не изменилось: пока у меня желания нет организовать такой проект. Может быть, через какое-то время мне захочется собрать друзей и сказать слова благодарности болельщикам и людям, которые все эти годы были рядом со мной и помогли мне стать футболистом, сделать правильные шаги на жизненном пути. Проблема одна – найти время. Поверьте, сделать это очень сложно.
- С удовольствием зачитаю вам обращения наших пользователей: "Сергей Богданович, восхищаюсь, как и многие, Вашим профессионализмом! Желаю дальнейших успехов на выбранном Вами пути. Хочу спросить: нет ли у Вас ощущения, что Вас Бог за ниточку ведет? Считаете ли Вы, что для успешного развития карьеры нужны нравственный стержень и мир в душе?"
- Спасибо за теплые слова! На мой взгляд, такой стержень, конечно, нужен. Но есть футболисты, которые добивались успеха безо всякого нравственного стержня и спортивного характера, только за счет таланта. Тем, наверно, и хорош футбол. Этот вид спорта очень демократичен: в него могут играть и большие и маленькие, и хорошие и плохие, и добрые и злые. Место в футболе есть для всех. Самое главное, чтобы объединить столь разных людей общей идеей и подчинить всех одному интересу – побеждать. Нужно сделать так, чтобы раскрыть их лучшие качества именно во благо команды.
- «Сергей Богданович, спасибо, что после окончания карьеры выбрали «Зенит»! Это честь для нас - иметь Вас на нашей тренерской скамейке. Мой знакомый из Москвы болеет за ЦСКА. До сих пор сетует, что Вы не вернулись в ЦСКА после того, как повесили бутсы на крючок. Что стало решающим фактором, почему выбрали именно «Зенит»?»
- Поскольку продление контракта в качестве действующего игрока со мной не обсуждалось, во главу угла я поставил семейный интерес. Моим родным нравится в Санкт-Петербурге. У нас много маленьких детей, которым не стоит с периодичностью раз в три год менять место жительства. Переезд – своеобразный стресс не только для родителей, но и для ребят, поэтому захотелось тишины и стабильности для моих близких. Я должен был огородить их от кочевого образа жизни, который сопровождал меня всю мою футбольную карьеру. ЦСКА? Предложений от армейцев мне не поступало.
- А были ли варианты сохранить статус действующего игрока?
- Да, были. Я имел предложения от несколько клубов. Кстати, и поэтому в том числе решение закончить с футболом далось очень сложно. И тем не менее оно было принято. Я рад, что поступил именно так, потому что если бы стал колебаться, неизвестно, чем бы дело закончилось. А то предложения становились все интереснее и интереснее, заманчивее и заманчивее. (смеется)
- То есть вы по-прежнему могли бы «пылить» в премьер-лиге?
- Да. Последние дни перед принятием окончательного решения интерес некоторых команд меня очень смущал (улыбается) Но хорошо, что хватило сил закончить карьеру.
- Клубы не назовете?
- Их много, называть их не вижу смысла. Скажу лишь, что это команды не первой пятерки. Остальные интересовались – кто-то более конкретно, кто-то менее. Но предложений, повторюсь, поступало очень много.
- «У вас богатая событиями футбольная жизнь. Что самое памятное?»
- (задумывается) Люди, с которыми мне посчастливилось работать. Друзья, с которым свел футбол, игроки, тренеры, давшие мне путевку в жизнь. Общение, атмосфера в командах, в которых я играл – все это запомнилось гораздо лучше, чем какие-нибудь результаты.
- Цитирую наших пользователей: «Я желаю крепкого здоровья и счастья Вам и Вашей семье!»
- Спасибо большое!
- «Любите ли вы борщ»?
- Не скажу, что я фанат борща, но, конечно, ем его с удовольствием. Кстати, у борща много разновидностей: русский, украинский. Хотя можно и поспорить, что можно называть классическим борщом! А вообще я непривередлив в еде, мне нравится простая пища. Например, очень люблю хлеб, особенно свежий. Могу прорекламировать черный Сестрорецкий – в моем личном рейтинге он занимает первое место!
- «Сергей Богданович, тренерская и административная деятельность в футбольном клубе требуют от личности разных талантов. Вам какая стезя ближе? И почему?»
- Вот я и пытаюсь разобраться, что мне ближе. (смеется) Прежде чем понимать, что твое, а что нет, надо попробовать. Сейчас мне интересна тренерская работа, хотя осознаю, что как тренер в данный момент я равен нулю. Мне нужно учиться, набираться опыта, чтобы расти в этом плане. В последствие и увидим, насколько это у меня это будет получаться. Что касается административной работы, то в ней есть удаление от живого процесса. И если мне покажется, что буду не соответствовать занимаемой сейчас должности, то перейти на административную работу окажется проще, нежели занялся бы ею сразу после окончания футбольной карьеры.
- «Сергей Богданович, Лучано Спаллетти как-то заявил, что когда-нибудь Вы смените его на посту главного тренера. Семак - главный тренер "Зенита", можете представить себе такой вариант?»
- Пока не могу. Конечно, благодарен Лучано за такие слова, но прекрасно понимаю, что они были направлены в первую очередь на поддержку и доверие мне лично и тем людям, которые работают в тренерском штабе «Зенита». Игорю Витальевичу Симутенкову, например.
- «Сергей, выскажите Ваши впечатления от итальянской школы тренерского искусства. Эта школа, по Вашему мнению, отличается от российской?»
- Я не могу сказать, что есть какое-то существенное отличие. Да, раньше фактических знаний было значительно меньше, чем сейчас. Почему? Все мы учились у своих тренеров, тренировочный процесс строился на том, как с нами работали. Теперь все изменилось, футбольная наука шагнула далеко вперед. Очень много привязок к медицине, появились тренеры по функциональной подготовке, физиотерапевты, которые прекрасно разбираются в работе мышц. У тренеров масса рычагов анализа, способных помочь вникнуть в возможности футболиста и игровые модели. В этом плане стало гораздо легче и интересней.
- «Сергей, Ваше впечатление о Питере изменилось с тех пор, как Вы перестали быть гостем в нашем городе? Каково Вашей семье в Санкт-Петербурге? В Питере солнечные дни редкость, на Ваше настроение влияет серая погода?»
- Детям, конечно, не хватает солнечных дней в году. Но я лично не испытываю никакого дискомфорта от дождя. Расстраиваюсь лишь тогда, когда ветер мешает выходить гулять. Вот тогда действительно хочется побольше солнца! (улыбается) Знаете выражение: «Для того, чтобы распечатать фотографии из Петербурга, не нужен цветной принтер»? Теперь я понимаю, что это так. Особенно в межсезонье.
- «Что вам нравится в Санкт-Петербурге, а что не принимаете категорически: погоду, пробки, что-то другое?»
- О погоде мы только что поговорили, движение, за редким исключением, меня тоже устраивает, так что не могу назвать каких-то факторов, которые меня бы смущали.
- «Ваша жена рада тому, что Вы перешли на тренерскую должность? Она, наверное, чаще Вас встречает дома?»
- Я не могу сказать, что она счастлива, поскольку времени, которое я провожу дома с детьми, не стало больше. Зато супруга рада тому, что я стал меньше уставать физически и здоровья уходит меньше! (смеется) В большой семье, когда надо кого-то уложить спать, к кому-то подойти ночью, это важный момент.
- «Вы бы хотели, что бы все ваши дети играли в одной команде, допустим, в «Зените»?»
- Я буду поддерживать своих детей в любых начинаниях, но не являюсь фанатом идеи, чтобы они непременно играли в футбол и непременно за «Зенит». У каждого свой путь. Моя роль, как родителя – просто оказывать им повсеместную поддержку.
- «Хочу пожать Сергею Богдановичу руку, и покрепче, проникновенно! Все самые теплые слова уважения от нас! И вопрос Сергею: как полагаете, не отразится ли искусственная шумиха имени расизма на ЧМ-18?»
- Я думаю, нет. В России большинство грамотных и образованных людей. Нельзя делать скоропалительных выводов по отдельным высказываниям. Конечно, с расизмом необходимо бороться, но из-за нескольких человек нельзя ставить крест на футболе в России. Мне кажется, то, что раскручивается сейчас, делается с определенными перегибами.
- «Кто сильнее: Брюс Ли или Арнольд Шварцнеггер?»
- (смеется) Я думаю, ничья!
- «В будущем Вы бы хотели поработать за границей в качестве главного тренера, если бы имелась такая возможность?»
- Да. Я думаю, это было бы интересно.
- «Снится ли Вам футбол»?
- Очень мало.
- «Восхищаюсь Семаком, и как игроком, и как отцом Такого семейства, просто передайте ему спасибо за его вклад в футбол!»
- Большое спасибо за теплые слова!
- «Если бы Вас пригласили стать главным тренером «Реала», «Барселоны», ПСЖ, МЮ, «Арсенал», «Челси» что бы вы выбрали?»
- Мне кажется, каждый из этих клубов достоин уважения и восхищения. Работать в одной из этих команд – это мечта любого тренера.
- «Вспоминаете ли ПСЖ и французский период Вашей биографии?
- Часто. Может быть, тогда не все получалось в футболе – хотелось гораздо лучше. Но в остальном – жизнь в другой стране, расширение кругозора, общение, понимание – я очень счастлив этому периоду.
- «Сергей, есть ли сегодня внутренняя решимость связать свое будущее с "Зенитом"? Понимаем, что жизнь может все перевернуть, переставить, но именно сейчас Вы видите свое место и будущее в "Зените"?»
- Я уже его связал – у меня есть соглашение с «Зенитом». (улыбается) Конечно, далеко заглядывать вперед нельзя – в жизни, как было правильно замечено, все может случиться: сегодня ты востребован, завтра нет. Для каждого человека важно иметь любимую работу. Сейчас она у меня есть. Поэтому мое будущее, конечно, связано с «Зенитом».
- «Рано или поздно, Сергей Богданович, Вы станете главным тренером. Уже представляете, в какой футбол будет играть Ваша команда? И есть ли потенциал, чтобы создать что-то действительно выделяющееся на общем фоне, как «Порту» при Боаше, «Боруссия» при Клопе, «Барса», «Бавария» Гвардиолы?»
- Болельщикам нравится, когда команда играет в атакующий, интересный футбол. Тренерам импонирует хороший результат. Вот как-то и надо объединить эти факторы: стабильность и зрелищность.
- «Как обстоят дела с Высшей школой тренеров?»
- Я являюсь ее слушателем, в июне буду сдавать экзамены на лицензию категории А.
- «Понимаете ли вы, что хорошему главному тренеру почти всегда нужно делать выбор, работа или семья? Ведь самые известные, хорошие специалисты, как правило, первыми приезжают на базу, и последними уезжают, а Вилаш-Боашу иногда даже приходилось брать с собой спальный мешок, так как кровати в его кабинете в «Челси» не было предусмотрено, тратить же время на дорогу домой он не хотел. Плюс, понятное дело, постоянные разъезды, с которыми вы уже, как футболист, успели намучиться. Вы готовы пожертвовать нормальной семейной жизнью ради карьеры тренера?»
- Я прекрасно знал, на что шел. Как раз сейчас я и готов попробовать себя в этом качестве. А насколько вытерпит мою работу семья, покажет время.
- Всем известно, что вы окончили общеобразовательную школу с золотой медалью. Какие предметы вам нравились больше всего?
- У меня склад ума математический, не отношу себя к гуманитариям, поэтому больше нравились точные науки, нежели пение, рисование и все остальное. (улыбается)
- «Трудно ли быть Семаком»?
- Нет. (смеется)
- «Что нужно сделать некоторым игрокам, чтобы добиться любви Спаллетти? Не могли бы вы поделиться своим опытом?»
- Надо просто всегда профессионально выполнять свою работу, независимо от того, как к тебе относится главный тренер. Я же во всех клубах никогда не пытался кому-либо понравиться.
- «Не вопрос, а крик души! Понимаю, что у вас, Сергей, может пока быть очень мало рычагов влияния на эти вещи, и тем не менее. Стандартные положения – и атакующие, ну просто беззубы, особенно с серьезными соперниками, и оборонительные – они ещё страшнее! Для команды, с такими амбициями, с таким большим, и наверняка хорошо оплачиваемым тренерским штабом, как «Зенит» это просто ужасно. Как бы в «Зените» улучшить этот компонент, ведь в современном футболе это очень важная вещь, и просто больно, что «Зенит» так в этом компоненте неэффективен?»
- Полностью согласен с автором вопроса: это то, что мы мало используем, хотя стандарты могли бы принести нам хорошие плоды. Что делать? Работать.
- «Сергей, Вы очень добрый, воспитанный, культурный, смелый, ответственный и умный мужчина! Воспитываете ли своих детей, как воспитывали Вас, или есть своя методика, чтобы они выросли такими же замечательными людьми?»
- Стараюсь, конечно, вместе с супругой, дать им многое из того, что родители воспитали во мне. К детям надо быть очень внимательными, но без строгости дисциплины тоже никак нельзя. Уж потакать им во всем точно не надо!